УДК 33, 004

Цифровая трансформация государственного управления: тренды и перспективы развития в России

Мичурин Никита Сергеевич – магистрант Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Научный руководитель Червяков Владимир Николаевич – кандидат химических наук, доцент Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ».

Аннотация: Цифровая трансформация никогда не будет завершена. Поскольку технологии продолжают появляться и развиваться, постоянно необходимо идти в ногу со временем и продолжать начатые преобразования. Организациям повсеместно приходится делать больше при меньших затратах. Возможность оптимизировать процессы и повысить эффективность имеет огромное значение для итогового результата, поэтому автоматизация и интеллектуальная автоматизация будут продолжать играть ключевую роль в будущем.

Ключевые слова: государственное управление, цифровизация, оценка эффективности, цифровое правительство.

Тема «цифрового правительства» и «цифровой трансформации» в последние два года стала максимально актуальной для изучения, благодаря активным процессам по внедрению цифровых технологий в государственных органах власти.

Целью цифрового трансформирования государственного управления является, в первую очередь, повышение прозрачности работы некоторых органов государственной власти, оптимизация оказания населению государственных услуг и повышение результативности государственного аппарата управления. В последние годы повышение эффективности государственного управления и деятельности органов государственной власти является важнейшим условием формирования и реализации государственной социально-экономической политики Российской Федерации. В Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 можно ознакомиться с национальными целями “Цифровой трансформации”, где указано достижение "цифровой зрелости" ключевых отраслей экономики и социальной сферы, в том числе здравоохранения и образования, а также государственного управления [1]. Сопутствующий процесс развития цифровой экономики способствует повышению качества и уровня жизни граждан [5,64]. Показатели эффективности формируются исходя из основных целей социально-экономического развития национального хозяйства и на основе ключевых индикаторов реализации государственных программ и национальных проектов.

В начале процессов по внедрению цифрового администрирования в государственном управлении исследователей, в первую очередь, интересовал сам феномен «цифрового правительства» и сущность термина “цифровизация». Однако с течением времени, все больше академических исследований посвящены эффективности внедрения технологий открытого правительства, специфике их применения в отдельных отраслях и узкоспециализированных сегментах экономики. В тоже время цифровая экономика России получила значительный импульс развития, который повысил уровень доступности цифровых услуг для населения и бизнеса [2, 21].

Суть цифровизации государственного и муниципального управления заключается в передаче гражданам и организациям доступ к услугам в электронной форме. Данная задача включает в себя следующие этапы: создание системы управления данными, создание электронную инфраструктуру, а также внедрение современных информационных технологий [3,115]. Также в современных исследованиях много внимания уделяется готовности компаний, организаций и органов государственной власти к цифровой трансформации. С этой точки зрения представляет большой интерес отчет, подготовленный для Аналитического центра при Правительстве Российской Федерации агентством Strategy Partners от 15.12.2020 года с данными социологических опросов и определением долгосрочных трендов в этой области (Рис. 1).

Рисунок14

Рисунок 1. «Долгосрочные тренды цифровой трансформации» [6]

Данный отчет содержал в себе и прогнозируемые основные процессы, сопутствующие цифровизации в период 2020-2021 года (см. рис. 2.)

Рисунок15

Рисунок 2. «Тренды цифровых трансформаций в России в 2020-2021» [6]

В связи с пандемией COVID-19 цифровизация государственного сектора общественной жизни значительно усилилась. Ограничение социальных контактов существенно подхлестнуло развитие технологий для оказания государственных услуг населению, значительно сократилось время на обработку операций и коммуникацию между ведомствами, подробнее на рис. 3.

Рисунок16

Рисунок 3. «Изменения в развитии цифровизации в связи с COVID» [5]

Одной из наиболее актуальных проблем на сегодня остается кибербезопасность в сфере оказания государственных услуг.

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в своем сборнике «Индикаторы цифровой экономики» на примере основных ключевых показателей показали основные тенденции развития цифровизации в России [7]. Так, в отчете сообщается, что затраты на развитие цифровой экономики по итогам 2021 года превысили доковидный уровень на 19,3% и составили 4,8 трлн. руб.

На основе анализа представленных в этом отчете статистических данных можно сделать следующие прогнозы развития цифровой трансформации в госсекторе до 2024-2025 года: более 30% ведомств будут использовать показатели вовлеченности для отслеживания количества и качества участия граждан в принятии политических и бюджетных решений; у 75% государственных организаций будут запущены инициативы по гиперавтоматизации в масштабах всего предприятия; 60% государственных инвестиций в ИИ и аналитику данных будут направлены на непосредственное влияние на оперативные решения в реальном времени; порядка 95% новых инвестиций в ИТ, сделанных государственными учреждениями, будет осуществляться в решения «как сервис». В долгосрочной перспективе, вклад цифровизации в экономический рост РФ можно представить следующим образом (см. рис. 4).

Рисунок17

Рисунок 4. «Вклад цифровизации в экономический рост» [5]

В современных условиях необходимость эффективного государственного управления выступает фактором роста его конкурентоспособности и оказывает огромное влияние на социально-экономическое развитие страны. Повышение эффективности государственного управления и качества предоставления государственных услуг населению зависит от ряда факторов: своевременности обновления нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность в данной области; возможностей финансирования и привлечения иных ресурсов, направленных на реализацию мероприятий и достижение запланированных индикаторов стратегий, прогнозов социально-экономического развития; государственных программ и национальных проектов; способности органов государственной власти по применению информационно-технологических решений в процессе предоставления государственных услуг в условиях цифровой экономики.

Список литературы

  1. Указ Президента РФ от 07.2020 № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года»
  2. Тупчиенко, В. А., Путилов, А. В., Харитонов, В. В., Гусева, А. И., Киреев, В. С., Бочкарев, П. В.,Кузнецов, И. А., Крянев, А. В., Силенко, А. Н., Юшков, Е. С., Аликова, О. П., Ростовский, Н. С., Смирнов, Д. С. Цифровые платформы управления жизненным циклом комплексных систем ; под общ.ред. д.э.н., проф. В.А. Тупчиенко. – М. : Изд-во «Научный консультант», 2018. С. 21.
  3. Тупчиенко А. В. Развитие цифрового моделирования управленческих решений в стратегическом планировании; Монография / Под общ. ред. д.э.н., проф. В.А. Тупчиенко. – М.: Изд-во «Научный консультант», 2022. С. 408.
  4. Путилов, А. В. Развитие технологий и подготовка кадров для цифровой экономики в энергетике / А. В. Путилов // Энергетическая политика. – 2017. -№5. – С. 58-65
  5. Чукарин А.В. Цифровая экономика России: оценка и стратегии развития регионов // XIII Международный IT-форум с участием стран БРИКС и ШОС. – 7-9 июня 2022. - URL https://itforum.admhmao.ru/upload/iblock/d2c/TSifrovaya-ekonomika-Rossii-_CHukarin-A.V._.pdf Текст: электронный.
  6. Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации: [Электронный ресурс] URL: https://ac.gov.ru/uploads/5-Presentations Presentations/цифровой_трансформации_в_России._Точин.pdf