УДК 614.23/25:658
Повышение качества медицинских услуг сельскому населению Кызылординской области
Искаков Олжас Ермекович – магистрант программы «Магистр делового администрирования» Алматы Менеджмент Университета.
Аннотация: В статье рассматриваются вопросы повышения качества медицинских услуг сельскому населению Кызылординской области. В области проживают 798 933 человека: 186 211 женщин детородного возраста; 267 962 ребенка до 14 лет и 495 751 взрослый старше 18 лет. В области действуют 248 амбулаторных учреждений здравоохранения. Общее число стационарных медучреждений в области – 45 единиц. Целью статьи является совершенствование системы управления качеством медуслуг Кызылординской области с разработкой рекомендаций по повышению качества медуслуг для сельского населения. По результатам исследования предложены основные рекомендации по повышению качества медуслуг сельскому населению Кызылординской области.
Ключевые слова: КМП, сельское население, СМК, процессный подход, Кызылординская область.
Существует множество определений качества медицинской помощи (КМП) [1, с. 91]: качественная медпомощь в точности соответствует определенным требованиям, использует современные знания и ресурсы, обеспечивает максимальную ожидаемую пользу и сводит риск к минимуму [2, с. 38].
Согласно определению ВОЗ, КМП – это отсутствие (по стандартам) выполнения различных видов медицинских вмешательств, которые считаются бесплатными, доступными для данного общества и способны оказать положительное влияние на показатели смертности, заболеваемости, инвалидности и недоедания [3, с. 310].
Одним из главных требований к качеству медпомощи является удовлетворенность пациента (населения) предоставляемыми ему медуслугами [4, с. 384].
Кызылординская область относится к регионам с традиционно высокой рождаемостью сельского населения. В области проживают 798 933 человека: 186 211 женщин детородного возраста; 267 962 ребенка до 14 лет и 495 751 взрослый старше 18 лет. В области действуют 248 амбулаторных учреждений здравоохранения. Общее число стационарных медучреждений в области – 45 единиц, из них почти половина приходится на отдельно стоящие сельские учреждения [5, с. 13].
В рамках исследования был проведен социологический опрос (180 респондентов), направленный на выявление уровня удовлетворенности медуслугами и степенью применения пациент-ориентированных технологий. Было выявлено, что удовлетворены работой врача 92,8% респондентов, не полностью удовлетворены – 5,1%, неудовлетворенных нет, затруднялись ответить – 2,1%. 93,61% респондентов отметили, что проведен осмотр врачом приемного отделения больницы при поступлении на стационарное лечение. О том, что осмотр происходил в течение 30 минут после госпитализации, сообщили 3,33% респондентов. 1,5% пациентов сообщили, что в течение 1 часа, 1% – более одного часа, 0,56% – более двух часов.
Выявлено, что удовлетворены работой среднего медицинского персонала (СМП) 90 (94,5%) пациентов, не полностью удовлетворены – 7 (3,84%), не удовлетворен – 1 (0,56%), затруднялись ответить – 2 (1,1%) пациента. Также при исследовании удовлетворенности общими результатами оказания медпомощи установлено: полностью удовлетворены – 93,8%, не полностью удовлетворены – 3,56%, не удовлетворенных нет, затруднились ответить – 2,64% респондентов.
При анализе системы здравоохранения по Кызылординской области вызывает обеспокоенность по поводу здоровья женщин. Статистические данные заболеваемости среди женщин во всех группах распространенных нарушений значительно выше, чем в общей группе населения и в среднем по стране.
Таким образом, несмотря на заметные улучшения последних лет, по уровню медицинской помощи Кызылординскую область можно отнести к отстающим.
В качестве системных мер повышения качества медуслуг сельскому населению области целесообразно разработка, внедрение и поддержание эффективной Системы менеджмента качества (СМК).
Другой мерой повышения качества определено использование процессного подхода – мощного методологического инструмента для изучения и повышения эффективности всех процессов медорганизаций области. Управляемые процессы уже используются в здравоохранении, так лечебно-диагностический процесс предполагает использование процедурного подхода в практике предоставления медицинских услуг.
Была предложена модель СМК из 10 процессов, достижение целей которых отслеживается в сумме по 107 критериям результативности. Мониторинг КРП проводится с разной периодичностью: от ежедневных до ежегодных измерений (см. таблицу 1).
Таблица 1. Результативность процессов СМК в системе здравоохранения Кызылординской области, % с учётом внедрения предложенных рекомендаций.
Процессы |
2021 г. |
2022 г. (предв. оценка) |
2023 г. (прогноз) |
Тактическое планирование |
66,25 |
68,65 |
70,02 |
Научно-исследовательский процесс |
69,76 |
69,76 |
71,56 |
Лечебно-диагностический процесс |
55,81 |
66,34 |
72,93 |
Оценка удовлетворенности потребителя |
90 |
90 |
90 |
Клинические исследования лекарственных средств и испытания медицинских изделий |
57,86 |
57,86 |
90 |
Управление документами и записями |
64,37 |
64,37 |
70,62 |
Обеспечение ресурсами подразделений |
76,26 |
66,94 |
90 |
Управление оборудованием |
74,72 |
75,6 |
76,26 |
Управление информационными технологиями |
77,04 |
78,75 |
83,54 |
Проведение внутренних аудитов |
90 |
90 |
90 |
Итого по всем процессам |
66,0 |
68,4 |
73,1 |
Таким образом, повышения качества медуслуг сельскому населению Кызылординской области видится в системном пересмотре процессов областного здравоохранения с использования критериев результативности СМК.
Список литературы
- Бекер Г.С. Оценка путей обеспечения качества медицинской помощи // Проект «Здрав реформ». 2020. 91 с.
- Здоровье населения в Европе // Отчет об оценке прогресса на пути к достижению здоровья для всех в европейском регионе ВОЗ. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ. 2018. 38 с.
- Здоровье-21: Основы политики достижения здоровья для всех в Европейском регионе ВОЗ // Отчет ВОЗ-2020. Копенгаген: ЕРБ ВОЗ. 2020. 310 с.
- Нагорная А.Н., Степаненко А.В., Морозов А.Н. Проблема качества в здравоохранении // Киров. 2017. 384 с.
- Аналитическая справка о состоянии здравоохранения в Кызылординской области 2021 г. // Управление здравоохранения Кызылординской области. 2022. С. 13-18.