УДК 61

Употребление каннабиса и его связь с развитием психопатологических проявлений

Трифан Ирина Константиновна – студент Обнинского института атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Корастылева Анастасия Михайловна – студент Обнинского института атомной энергетики – филиал Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Перепелов Александр Васильевич – кандидат медицинских наук, заведующий кафедрой Внутренних болезней Медицинского факультета Обнинского института атомной энергетики – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ»

Аннотация: Каннабис является одним из наиболее часто употребляемых веществ. Однако его воздействие на психическое здоровье изучено недостаточно. Употребление каннабиса широко распространено у людей с психическими расстройствами. Имеются данные, подтверждающие, что употребление каннабиса может спровоцировать и усугубить психоз и шизофрению. В этой статье рассматривается влияние каннабиса на развитие и усугубление патологии психической сферы.

Ключевые слова: расстройство, связанное с употреблением каннабиса, шизофрения, вред, тревожные расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство.

Введение

Каннабис – третье самое популярное психоактивное вещество в мире после алкоголя и никотина. Это смесь, полученная из семян и засушенных частей растения конопли (каннабиса). Употребление этого наркотического вещества опасно и для человека в отдельности, и для общества в целом. В большинстве мировых стран выращивание конопли считается незаконным и уголовно наказуемым. Вред употребления марихуаны характеризуется негативным воздействием на мозг человека, возникновением психической зависимости. Известно, что регулярное курение марихуаны, несмотря на некоторые лечебные свойства, повышает риск развития психических расстройств [1].

Цель работы

Провести анализ развития патологии психической сферы и течения уже диагностированных заболеваний при злоупотреблении психоактивных веществ на основе каннабиса.

Задачи работы

  1. Проанализировать спектр поведенческих и психических патологий при употреблении каннабиноидов у лиц с ранее не выявленными нарушениями психики.
  2. Проанализировать спектр поведенческих и психических нарушений при употреблении каннабиноидов у лиц с диагностируемыми психическими заболеваниями.
  3. Изучить влияние и последствия употребления каннабиоидов на психическую сферу и развитие психопатологии.
  4. Уточнить динамику течения и спектр психических заболеваний на фоне употребления каннабиноидов.

Материалы и методы

Изучена рецензируемая научная литература по синтетическим каннабиноидам последних 5-7 лет. При написании статьи были использованы данные мировых исследований.

Авторами статьи проанализирован материал, информация в котором подтверждена различными исследованиями, где экспериментальным путем было прослежено развитие и усугубление психопатологии у людей, злоупотребляющих каннабисом.

Поиск рецензируемых литературных источников осуществлялся с помощью международных медицинских электронных баз PubMed, Embasе, Web of Science, Scopus, Cochrane, платформы SciFinder, и Google Scholar. 

При выполнении работы применялись следующие методы: клинический, статистический.

Актуальность работы

Проблема зависимости от психоактивных веществ (ПАВ) является международной. Число потребителей наркотических средств и психотропных веществ в России оценивается в 8,5 млн. человек (порядка 6% населения страны) [2]. Наиболее негативная ситуация по масштабам злоупотребления складывается с наркотическими средствами на основе каннабиса, опиатами.

Спектр соматических и неврологических нарушений при наркомании разнообразен, особенно при зависимости от инъекционных наркотиков из группы опиоидов. Употребление любых НСПВ (наркотических средств и психотропных веществ), в том числе и марихуаны, способствует развитию острой сосудистой патологии головного и спинного мозга, эпилепсии и когнитивных расстройств. Для отравления кокаином характерны геморрагические инсульты и субарахноидальные кровоизлияния, причины которых многофакторны, но непосредственной все же является интоксикация. Пароксизмальные нарушения сознания с тонико-клоническими судорогами встречаются даже на фоне употребления синтетических галлюциногенов. Нередким осложнением наркозависимости является поражение периферических нервов, которое наиболее часто происходит в результате длительной компрессии нервных стволов («сонный паралич», плекситы, сдавление постинъекционным абсцессом и пр.), но описаны также случаи развития острой нетравматической полиневропатии на фоне отравления героином

Социальные последствия от злоупотребления ПАВ носят крайне негативный и разрушающий характер: распадаются семьи, растет преступность, сокращается продолжительность жизни, снижается интеллектуальный уровень общества. Дети зависимых людей имеют пониженный умственный потенциал, страдают различными болезнями центральной нервной системы, что в конечном итоге тормозит нормальное развитие общества в целом.

Все перечисленное выше, отрицательно сказывается на общих показателях продолжительности жизни, здоровья и трудоспособности населения.

Негативной тенденцией является широкое вовлечение в потребление наркотиков лиц молодого возраста. Так, от 60% до 70% из потребителей наркотиков составляют молодые люди в возрасте от 18 до 30 лет [3]. С ростом числа потребителей наркотиков отмечалось стремительное увеличение социальных проблем: рост заболеваемости социально значимыми инфекционными заболеваниями (парентеральные вирусные гепатиты, вирус иммунодефицита человека инфекция (ВИЧ), заболевания, передающиеся половым путём (ЗППП), туберкулез и др. увеличение числа преступлений, связанных с оборотом наркотиков и совершенных в состоянии наркотического опьянения. За преступления, связанные с оборотом наркотиков, в 2015 году осуждены более 134 тыс. человек (20,1% из всех осужденных) [5].

Таблица 1. Общее количество преступлений, связанных с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов в Российской Федерации [14].

Количество преступлений всего

2016 г. (201165)

2017 г. (208681)

2018 г.
(200306)

2019 г.

(190197)

Незаконное производство, сбыт, пересылка, хранение, перевозка, изготовление, а также нарушение оборота наркотических средств, ПАВ или их аналогов

196271

203393

194155

183899

Незаконный сбыт наркотических средств, ПАВ или их аналогов.

99052

107446

112854

112651

Организация либо содержание притонов или систематическое предоставление помещений для потребления наркотических средств, ПАВ или их аналогов.

1520

1518

1589

1435

Незаконная выдача либо подделка рецептов или иных документов, дающих право на получение наркотических средств или ПАВ

10

30

46

42

Склонение к потреблению наркотических средств, ПАВ или их аналогов

110

175

231

302

Несмотря на все меры борьбы, направленные на препятствия к распространению ПАВ, в клинической практике наиболее часто встречаются нарушения психотического уровня, связанные с употреблением синтетических каннабиноидов (СКБ), создавая одну из самых актуальных проблем в психиатрии.

Помимо этого, выявляется ухудшение динамики заболевания у людей с уже диагностированной психопатологией, что создает препятствия для эффективного лечения основного заболевания.

Результаты и обсуждение

В настоящее время существует два наиболее клинически значимых типа каннабиноидов: дельта-9-тетрагидроканнабинол (ТГК) – основной психоактивный компонент каннабиса и каннабидиол (КБД), обладающий противовоспалительным действием [6].

Механизм действия каннабиноидов связан со взаимодействием с каннабиноидными рецепторами 1 (СВ1) и 2 (СВ2), связанными с G-белком по всему организму, а также со стимуляцией эндогенной каннабиноидной системы, изменением уровня эндоканнабиноидов и ингибированием высвобождения нейтротрансмиттеров (ГАМК и глутамат). Рецепторы СВ1 и СВ2 осуществляют и другие формы нейромодуляции: увеличение высвобождения дофамина, снижение выброса ацетилхолина и норадреналина. Эндоканнабиноиды являются эндогенными нейроактивными липидными мессенджерами, которые участвуют в механизмах памяти, в регулировании и контроле поведения при помощи положительных реакций на действия (система вознаграждения), обучение и болевой реакции. Самое большое количество рецепторов СВ1 и СВ2 обнаруживаются в ЦНС и клетках иммунной системы.

«Кайф», к которому стремится большинство потребителей, генерируется влиянием ТГК на рецепторы СВ1. Действие каннабидиола (КБД) несколько противоположно действию ТГК: КБД оказывает транквилизирующее и седативное действие. Различные виды каннабиса имеют различные пропорции ТГК и КБД. Клинические эффекты пропорции ТГК и КБД могут варьироваться, отчасти из-за диффузного распределения рецепторов CB по всему мозгу и разнообразия вовлеченных нейротрансмиттеров, и могут варьироваться от положительных (расслабление, эйфория) до отрицательных (тревога, психоз) [7].

Анализ спектра поведенческих и психических патологий при употреблении каннабиноидов у лиц с диагностируемыми психическими заболеваниями

Люди с психическими заболеваниями часто имеют сильные мотивы для поиска краткосрочного «вознаграждения». Что касается каннабиса, вознаграждение будет состоять из ощущений расслабления и эйфории.  Это объясняет большую распространенность расстройств, связанных с употреблением каннабиса, среди людей с психическими патологиями, такими как шизофрения, тревожное расстройство, расстройство личности.

В литературе установлены связи между конкретными типами расстройств личности и злоупотреблением психоактивными веществами, включая каннабис.

Употребление каннабиса увеличивает риск психотических нарушений и приводит к неблагоприятному прогнозу для лиц с установленной предрасположенностью к психозу (в том числе связанному с шизофренией). Анализ исследователей из Института психиатрии, психологии и неврологии (Лондон, Великобритания) показал примерно четырехкратное увеличение риска развития психоза для самых тяжелых потребителей и двухкратное увеличение для среднего потребителя каннабиса по сравнению с теми, кто не употребляет [8]. 

Анализ спектра поведенческих и психических нарушений при употреблении каннабиноидов у лиц с ранее не выявленными нарушениями психики

Несколько исследований продемонстрировали негативные последствия употребления каннабиса у пациентов с шизофренией. Результаты исследования ученых из Швеции показывают, что у тех, кто курил каннабис в возрасте до 18 лет, риск постановки диагноза шизофрении был в два раза выше, а у тех, кто употреблял хронически, риск был в шесть раз выше, чем у тех, кто не курил [9]. У пациентов с шизофренией употребление каннабиса связано с положительными симптомами, такими как эйфория и негативными симптомами, такими как потеря памяти, паранойя. Продолжающееся употребление каннабиса по сравнению с прекращением и воздержанием приводит к развитию более значимых отрицательных симптомов, более высоким показателям рецидивов, длительным госпитализациям и снижению качества жизни.

Возвращаясь к риску развития психических расстройств, стоит привести анализ данных, полученных из базы PubMed. В 40-летнем исследовании, в котором анализировалась когорта из более чем 400 человек в разные моменты времени, употребление каннабиса коррелировало с повышенным риском постановки диагноза «Большое депрессивное расстройство» (БДР), а более раннее начало употребления каннабиса коррелировало с более коротким временем до проявления БДР [11]. 

Научные сотрудники Детского научно-исследовательского института Мердока выявили, что распространенность депрессии и тревоги увеличивалась с увеличением степени употребления каннабиса [10]. Закономерность была наиболее ярко выражена у участников женского пола.  Ежедневное употребление у молодых женщин было связано с более чем пятикратным увеличением вероятности сообщения о состоянии депрессии и тревоги. 

Влияние и последствия употребления каннабиноидов на психическую сферу и развитие психопатологии

В статье Хан Б., Комптон В.М., Эйнштейн Э.Б. [13] представлено, что употребление марихуаны увеличивает риск появления суицидальных мыслей и попыток. У 3% людей, которые не имели БДР (большое депрессивное расстройство) возникали суицидальные мысли, при ежедневном употреблении цифра увеличивалась до 9%, а при зависимости от каннабиса – до 14%. У группы людей с БДР частота суицидальных мыслей достигала 50%. Риск планирования суицида и суицидальных попыток при употреблении каннабиса вырастал приблизительно в полтора раза.  Важно уточнить, что данное исследование не говорит о том, что употребление каннабиса приводит к суицидальному поведению. Можно предположить, что у суицидального поведения и употребления каннабиса может быть общая биологическая основа, в том числе и на генетическом уровне. 

Употребление каннабиса становится все более распространенным среди пациентов с посттравматическим стрессовым расстройством.  Текущие исследования показали сильную положительную связь между тяжестью симптомов посттравматического стрессового расстройства и ежедневным употреблением каннабиса. Имеются данные, подтверждающие мнение о том, что люди с посттравматическим стрессовым расстройством используют каннабис в качестве средства для преодоления симптомов, в первую очередь связанных с бессонницей, в отличие от симптомов, связанных с тревогой. Несмотря на это, пациенты позже сообщают о значительном ухудшении качества сна и физического здоровья [12]. 

Заключение

В последние годы использование каннабиса увеличилось из-за изменения общественного и правового восприятия. Тем не менее, расстройство, связанное с употреблением каннабиса, широко распространено среди людей с психическими заболеваниями, и поэтому крайне важно отделить потенциальные терапевтические преимущества каннабиса от его рисков и воздействия на психические заболевания.

В статье было отражено, что употребление каннабиса связано как с повышенной вероятностью, так и с более ранним началом психоза, а также с более интенсивными симптомами шизофрении у пациентов с существующим диагнозом шизофрении. 

Употребление каннабиса связано с риском суицидальных мыслей, планов и попыток как у молодых взрослых мужчин, так и у женщин, но значительно больше у женщин. Необходимы дальнейшие исследования, чтобы изучить рост суицидальных наклонностей и определить, связано ли это с употреблением каннабиса или факторами риска, которые могут привести к суицидальным попыткам.

Влияние употребления каннабиса на другие состояния, такие как большое депрессивное расстройство, должно быть дополнительно оценено количественно. 

Список литературы

  1. Urits GressK. Charipova(and etc) (2020).  Cannabis Use and its Association with Psychological Disorders.
  2. Горшков, М.К. Молодежь России: социологический портрет / М.К. Горшков, Ф.Э. Шереги – М.: ЦСПиМ. – 2010. – 592 с.
  3. Абрамов, А.Ю. Совершенствование механизма регулирования оборота наркотических средств и психотропных веществ в Российской Федерации / А.Ю. Абрамов // Дис. докт. мед. наук. – М., 2015. – 316 с.
  4. Федеральный научно-методический Центр по профилактике и борьбе со СПИДом, официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hivrussia.ru.
  5. Федеральная служба исполнения наказаний, официальный сайт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://фсин.рф.
  6. Nestoros Yu., Vakonaki E., Tsatsarakis M.N. (and etc). Long-term effects of chronic severe cannabis abuse. Am J Addict. 2017; 26:335–342.
  7. Lowe DJE, Sasiadek JD, Coles AS. Каннабис и психические заболевания: обзор. Eur Arch Психиатрия Клин Невроски. 2019; 269:107–120.
  8. Marconi A, Di Forti M, Lewis CM (and etc). Meta-analysis of the Association Between the Level of Cannabis Use and Risk of Psychosis. B. 2016. 
  9. Andrеasson S, Allebeck P, Engström A, Cannabis and schizophrenia. A longitudinal study of Swedish conscripts. Lancet. 1987 Dec 26:1483-6.
  10. Patton GC, Coffey C, Carlin JB (and etc). Cannabis use and mental health in young people: cohort study. BMJ. 2002 Nov 23;325(7374):1195-8.
  11. Schoeler T, Theobald D, Farrington DP (and etc). Developmental sensitivity to cannabis use patterns and risk for major depressive disorder in mid-life: findings from 40 years of follow-up. Psychol Med. 2018.
  12. Kevorkian S, Bonn-Miller MO, Berenz EC (and etc). Associations among trauma, posttraumatic stress disorder, cannabis use, and cannabis use disorder in a nationally representative epidemiologic sample. P.A. 2015.
  13. Han B, Compton WM, Einstein EB, Volkow ND. Associations of Suicidality Trends With Cannabis Use as a Function of Sex and Depression Status. JAMA Netw Open. 2021.
  14. Статистика по наркозависимым в России в 2020 году, последние цифры исследований. URL: https://спартарф/news/detail/statistika-po-narkozavisimym-v-rossii-2020.

Интересная статья? Поделись ей с другими: