УДК 796.062.4

Вопросы оптимизации и разработки правил системы соревнований по борьбе куреш

Карабаев Рашид Калилович – соискатель Ошского государственного университета Кыргызской Республики.

Аннотация: Данная статья посвящена ряду вопросов касающиеся правил, организации и системы соревнований Кыргызской национальной спортивной борьбы куреш. В ходе исследовательской работы нами сделаны выводы об данном вопросе касающейся темы статьи и выделены данные проведенных опросов 30 тренеров и 12судей имеющие непосредственное отношение к спортивной борьбе куреш. Все данные исследования показаны в восьми таблицах, где раскрываются наиболее значимые вопросы такие как: степень удовлетворенности тренеров и судей существующими правилами соревнований, где показаны три варианта ответа; степень соответствия существующих правил соревнований возрастным особенностям занимающихся, где также обозначены три варианта ответа; оптимальность системы проводимых соревнований с пятью вариантами ответа; формула поединка курешиста, показаны четыре варианта ответа; определение наилучшей системы подсчетов очков, с четырьмя вариантами ответа; оценка респондентов количества весовых категорий, где представлены пять вариантов ответа; мнение респондентов о повышении зрелищности борьбы, с четырьмя вариантами ответа; и последний вопрос об мнении респондентов о стартовом взносе, где даны три варианта ответа, где все ответы приведены в процентном соотношении.

Ключевые слова: спортивный судья, тренер, схватка, правила соревнований, курешист.

Актуальность. Ведущие специалисты отмечают, что главный судья возглавляет судейскую коллегию. Он наиболее опытный из судей. Он руководит всем проведением соревнований и отвечает за соблюдением правил, положения и дисциплины участников. От главного судьи, его организаторских способностей, объективности, принципиальности, выдержанности и дисциплинированности зависит успех соревнований. С самого начала он должен задать спокойный и четкий тон в работе [4].

В работах Я.А.Гринбергас [1], М.А.Давыдова [2], Н.И. Шарабакина [5] отмечают, что судьи - это воспитатели, которые своими действиями на площадке призваны четко, квалифицированно, объективно и внешне эстетично оценивать поступки и действия спортсменов, которые определены сводом определенных правил влияющие на исход схваток.

В эпосе «Манас» [3] описаны события из многогранной жизнедеятельности кыргызов. Самыми существенными эпизодами являются картина участия в народных играх и состязаниях, а также, об их правилах.

С возрождением кыргызской национальной спортивной борьбы куреш на протяжении длительного времени, в ходе проведения состязаний и системе проведения соревнований оттачивались правила в организационных вопросах, правилах судейства, определения весовых категорий, формы одежды курешистов, протяженность схваток и мн.др.

Для обеспечения грамотного судейства в спортивной борьбе куреш, требуется ведение анализа правил изначально как с организационных вопросов, так и определения победителей и их награждений. Но главная задача обоснования необходимости оптимизации правил и систем состоит в том, как и по каким критериям должны исходить вопросы судейства с учетом правил спортивной борьбы куреш.

Цели исследования: определить функции и проблемы правил и судейства на спортивных мероприятиях в спортивной борьбе куреш.

Материалы и методы исследования: анализ правил, обстоятельств и рекомендаций со стороны организаций при проведении спортивных соревнований по национальной спортивной борьбе куреш. 

Результаты исследования и их обсуждение.

Нами было проведено анкетирование сорока двух специалистов спортивной борьбы (30 тренеров, 12 судей) по восьми вопросам с целью определения оптимальных правил и системы соревнований для начинающих курешистов.

Так, на первый вопрос анкеты: " Удовлетворяют ли Вас существующие правила соревнований по борьбе куреш?", - большин­ство респондентов ответило отрицательно (табл. 1).

Таблица 1. Степень удовлетворенности тренеров и судей существующими правилами соревнований

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи

кол-во

%

Всего

кол-во

%

«Да»

3 (10%)

6 (50%)

9 (21,4 %)

«Нет»

26 (86,7%)

6 (50%)

32 (26,2%)

Затрудняюсь ответить

1 (3,3%)

-

1 (2,4%)

На второй вопрос: "Соответствуют ли существующие правила возрастным особенностям детей и подростков?", - ответы отрицательного характера превысили 50% (табл. 2).

Таблица 2. Степень соответствия существующих правил соревнований возрастным особенностям занимающихся

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи

кол-во

%

Всего

кол-во

%

«Да»

5 (16,7%)

4 (3,33%)

9 (21,4 %)

«Нет»

18 (60%)

6 (50%)

24 (57,2%)

Затрудняюсь ответить

7 (23,3%)

2 (16,7 %)

9 (21,4%)

Таблица 3. Оптимальность системы проводимых соревнований

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи

кол-во

%

Всего

кол-во

%

До двух поражений

10 (3,33%)

2 (16,7%)

12 (26,6 %)

В группах А и Б

15 (50%)

4 (3,33%)

19 (45,2%)

Смешенная

0

0

0

По олимпийской системе

 5 (16,7%)

6 (50%)

11 (26,6%)

Затрудняюсь ответить

0

0

0

На третьем вопросе: "Какая система соревнований оптимальна?", - мнения респондентов разделились, но действующую систему в "пульках" и по олимпийской системе никто не одобряет.

В ответах на четвертый вопрос: "Какая формула поединка лучше?", - мне­ния респондентов равномерно распределились между первыми двумя отве­тами. 3 и 4 ответы отмечаются значительно реже.

Таблица 4. Формула поединка курешиста

Ответы

Тренеры кол-во

%

Судьи

кол-во

%

Всего

кол-во

%

2х2х2

10 (3,33%)

2 (16,7%)

12 (26,6%)

2х2

10 (3,33%)

4 (3,33%)

19 (45,2%)

4 минуты Б/П

7 (23,3%)

0

0

Затрудняюсь ответить

3 (10%)

0

3 (7,1%)

При ответе на пятый вопрос: "Какая система' подсчетов очков наилучшая?", - большинство тренеров и судей придерживается традиционного подхода (табл. 5).

Таблица 5. Определение наилучшей системы подсчетов очков

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи

кол-во

%

Всего

кол-во

%

Суммарный

17 (56,7%)

10 (83,3%)

27,0 (64,3 %)

По минутам

13 (43,3%)

2 (16,7%)

15,0 (35,7%)

Затрудняюсь ответить

0

0

0

На шестой вопрос о количестве участников в весовой ка­тегории респонденты ответили следующим образом:

Таблица 6. Оценка респондентов количества весовых категорий

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи

 кол-во

%

Всего

кол-во

%

16

3 (10%)

10 (83,3%)

27,0 (64,3 %)

32

6 (28%)

2 (16,7%)

15,0 (35,7%)

Без ограничений

21 (70 %)

6 (50%)

27 (64,3%)

Затрудняюсь ответить

0

0

0

Седьмой вопрос: "Что будет способствовать повышению зрелищности спортивной борьбы?", - не вызвал затруднений ни у тренеров, ни у судей (табл. 7).

Таблица 7. Мнение респондентов о повышении зрелищности борьбы

Ответы

Тренеры

кол-во %

Судьи

кол-во %

Всего

кол-во %

Введение партерной борьбы

0

0

0

Введение «клинчей» после предупреждений

19 (63,3%)

8 (66,7%)

27 (64,3%)

Сокращение времени соревнований

11 (36,7%)

4 (33,3%)

15 (35,7%)

Затрудняюсь ответить

0

0

0

На восьмой вопрос: "Стартовый взнос должен распределяться между соревнующимися спортсменами?", – большинство тренеров ответило положительно, а мнения судей разделились.

Таблица 8. Мнение респондентов о стартовом взносе

Ответы

Тренеры

кол-во

%

Судьи кол-во

%

Всего

кол-во

%

«Да»

21 (70%)

5 (41,7%)

26 (61,9 %)

«Нет»

7 (23,3%)

5 (41,7%)

12 (28,6%)

Затрудняюсь ответить

2 (6,7%)

2 (16,6%)

4 (9,5%)

На наш взгляд, результаты опроса свидетельствуют о необходимости модернизации существующих правил и системы соревнований для курешистов. Однако, по мнению респондентов, наиболее приемлемыми являются традиционные подходы.

Таким образом, данный опрос показал противоречивую тенденцию между желанием оптимизировать правила и систему соревнований, и нежела­нием коренным образом их изменить. Общеизвестно, что соревнования яв­ляются первичными, а тренировки вторичными. Именно оптимизация правил может вызвать улучшение учебно-тренировочного процесса.

Современная система подготовки юных борцов характеризуется тем, что многие тренеры стремятся как можно быстрее довести своих учеников к вы­соким результатам, когда еще не заложены основы спортивного мастерства.

Вследствие подобной практики заметно снижается интерес к занятиям борь­бой куреш и зачастую прекращается рост спортивных результатов.

Многочисленные наблюдения и экспериментальные исследования показывают, что имеющиеся недостатки в подготовке юных борцов во многом зависят от существующих правил и системы соревнований.

В течение ряда лет предпринимались попытки распространить отдельные положения системы соревнований взрослых на юных борцов. Вноси­лись чисто внешние, не касающиеся основных звеньев системы, изменения без учета возрастных особенностей, квалификации, физической и техниче­ской подготовленности юных спортсменов.

Вместе с тем, известно, что системный объект неразложим на отдельные элементы и отношения между ними: его нельзя познать, если выделить только ту или иную имеющуюся в нем связь; специфика правил и системы соревнований состоит в наличии взаимосвязей.

В связи с этим возникает необходимость пересмотреть основные положения правил и системы соревнований по борьбе куреш и дать конкретные предло­жения для каждой возрастной группы.

Под системой спортивных соревнований юных борцов мы понимаем множество связанных между собой соревновательных упражнений (элементов), способствующих всесторонней оценке уровня подготовленности и, в особенности, становлению школ движений на каждом возрастном этапе, которые упорядочены по отношению друг к другу и представляют определен­ное целое. Наши наблюдения, а также данные литературных источников сви­детельствуют о том, что для детей школьного возраста наиболее приемлемы соревнования, оценивающие, в первую очередь, возможности в освоении сложных движений, развитие физических качеств, а также некоторые спо­собности к специфической деятельности на фоне положительных эмоций.

Известно, что дети хорошо усваивают сложные по координации движения, но вместе с тем, при отсутствии целенаправленного повторения, быстро забывают правильную структуру изученного упражнения (приема). Введение ситуационной программы в соревнования будет стимулировать со­вершенствование техники на учебно-тренировочных занятиях. Немаловаж­ное значение имеют частые переключения на уроке для повторения ранее изу­ченных ситуационных заданий.

В школьном возрасте имеются благоприятные психофизиологические предпосылки для воспитания физических качеств (быстроты, ловкости, скоростно-силовых и т.д.). Ситуационные задания дадут возможность всесто­ронне, без форсирования подготовки, воспитать необходимые для борьбы качества. Занятия курешом должны содействовать не только овладению опреде­ленными двигательными навыками, воспитанию физических качеств и укре­плению здоровья, но и носить образовательный и воспитательный характер.

В систему соревнований юных курешистов включены:

  • соревновательные поединки по олимпийской системе;
  • несколько соревнований объединены в систему, так как действует рейтинговая система оценки результатов участвующих спортсменов;
  • соревнования могут проводиться в виде командных.

Многочисленные наблюдения показывают, что большинство мальчиков приходят в секцию для того, чтобы научиться бороться, ощутить радость победы, стать сильными, ловкими и смелыми. Если в правила и систему со­ревнований не включать поединки с ситуационными заданиями, которые от­личаются от правил взрослых спортсменов, то эмоциональная сторона по­единков и всех соревнований не будет соответствовать возрастным особен­ностям.

Вместе с тем, выполнение тактико-технических действий в ходе схватки значительно затруднено вследствие активного сопротивления противника. В связи с этим возможно ввести в программу соревнований командные со­ревнования, где проигрыш юного спортсмена могут отыграть его партнеры по команде.

Соревновательные поединки и командные виды борьбы дают возможность детям понимать сущность единоборств, где успех обеспечивает ком­плекс психологических и физических качеств в сочетании с совершенной техникой.

На начальном этапе обучения необходимо оценивать уровень общефизической подготовки, степени освоения стержневых приемов спортивной борьбы, а также физическое развитие. Нужно выявить умение решать про­стейшие тактико-технические задачи и комбинации, составленные на основе ранее изученной ситуационной борьбы, а также умение выполнять доступ­ные специальные упражнения борца.

Основным критерием успешности обучения и тренировки, т.е. создания школы движений, является суммарная оценка за все звенья предлагаемых правил и системы соревнований. Разнообразие требований правил и системы позволяет юным борцам проявить себя в полной мере. Например, если юный борец имеет недостаточную физическую подготовленность, то может ком­пенсировать этот временный недостаток хорошими показателями в решении ситуационных заданий.

Предлагаемые правила и система соревнований, предъявляя конкретные, в соответствии с возрастными психофизиологическими особенностями требования, будут способствовать индивидуализации подготовки, что позво­лит выявить и развивать необходимые для борьбы способности. Измененные правила и система соревнований приведут, соответственно, к изменению не только методики подготовки к ним, в которой основное внимание будет уде­ляться созданию естественной технической и физической подготовке, но и критериев оценки работы тренеров, работающих с детьми и подростками.

Выводы

  1. Результаты опроса позволили оптимизировать правила и системы соревнований по борьбе куреш. В тоже время опрос показал противоречивую тенденцию между желанием оптимизировать правила и систему соревнований и нежеланием их изменять.
  2. Предлагаемые правила и система соревнований будут способствовать индивидуализации подготовки, выявлению и развитию необходимых способностей борца.

Список литературы

  1. Гринбергас Я. А. Методические указания судьям по гандболу / Я.А.Гринбергас. - Вильнюс, 1995. - 20 с.
  2. Давыдов М.А. Судейство в баскетболе / М.А.Давыдов. - М.: Физкультура и спорт, 1983. - 128 с.
  3. Манас: перевод С.Липкина. – М.: Госполитиздат, 1969. – 310 с.
  4. Спортивная борьба: учебное пособие под общей редакцией Н.М.Галковского, А.З.Катулина.- Москва: «ФиС», 1968. –С.64
  5. Теория и методика физической культуры: учебное пособие; под редакцией Н.И.Шарабакина. - Бишкек: Шам, 1997.-С. 255-271.