УДК 159.9.075

Моделирование взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена

Поняева Анастасия Игоревна – магистрант Московского института психоанализа

Аннотация: Напряженные и быстро меняющиеся условия макросреды, многократно возросшие информационные потоки, непрерывное увеличение рабочих задач и их непредсказуемость усложняют современную управленческую практику. Именно руководители среднего звена оказываются наиболее беззащитны к многоканальной лавине информации и смене планов со всех уровней: вышестоящего, равного по должности и подчинённого. В связи с этим управленцы среднего звена сталкиваются с постоянным стрессом многозадачности, который влияет на эффективность работы в целом. Причём влияние это происходит в большинстве случаев из-за снижения коммуникативной компетентности. В условиях стресса многозадачности снижается активное слушание, уровень эмпатии, а информация в большинстве своём просто не усваивается, что может привести к конфликтам на рабочем месте, перебоях в информационном потоке компании и к другим негативным последствиям. Данная статья посвящена результатам исследования взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена. В исследовании приняли участие 60 руководителей среднего звена, проживающие в г. Санкт-Петербурге и Ленинградской Области, имеющие в подчинении не менее 3 сотрудников и стаж управленческой деятельности более 2-х лет. Средний возраст участников исследования составил 32 года. Выборка состояла из 70% респондентов женского пола и 30% мужского пола.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, стресс, многозадачность, стресс многозадачности, работоспособность, руководители.

Целью исследования являлось моделирование взаимосвязи коммуникативной компетентности и стресса многозадачности у руководителей среднего звена.

Коммуникативная компетентность у руководителей представляет собой связанный с общением комплекс навыков, знаний, умений, способностей и стратегий, позволяющих личности успешно справляться с различными задачами обмена информацией, организации взаимодействия, установления взаимопонимания и эмоционального воздействия в рабочих и социальных контекстах [2; 6; 7 и др.].

Руководители среднего звена выступают в роли связующего звена между топ-менеджментом и оперативным персоналом, обеспечивая связь, координацию и выполнение стратегических целей компании на операционном уровне, то есть значительное количество времени проводят в процессе коммуникации. В связи с этим функция установления коммуникаций для руководителя среднего звена является ключевой, поскольку качественная коммуникация позволяет ему эффективно передавать и получать информацию на всех уровнях: вышестоящего, равного по должности и подчинённого. Кроме того, умение наладить эффективную коммуникацию между различными уровнями организации способствует повышению мотивации сотрудников, улучшению совместной работы и продуктивности. То есть руководитель среднего звена должен обладать высоким уровнем коммуникативной компетентности.

Снижение коммуникативной компетентности на наш взгляд может происходить за счёт воздействия стресса многозадачности, который стал неотъемлемой частью современной жизни и трудовой деятельности.

Первые исследования многозадачности начались в начале прошлого века в области психологии внимания, еще до того, как сам термин был введен, а затем продолжились в когнитивной психологии. Существует три основных подхода к изучению многозадачности: «сукцессивный», «симультанный» и ресурсный [5]. Однако, до сих пор нет единого мнения в определении данного понятия.

Многозадачность является сложным и неоднозначным феноменом и рассматривается некоторыми авторами как позитивное и необходимое качество, но в большинстве случаев многозадачность рассматривается в негативном ключе. К негативным сторонам многозадачности можно отнести следующие последствия:

  • Потеря продуктивности. Исследования Американской ассоциации психологов показывают, что многозадачность требует дополнительных затрат времени и повышает риск ошибок. Регулярные переходы от одной задачи к другой отнимают до 40% рабочего времени сотрудника [8].
  • Дефицит внимания. Исследования, проводимые в Стэнфордском университете показало, что люди, которые привыкли концентрироваться на нескольких задачах одновременно хуже запоминают информацию, не могут выделить нужную информацию и испытывают трудности с организацией мыслей [9].
  • Снижение познавательных способностей. Эксперимент «Инфомания», проведенный психологом Гленном Уилсоном из Института психиатрии Лондонского университета, показал, что у людей, выполняющих интеллектуальную работу в режиме многозадачности, наблюдается спад показателей IQ примерно на 10 пунктов. Ученый сравнил такой уровень работоспособности с состоянием после суток, проведенных без сна [10].
  • Физическое истощение. Постоянное переключение внимания требует высокого потребления кислорода и глюкозы, которые являются жизненно необходимым топливом для нашего организма, поэтому работа в режиме многозадачности в конечном итоге приводит к постоянному ощущению усталости.
  • Формирование зависимостей. Когда мы выполняем какую-либо задачу, в организме происходит выброс гомона удовольствия – дофамина. Поэтому работа в режиме многозадачности способствует тому, что мозг привыкает к его выбросу и ему требуется постоянно получать его любыми доступными способами. Чтобы это сделать, человек начинает браться за абсолютно бесполезные задачи с единственной целью – получить дофамин, в результате чего тратит все свое время на выполнение каких-либо дел, но на самом деле не делает ничего значимого и полезного. Таким образом у людей формируется, например, зависимость от социальных сетей [4].
  • Повышение стресса. Кроме дофамина многозадачность стимулирует выработку гормона стресса – кортизола, поэтому такой режим повышает уровень тревожности.

В рамках данного исследования сущность многозадачности рассматривалась как фактор, снижающего качество работы и вызывающий негативные состояния у руководителей среднего звена, что впоследствии было доказано и эмпирически (многозадачность статистически значимо снижает уровень работоспособности у руководителей).

Для реализации цели и задач исследования использовались следующие методики исследования:

  1. Тест-опросник коммуникативных умений Ю.З. Гильбуха [1].
  2. Авторская анкета субъективной оценки стресса многозадачности и проявлений многозадачности в жизни. Авторская анкета составлялась в форме опросника в соответствии с целью и задачами исследования. Первая часть анкеты содержала шкалу субъективной оценки стресса многозадачности на примере шкалы самооценки по Дембо-Рубинштейн. Вторая часть анкеты содержала 14 утверждений, определяющих наличие факторов многозадачности у руководителей среднего звена с помощью 5-ти бальной шкалы «никогда», «редко», «иногда», «часто», «постоянно».
  3. Тест на работоспособность в условиях многозадачности Е. Офиар и К. Наса [10]
  4. Методика «Стресс – ФИЭ» Е.С. Ивановой [3]

Большинство руководителей, участвовавших в исследовании, обладают компетентным типом общения, что свидетельствует о высоком уровне коммуникативной активности, соответствующем стандартам профессиональной коммуникативной деятельности. Однако также присутствуют руководители с другими типами поведения (зависимым, агрессивным, невыраженным), что указывает на актуальность вопроса развития коммуникативной компетентности у руководителей (рисунок 1).

image001

Рисунок 1. Распределение выборки руководителей по их типу общения, в %.

Результаты свидетельствуют о довольно высоком уровне стресса многозадачности у руководителей, что может негативно сказываться на их продуктивности, концентрации, эмоциональном состоянии и общем благополучии (в среднем по выборке 6,48 баллов со стандартным отклонением 1,81 при максимально возможных 10 баллах).

Работоспособность в многозадачном режиме у руководителей в среднем ниже, чем в однозадачном режиме (рисунок 2). Сравнительный анализ выявил статистически значимый сдвиг в увеличении времени выполнения задач в многозадачном режиме (таблица 1 и таблица 2).

image002

Рисунок 2. Уровень работоспособности в условиях однозадачности и многозадачности у руководителей, (среднее значение в выборке), в сек.

Таблица 1. Сравнение показателей работоспособности руководителей в однозадачном и многозадачном режиме, в секундах (по критерию Т-Вилкоксона).

Статистические критерии

Работоспособность М – Работоспособность О

Z

-5,920

Асимп. знач. (двухсторонняя)

0

b На основе отрицательных рангов.

Таблица 2. Характеристика сдвигов по уровню работоспособности в зависимости от режима деятельности (однозадачный и многозадачный режимы) (по критерию Т-Вилкоксона).

Ранги

N

Средний ранг

Сумма рангов

Отрицательные ранги

3a

30,5

91,5

Положительные ранги

55b

29,45

1619,5

Совпадающие наблюдения

2c

   

Всего

60

   

a РаботоспособностьМ < РаботоспособностьО

b РаботоспособностьМ > РаботоспособностьО

c РаботоспособностьМ = РаботоспособностьО

Для более детального изучения стресса многозадачности были проанализированы факторы, определяющие наличие избыточной многозадачности в работе, которые оценивались респондентами по 5 балльной шкале в зависимости от частоты проявления в их жизни. Результаты анкетирования свидетельствуют о достаточном разнообразии проявлений многозадачности у руководителей в рабочей среде (таблица 3).

Таблица 3. Уровень проявления многозадачности у руководителей среднего звена, в баллах.

Показатель

Среднее

Стандартная отклонения

Встречая не очень хорошо знакомого человека мне сложно вспомнить как его зовут

3,07

1,22

Не успеваю выполнить задачу, но беру еще несколько, потому что попросило руководство

3,27

1,18

Отвечаю на сообщения, находясь на совещании

3,13

1,27

Пользуюсь своим телефоном во время ходьбы

3,62

1,11

Отвлекаюсь на свой мобильный телефон во время общения с коллегой или близким человеком.

3,30

1,21

Собираюсь заняться каким-то делом, но отвлекаюсь на что-то постороннее.

3,57

1,05

Испытываю необходимость в том, чтобы еще раз прочесть или просмотреть запись учебного/рабочего материала, потому что при первом знакомстве с ним не было сосредоточенности.

3,82

0,95

Ловлю себя на мысли, что невнимательно слушаю собеседника

2,97

1,18

Обращаюсь к мобильному телефону во время еды

3,73

1,16

Испытываю необходимость работать в свое свободное время

2,75

1,46

Делаю важную заметку на кусочке бумаги/стикере, который потом не могу найти

2,32

1,20

Заканчиваю свой рабочий день с ощущением, что мне не удалось всего сделать.

2,83

1,15

Теряю мысль из-за отвлекающих меня уведомлений

2,83

1,26

Ощущаю недостаточность своего уровня производительности и не получаю удовлетворения от своих достижений, хотя при этом все время занят(-а).

3,23

1,16

При этом доказано, что существует явная прямая взаимосвязь между большинством выделенных в исследовании проявлений многозадачности и стрессом многозадачности (таблица 4). Результаты данного корреляционного анализа

Таблица 4. Корреляции между проявлениями многозадачности и стрессом многозадачности (коэффициент Спирмена).

Показатель

Уровень стресса многозадачности

Не успеваю выполнить задачу, но беру еще несколько, потому что попросило руководство

,304*

Отвлекаюсь на свой мобильный телефон во время общения с коллегой или близким человеком

,276*

Собираюсь заняться каким-то делом, но отвлекаюсь на что-то постороннее

,444**

Испытываю необходимость в том, чтобы еще раз прочесть или просмотреть запись учебного/рабочего материала, потому что при первом знакомстве с ним не было сосредоточенности

,342**

Ловлю себя на мысли, что невнимательно слушаю собеседника

,324*

Теряю мысль из-за отвлекающих меня уведомлений

,358**

Ощущаю недостаточность своего уровня производительности и не получаю удовлетворения от своих достижений, хотя при этом все время занят(-а).

,299*

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Выявленные прямые корреляционные связи между многозадачностью и уровнем стресса многозадачности означают, что увеличение указанных проявлений многозадачности ведёт к увеличению уровня стресса у руководителей. То есть, чем больше проявлений многозадачности, тем выше уровень стресса. При этом, как обнаружено в рамках корреляционного анализа, стресс многозадачности взаимосвязан с общим уровнем стресса в целом и со всеми его компонентами (таблица 5).

Таблица 5. Корреляции между стрессом многозадачности и общим уровнем стресса (коэффициент Спирмена).

Показатель

Уровень стресса многозадачности

Физиологическая субшкала стресса, в баллах

,428**

Информационная субшкала стресса, в баллах

,322*

Эмоциональная субшкала стресса, в баллах

,480**

Общий уровень стресса, в баллах

,473**

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

Стресс многозадачности напрямую взаимосвязан с общим уровнем стресса (0,473**) и имеет среднюю силу связи, что говорит о том, что с повышением стресса многозадачности повышается и общий уровень стресса. При этом наиболее тесную связь стресс многозадачности имеет с эмоциональной составляющей стресса (0,480**), то есть эмоциональная реакция на стресс, связанный с выполнением нескольких задач одновременно, сильно сказывается на общем уровне стресса. При этом у практически трети руководителей (29%) руководителей наблюдается высокий уровень стресса. Снижение стресса многозадачности, учитывая выявленные взаимосвязи со стрессом, может способствовать и снижению общего уровня стресса.

Возможное развитие коммуникативной компетентности от снижения стресса многозадачности оценивалось нами при помощи корреляционного анализа между стрессом многозадачности и коммуникативными умениями (таблица 6). В таблице представлены только статистически значимые взаимосвязи.

Таблица 6. Корреляции между стрессом многозадачности и уровнем коммуникативной компетентности (коэффициент Спирмена).

Показатели

Уровень стресса многозадачности

Реагирование на справедливую критику

Зависимый

-0,219

Компетентный

-0,029

Агрессивный

,267*

Умение обратиться к сверстнику с просьбой

Зависимый

-,263*

Компетентный

0,096

Агрессивный

,262*

* Корреляция значима на уровне 0,05 (двухсторонняя).

** Корреляция значима на уровне 0,01 (двухсторонняя).

По результатам корреляционного анализа выявлено, что стресс многозадачности взаимосвязан с такими коммуникативными умениями как «реагирование на справедливую критику» (0,267*). Данная взаимосвязь происходит на уровне агрессивного типа общения и имеет прямую взаимосвязь, что означает, что в случае повышения стресса многозадачности будет повышаться агрессивное реагирование на справедливую критику, то есть будет снижаться компетентность в данном виде коммуникации.

Также обнаружена взаимосвязь стресса многозадачности с таким умением как «умение обратиться к сверстнику с просьбой». Причем данная взаимосвязь обнаружена как на уровне агрессивного типа общения (0,262*), так и на уровне зависимого типа общения (-0,263*). Несмотря на разное направление данных взаимосвязей, можно сделать вывод, что при повышении стресса многозадачности будет снижаться компетентность в использовании данного навыка. Руководителю сложнее будет обратиться за помощью, что может привести к ещё большему росту задач и уровня многозадачности.

Таким образом, доказано, что стресс многозадачности и уровень коммуникативной компетентности имеют взаимосвязь. Также хочется отметить, что между коммуникативными умениями и типами их общения были обнаружены взаимосвязи и с разными проявлениями многозадачности.

Все проявления многозадачности взаимосвязаны с теми или иными коммуникативными умениями, при этом чаще всего они обратно взаимосвязаны с компетентным типом общения, и прямо связано с агрессивностью в общении. То есть чем больше проявляется многозадачность, тем выше стресс многозадачности (также выше общий уровень стресса) и тем ниже уровень коммуникативной компетентности и выше уровень агрессии в общении, что может негативно сказаться на деятельности руководителя среднего звена.

С практической точки зрения, результаты исследования могут быть полезны для компаний и организаций и способствовать созданию программ обучения и тренингов, направленных на улучшение коммуникативной компетентности у руководителей и содействие снижению уровня стресса в рабочей среде. Это в свою очередь может привести к повышению производительности и благополучия персонала в организации.

Список литературы

  1. Гильбух, Ю.З. Тест-опросник коммуникативных умений / Ю.З. Гильбух. – Киев: НПЦ Перспектива, 1995. – 9 с.
  2. Зотова, И.Н. Коммуникативная компетентность как аспект социализации подростков в условиях информатизации общества/ И.Н. Зотова // Актуальные социально-психологические проблемы развития личности в образовательном пространстве 21 века. – 2006. – С.106.
  3. Иванова, Е.С. Стресс-ФИЭ: методика измерения основных видов стресса / Е.С. Иванова // Психологическая диагностика : Научно-методический и практический журнал / Ред. М.К. Акимова, В.Г. Колесников. – 2008. – №5 сентярь-октябрь 2008. – с. 82-101.
  4. Левитин, Д. Организованный ум. Как мыслить и принимать решения в эпоху информационной перегрузки / Д. Левитин. – М.: Манн, Иванов и Фербер, 2019. – 544 с.
  5. Мотовилина, И.А. Профессиональный стресс в условиях организационных изменений: диссертация ... кандидата психологических наук: 19.00.03. – Москва, 2003. – 174 с.
  6. Низаева, Л.Ф. Коммуникативная компетенция: сущность и компонентный состав / Л.Ф. Низаева // Молодой ученый. – 2016. – № 28 (132). – С. 933-935.
  7. Петровская Л.А. Компетентность в общении: социально-психологический программа. – М.: Издательство МГУ, 1998 – 348 с
  8. Сапольски Р. М. Биология добра и зла: Как наука объясняет наши поступки / Р.М. Сапольски – М.: Альпина нон-фикшн, 2019 – 765 c.
  9. Многозадачность вредит способности к концентрации внимания // Computerworld Россия. – 2009. – № 28 [Электронный ресурс] – URL: https://www.osp.ru/cw/2009/28/10125452 (дата обращения: 15.02.2024)
  10. Ophir E, Nass C, Wagner AD. Cognitive control in media multitaskers. Proc Natl Acad Sci U S A. 2009 Sep 15;106(37):15583-7. doi: 10.1073/pnas.0903620106.

Интересная статья? Поделись ей с другими: