УДК 612.776

Совершенствование вестибулярной устойчивости в спортивной и профессиональной деятельности, связанной с вестибулярными нагрузками

Уздинов Роберт Ильдарович – аспирант Ульяновского государственного университета.

Вальцев Владимир Владимирович – кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой Теории и методики физической культуры Ульяновского государственного университета.

Аннотация: В статье представлены результаты проведенного исследования по изучению эффективности методики совершенствования вестибулярной устойчивости у студентов - представителей футбольной студенческой команды. Экспериментально доказана высокая эффективность разработанной методики. Практическая значимость настоящего исследования заключается в том, что авторская методика совершенствования вестибулярной устойчивости в дальнейшем может быть рекомендована к использованию в тренировочном процессе студентов-футболистов.

Ключевые слова: футболисты, студенческая команда, вестибулярная устойчивость, методика.

Введение

От рациональной позы тела спортсмена зависит качество выполнения двигательных действий, связанных с развитием сенсомоторной координации, в том числе показателей вестибулярной чувствительности и устойчивости, ориентировки в пространстве, динамической и статической устойчивости [9].

Футбол является сложнокоординационным командным игровым видом спорта. В ходе футбольного матча спортсмены должны эффективно выполнять разнообразные двигательные действия в условиях ограничения времени и пространства, импровизировать в различных игровых ситуациях. Насколько качественно они будут это делать, зависит от функционального состояния их вестибулярного аппарата [1;2;4;5].

Повышение вестибулярной устойчивости в профессиональной и спортивной деятельности, которая связана с вестибулярными нагрузками, имеет большой научный и практический интерес. Вестибулярный анализатор выступает как один из самых древних сенсорных систем, напрямую влияет на систему управления двигательными функциями, на функционирование всех систем человеческого организма [6;7;8].

Цель исследования – проанализировать эффективность методики повышения вестибулярной устойчивости у участников студенческой футбольной команды.

Методы исследования. Исследование было организовано на базе Ульяновского государственного педагогического университета. Тренировки по футболу проходили с использование традиционной методики, которая базируется на установленной рабочей программе. Кроме того, испытуемые 1 раз в неделю посещали гимнастический зал, где для них были организованы занятия по методике эксперимента.

В ходе подготовки к тренировочным занятиям по экспериментальной методике испытуемые выполняли динамическую разминку по периметру гимнастического зала. Она включала бег по поролоновой яме, по гимнастической скамейке и по батуту, 3-5 прыжков с поворотами вокруг своей оси, 5-6 вращений на гимнастическом помосте вокруг горизонтальной оси. Основная часть тренировочного занятия включала упражнения на батуте и акробатические упражнения. В финальной части тренировки выполнялись упражнения из йоги в положении вниз головой и с удержанием позы на протяжении 15-60 с. Основным методическим приемом эксперимента было выполнение испытуемыми упражнений на фоне предварительного раздраженного вестибулярного анализатора (так, до исполнения акробатической связки нужно было выполнить несколько поворотов на балансировочной платформе Bosu).

Результаты и их обсуждение

По результатам проведенного нами педагогического эксперимента функциональное состояние вестибулярной устойчивости студентов-футболистов улучшилось (Табл. 1).

Таблица 1. Изменение показателей устойчивости вестибулярной системы студентов (п=12) за время исследования.

 

Показатели

Функциональные пробы

До

После

Достоверность

 

исследования

исследования

различий

Проба Яроцкого, с

17,1 ± 3,9

28,8 ± 2,1

P < 0,05

Проба Шлемина, балл

2,5 ± 0,3

4,4 ± 0,2

P < 0,05

Проба Ромберга, с

7,7 ± 2,7

15,8 ± 1,9

P < 0,01

Проба Бирюк, с

6,2 ± 1,9

13,6 ± 0,9

P < 0,01

Проба Болобана, см

31,5 ± 3,2

15,9 ± 2,1

P < 0,01

Примечание: Р – достоверность различий согласно критерию Стьюдента (для зависимой группы); n – количество участников.

Все показатели устойчивости вестибулярной системы испытуемых сдвинулись в сторону достоверного улучшения (Р < 0,01-0,05).

Ярко выраженный прирост в показателях наблюдается при исследовании функционального состояния вестибулярного анализатора по пробе Яроцкого. В этом испытании нужно сначала вращать головой со скоростью 2 оборота в секунду, а потом пытаться сохранить равновесие. Перед исследованием студенты в среднем сохраняли устойчивое равновесие на протяжении 17,1 с (± 3,9 с). В конце эксперимента этот показатель составил 28,8 с (± 2,1 с), то есть улучшился на 11,7 с.

При анализе состояния вестибулярного аппарата и умения управлять собственными двигательными действиями по пробе Шлемина была выявлена аналогичная картина. Достоверный прирост результатов составил Р < 0,01. Перед стартом эксперимента был зафиксирован показатель 2,5 ± 0,3 балла, после его окончания 4,4 ± 0,2 балла, что больше практически в 2 раза. При ходьбе по прямой линии отклонения от оси после выполнения 3 кувырков составило в среднем 9-12 см. Прыжки с поворотом вокруг своей оси были с более точным приземлением, наблюдалось лишь небольшое отставление ноги в сторону.

Исследование показателя координации двигательных действий, которая базируется на определении способности лица сохранять равновесие, не пользуясь зрением, то есть анализ по тесту «проба Ромберга» показал достоверные изменения (при Р < 0,01). В конце эксперимента время удержание равновесия, стоя на одной линии обеими ногами (носок одной ноги за пяткой другой) составило 15,8 ± 1,9с – на 8,1 с больше, чем до начала исследования.

Анализ изменения показателей по пробе Бирюк продемонстрировал улучшение способности испытуемых удерживать равновесие в стойке на носках с закрытыми глазами и поднятыми вверх руками – они смогли находится в указанной позе на 7,4 с дольше.

Анализ изменения показателей по пробе Болобана продемонстрировал отклонение 13,6 ± 0,9 см от линии при ходьбе после 5 поворотов в положении наклона вперед за 5 с в круге диаметром 0,7 м, в то время как на начало эксперимента результат был ниже в 2 раза.

Изменение показателей вестибулярной устойчивости у учащихся-футболистов в %-ном отношении в ходе исследования отображено на Рис 1.

1

Рисунок 1. Динамика показателей вестибулярной устойчивости у студентов-футболистов в %-отношении.

Материалы наших экспериментов свидетельствуют о том, что при направленной вестибулярной тренировке с применением системы специальных физических упражнений координационной направленности по всем функциональным пробам был отмечен прирост результатов на 83,4 %. Наиболее значимый прирост в показателях наблюдается при тестировании по пробам Ромберга и Бирюк. Мы считаем, что данный факт можно объяснить достаточной доступностью и простотой исполнения указанных проб.

Заключение

Таким образом, перспективным направлением спортивной подготовки студентов-футболистов, представителей сборной команды университета, является внедрение экспериментальной методики совершенствования вестибулярной устойчивости в тренировочный процесс. Целесообразно и в дальнейшем продолжать исследования по изучению влияния вестибулярной тренировки специальными физическими упражнениями координационной направленности на показатели вестибулярной устойчивости.

Список литературы

  1. Губа В. Дозирование нагрузки при развитии специальных двигательных качеств юных футболистов различных вариантов биологического развития: Науч. исслед. / В. Губа, Р. Дорохов, И. Строев // Теория и практика футбола. - 2003. - №2. - С. 15-19.
  2. Гужаловский А.А. Основы теории и методики физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 186 с.
  3. Кофман П.К. Настольная книга учителя физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2006. - 146 с.
  4. Лях В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. - М.: Физкультура и спорт, 2002. - 204 с.
  5. Матвеев Л.П. Теория и методика физической культуры. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 211 с.
  6. Золотарев, А.П. Нормирование специализированности и координационной сложности тренировочных нагрузок юных футболистов / 117 А.П. Золотарев // Теория и практика физической культуры. – 2004. - №8. – С.60 – 61.
  7. Кольвах, Ю.В. Нормирование специализированных нагрузок различной координационной сложности квалифицированных футболистов в подготовительном периоде: дис . …. канд. пед. наук / Ю.В. Кольвах . – Краснодар, 2006. – 186 с.
  8. Невмянов, Н.А. Специальная подготовка футболистов 15-16 лет с учетом координационной сложности нагрузок: автореф. дис….канд. пед. наук / Н.А. Невмянов. – М., 1998. – 26 с.
  9. Никитин, Д.В. Оптимизация планирования специализированных упражнений в учебно-тренировочном процессе высококвалифицированных футболистов: автореф. дис….канд. пед. наук / Д.В. Никитин. – Волгоград, 1998. – 26 с.
  10. Пшебыльский, В. Методология исследования проблемы подготовки спортивного резерва в футболе на основе природосообразной стратегии организации многолетней подготовки юного футболиста / В. Пшебыльский // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 4. – С. 8-10.

Интересная статья? Поделись ей с другими: