УДК 159.9

Взаимосвязь тревожности и одиночества воспитанников социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних

Ткач Виктория Николаевна – студентка Кузбасского гуманитарно-педагогического института Кемеровского государственного университета.

Аннотация: Статья посвящена проблеме взаимосвязи тревожности и чувства одиночества у несовершеннолетних детей из неблагополучных семей. Проведено эмпирическое исследование уровня тревожности и одиночества воспитанников социально-реабилитационного центра, а также математико-статистическая обработка полученных данных, выявившая взаимосвязь тревожности и одиночества у несовершеннолетних детей.

Ключевые слова: тревожность, одиночество, неблагополучная семья, подростки, стресс, личность.

В ходе исследований психологического феномена переживания одиночества было выяснено, что дети из неблагополучных семей ощущают его по-особенному, более глубинно и деструктивно, поскольку у них данное ощущение формируется на основе внутрисемейных отношений, а не исходит только из восприятия внешнего социального окружения. Взаимоотношения с неблагополучными родителями усугубляют одиночество ребенка, который не чувствует внимания к себе и необходимой поддержки. Такая семья оказывает деструктивное влияние на детскую психику, препятствует адекватной социализации ребенка, нарушает его личностную эмоционально-волевую сферу. В результате длительного эмоционального дисбаланса зачастую возникают психические отклонения различной степени и девиантное асоциальное поведение, подкрепляемое постоянным ощущением тревожности [4].

Доктор психологических наук Шульга Т.И. считает, что «неблагополучие в семье в той или иной степени практически всегда ведет к неблагополучию психического развития ребенка. Только система отношений «семья — ребенок» имеет право рассматриваться как благополучная или неблагополучная». Поэтому неблагополучную семью исследователь анализирует как ненормально функционирующий социальный организм, создающий максимально дискомфортные условия для ребенка. В подобной семье он постоянно находится в стрессовом состоянии, ощущая родительское равнодушие и пренебрежение. Главные признаки неблагополучной семьи – дефицит любви, заботы, понимания, отсутствие у ребенка чувства защищенности, несоблюдение его прав (которое в том числе может выражаться в психологическом или физическом насилии), неудовлетворенность эмоциональных потребностей. Все вышеперечисленное зачастую имеет последствия в форме каких-либо отклонений в поведенческих реакциях и развитии личностных качеств, необходимых в обществе. Ребенок, который растет в неблагоприятной и конфликтной атмосфере, практически постоянно испытывает тревожность, формирующую внутреннюю неуверенность в себе [6].

Для диагностического исследования была сформирована выборка из пяти воспитанников мужского пола из социально-реабилитационного центра, в возрасте от семи до девяти лет. Уровень детской тревожности диагностировался при помощи «Шкалы явной тревожности для детей», созданной Прихожан А. М. (см. рис. 1) [5].

3d0d257c708263c4

Рис. 1. Итоги исследования по методике А. М. Прихожан «Шкала явной тревожности для детей»

Полученные эмпирическим путем показатели, которые мы видим на рис. 1, свидетельствуют, что у 50% воспитанников социально-реабилитационного центра преобладает нормальный уровень выраженности детской тревожности, такая степень тревожности считается адаптивной, помогая ребенку вести активную деятельность, быстро привыкать к внешним изменениям и ориентироваться в окружающем мире. У 25% испытуемых наблюдается низкий уровень детской тревожности, то есть этим детям она несвойственна, однако такое состояние внутреннего спокойствия может носить двойственный характер, выполняя защитную функцию или не выполняя ее. Также 25% детей демонстрируют повышенную степень тревожности, которая зачастую вызывается ограниченным набором тревожащих ситуаций или определенным окружением [2]. Очень высокая степень тревожности у воспитанников центра отсутствует.

Для диагностики показателей уровня одиночества была использована методика «Шкала субъективного ощущения одиночества» Дж. Рассела (см. рис. 2) [1].

84ba0002f295962b

Рис. 2. Итоги диагностики по «Шкале субъективного ощущения одиночества» Дж. Рассела

Полученные эмпирическим путем показатели, которые мы видим на рис. 2, свидетельствуют, что большинство испытуемых, а именно 75%, демонстрируют среднюю степень субъективного одиночества. У этих респондентов менее выражен дефицит близких коммуникативных связей, наблюдается неплохая адаптивность в окружающей среде. Однако и у данной категории можно предполагать отдельные сложности в адаптации и выстраивании желаемых социальных связей [3]. У 25% респондентов наблюдается низкий уровень субъективного одиночества. Можно сделать вывод, что эти воспитанники успешно адаптировались и не имеют выраженных конфликтов со своим социальным окружением. Они не готовы описывать и воспринимать себя в качестве одиноких людей. Ни у одного из респондентов при диагностике не обнаружено высокого уровня состояния одиночества.

Для диагностики уровня переживания общего одиночества использовалась методика «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина (см. рис. 3) [1].

d0affef896a4a55b

Рис. 3. Результаты диагностики общего переживания одиночества по методике «Дифференциальный опросник переживания одиночества» Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина

Полученные эмпирические данные, представленные на рис. 3, свидетельствуют о том, что большей части испытуемых, а именно 75%, присущ средний уровень ощущения общего одиночества, что не говорит о его остром переживании, но подразумевает периодические погружения в данное состояние. У 25% респондентов низкий уровень переживания общего одиночества, то есть в период проведения диагностики респонденты не смотрели на себя как на одиноких людей и не испытывали чувства одиночества. Испытуемых с высоким уровнем переживания общего одиночества не обнаружено.

Для исследования взаимосвязи тревожности и одиночества у воспитанников социально-реабилитационного центра «Уютный дом» в качестве метода математико-статистической обработки данных был использован коэффициент ранговой корреляции Спирмена. При проведении анализа имеющихся данных эмпирического исследования были получены результаты, представленные на рис. 4.

7d88f6339b9298ac

Рис. 4. Корреляционная плеяда взаимосвязи детской тревожности и одиночества

Таким образом, на основе данных ранговой корреляции Спирмена мы получили rэмп = 0,96 (rкр = 0,94, при p≤0,05), rэмп = 0,94 (rкр = 0,94, при p≤0,05). Следовательно, мы видим наличие корреляционной связи между уровнем детской тревожности и степенью ощущения одиночества, поскольку rэмп ≥ rкр.

По итогам расчетов по представленным методикам мы можем сделать вывод, что существует значимая взаимосвязь между тревожностью и общим уровнем одиночества у воспитанников социально-реабилитационного центра.

Список литературы

  1. Psytests.org: психологические тесты онлайн, 2014. - URL: https://psytests.org/ (дата обращения: 16.12.2023).
  2. Астапов В. М. Тревога и тревожность: Хрестоматия / Сост. и общая редакция В. М. Астапова. – Москва: ПЕР СЭ, 2017. – 240 с.
  1. Долгинова О. Б. Изучение одиночества как психологического феномена // О. Б. Долгинова – Москва: Практическая психология, 2010. №4. – С. 28-36.
  2. Де Джонг Гирвельд. Типы одиночества / Де Джонг Гирвельд// Лабиринты одиночества. – Москва: Прогресс, 2015.– 301-319 с.
  3. Прихожан А. М. Шкала явной тревожности для детей, CMAS / А. М. Прихожан. — Текст: электронный // psytest: [сайт]. — URL: https://psytests.org/anxiety/cmas.html (дата обращения: 21.12.2023).
  4. Шульга Т. И. Работа с неблагополучной семьей / Т. И. Шульга. — М.: Дрофа, 2005. — 253 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: