УДК 398.2

Влияние кочевой культуры на современную узбекскую культуру

Сун Юй – бакалавр факультета международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: В данной статье рассмотрены вопросы, связанные с влиянием кочевой культуры на современную узбекскую культуру. Рассмотрено понятие «кочевая культура». Изучены ключевые особенности кочевой культуры народов. Исследовано влияние кочевой культуры на общество, экономику, музыкальные и танцевальные традиции.

Ключевые слова: кочевая культура, развитие, узбекская культура; современность, влияние, народ.

Узбекистан расположен в самом центре Центральной Азии, и это была важная область для деятельности древних кочевых народов, особенно на обширных степях и полупустынях. В регионе Узбекистана действовали ранние кочевые народы, такие как скиты и тюрки. Эти группы жили скотоводством, постоянно мигрировали по просторным степям. Местные жители Узбекистана в ранние периоды своей истории, пережив долгие войны и культурные обмены, смешивались с пришедшими кочевыми народами, формируя новое центральноазиатское население. Кочевые народы являются важной частью идентичности ранних жителей Центральной Азии. В 13 веке Чингисхан объединил монгольские племена и основал Монгольскую империю. Расширение Монгольской империи непосредственно повлияло на регион Узбекистана, принося глубокие изменения в культуре кочевых народов и политической структуре. В конце 14 - начале 15 века Тимур основал империю с центром в Самарканде. Он был смешанного тюркского и монгольского происхождения, и его правление отражало сочетание кочевой и седловой цивилизации.

Это подтверждает, что кочевая культура оставила яркий след в истории Узбекистана, даже если сегодня кочевники практически не встречаются. В этой статье мы рассмотрим, как история кочевой культуры оказала влияние на современное узбекское общество с точки зрения социокультурных аспектов.

Кочевая культура представляет собой культуру, основанную на образе жизни, связанном с постоянными перемещениями. Этот образ жизни позволяет группам следовать за доступными ресурсами, такими как водные и пастбищные угодья, в соответствии с изменениями сезонов. Эта форма культуры часто встречается в степных и полупустынных районах, таких как большие степи Центральной Азии.

Центральным элементом образа жизни кочевых народов является скотоводство (такие как лошади, овцы, коровы и верблюды). В традиционном кочевом обществе, например, у казахов важная роль отводится лошадям, которые не только служат важным транспортным средством, но и источником пищи (конская молочная продукция и мясо). Овцы и коровы также играют важную роль, предоставляя шерсть и кожу, которые используются для изготовления одежды и жилищ.

Повседневная жизнь кочевых народов тесно связана с природой. Они перемещаются из места в место в зависимости от сезонных изменений, чтобы обеспечить скоту достаточное количество пищи. Этот образ жизни требует от кочевников высокой адаптивности и глубокого понимания окружающей среды.

Типичным жилищем кочевников являются удобные для переезда палатки. Самым известным примером в Центральной Азии является юрта, круглая палатка с каркасом из овечьей шерсти и деревянных стоек. Юрта можно быстро собрать и разобрать, она адаптирована к различным климатическим условиям и идеально подходит для потребностей кочевого образа жизни.

Интерьер юрты обычно оформлен очень просто и функционально. В центре располагается печь для обогрева и приготовления пищи, а на стенах вешаются ручные изделия и украшения, созданные членами семьи. Эти украшения не только красивы, но и отражают культурные особенности этнической группы и семейную историю.

Кочевники организуют свою жизнь вокруг семейной ячейки, где члены семьи совместно участвуют в переездах, управлении пастбищами и повседневных работах. Социальная структура относительно равноправна, но существует также выделенные лидеры или старейшины, которые обычно принимают решения на основе опыта и мудрости.

Например, в монгольском кочевом обществе важную роль играют ханы (Khans) племени, которые занимают важное положение в обществе, решая конфликты, указывая маршруты переезда и поддерживая внутреннее согласие племени. Женщины также играют важную роль в кочевом обществе, участвуя не только в управлении повседневной жизнью, но и организуя социальные и культурные мероприятия.

Культурные особенности кочевников ярко выражены и включают в себя устное наследие, музыку, танцы и ремесла. Эти формы культуры часто тесно связаны с их образом жизни и природой окружающей среды. Например, длинные монгольские мелодии (Urtiin Duu) представляют собой уникальную форму традиционной музыки, отражающую ритм жизни кочевников и красоту природы.

В целом кочевая культура является не только образом жизни, но и глубоким культурным выражением. Она отражает мудрость сосуществования человека с природой и высокую степень адаптивности к изменениям окружающей среды. Эта культура оказала глубокое влияние на историю многих регионов, особенно в Центральной Азии [4].

Кочевые народы сыграли значительную роль в формировании политического уклада Узбекистана, и это можно разделить на три этапа. Первый этап - древние времена.

Влияние кочевой культуры на современное общество Узбекистана глубоко и многогранно. Несмотря на то, что современный Узбекистан превратился в модернизированное государство, наследие кочевой культуры по-прежнему оказывает влияние на общество, культуру, экономику и другие аспекты.

В данной статье рассмотрены следующие шесть аспектов: ведение сельского хозяйства и животноводства, эстетические традиции, социальная структура и семейные ценности, туризм в духе кочевой культуры, устойчивость окружающей среды, а также популярность торговли и культурного обмена.

Баланс между сельским хозяйством и животноводством Хотя Узбекистан уже принял современные методы сельскохозяйственного производства, следы кочевой культуры все еще остаются в животноводстве. Традиции узбекского сельского хозяйства часто включают элементы животноводства. Традиционно кочевые народы жили за счет скотоводства, и этот опыт также применяется в сельских районах. Многие фермеры разводят животных, таких как овцы и коровы, для получения шерсти, мяса и молочных продуктов. Такой подход к совмещению сельского хозяйства и животноводства отражает влияние кочевой культуры на аграрные методы, делая сельскохозяйственное производство более разнообразным.

В некоторых регионах Узбекистана есть обширные степи, которые тесно связаны с традиционным образом жизни кочевых народов. Сельскохозяйственное производство в степных районах обычно включает выпас скота. Фермеры выпасают животных на степях, что помогает поддерживать устойчивое использование земли и обеспечивает степные продукты, такие как качественная шерсть.

Кочевники традиционно следовали сезонной миграции и сельскохозяйственной деятельности, и такой сезонный подход к сельскому хозяйству также присутствует в Узбекистане. Фермеры планируют сельскохозяйственную деятельность в зависимости от климатических условий разных сезонов и потребностей скота, что способствует повышению урожайности и качества сельскохозяйственной продукции.

В целом, влияние кочевой культуры ясно видно в сельскохозяйственной деятельности Узбекистана, что включает в себя комбинацию сельского хозяйства и животноводства, степное сельское хозяйство, разнообразие сельскохозяйственной продукции и сезонный подход к сельскому хозяйству. Эти традиционные методы отражают влияние кочевой культуры на аграрные практики, а также обогащают разнообразие сельскохозяйственной продукции и сельских сообществ Узбекистана [1].

Влияние кочевых традиций явно видно в традиционной одежде Узбекистана. Традиционная одежда узбеков обычно включает в себя длинные халаты, головные уборы, брюки и сапоги, отражая функциональные потребности кочевых народов в полевых условиях. Одновременно, одежда часто украшена изящной вышивкой и декоративными элементами, отражающими эстетические ценности кочевой культуры.

Узбекистан известен своими богатыми ремеслами, глубоко подверженными влиянию кочевой культуры. Ремесленные изделия, такие как шелк, ковры, керамика и металлические изделия, часто демонстрируют особенности кочевого искусства, например, изображения животных и пейзажей степей. Эти ремесленные изделия не только используются в декоративных целях, но и передают ценности и истории кочевой культуры.

Кочевая культура оказала значительное влияние на музыкальные и танцевальные традиции Узбекистана. Музыка Узбекистана обычно включает струнные и ударные инструменты, отражая музыкальные традиции кочевых народов. Танцевальные представления также часто вдохновлены степной культурой, где танцоры имитируют движения животных и сцены степей, и эта форма исполнения широко передается и ценится.

Кочевая культура подчеркивает устные традиции, то есть передачу знаний, историй и песен устно. В Узбекистане устные традиции все еще очень важны, рассказывая истории о приключениях предков, героических сказаниях и жизни в степях. Эти рассказы передают ценности и мудрость кочевой культуры.

Праздники и торжества в Узбекистане часто отражают элементы кочевой культуры. Например, Навруз (Nowruz) - это традиционный весенний праздник, отмечающий начало нового года и сельскохозяйственных работ. Празднование включает народные танцы, музыкальные выступления и традиционные блюда, отражая праздничные традиции кочевых народов [3, с.221].

Социальная структура и семейные ценности Кочевая культура подчеркивает важность семьи в обществе, и эти семейные ценности сохраняют свое глубокое значение в современном узбекском обществе.

Узбекское общество обычно ориентировано на семью, и тесные связи между членами семьи являются частью культурной традиции. Семьи обычно состоят из нескольких поколений, где дедушки, бабушки, родители и дети живут вместе, и такая традиционная семейная структура по-прежнему распространена. Одним из заметных свидетельств этого является точность, с которой в узбекском языке описываются родственные отношения. Например, если вы узбекская жена, то жена брата вашего мужа для вас будет yengil qiz. Это отражает уважение узбеков к членам семьи. Такие отношения на самом деле не так уж и распространены, особенно в западных странах, где такие титулы часто заменяются одним унифицированным и простым названием.

В целом, кочевая культура оказала глубокое влияние на современное общество Узбекистана, что проявляется во многих сферах, включая культурные традиции, социальную структуру, экономическую деятельность и устойчивое развитие окружающей среды. Не стоит говорить, что культурное строительство страны зависит от многих факторов и причин, как, например, в этом случае, где религия и форма правления также играют важную роль. Однако наследие кочевой культуры является важной частью многообразия культур Узбекистана и предоставляет полезный опыт и ценности для устойчивого развития страны. Кочевая культура является неотъемлемой частью современной узбекской культуры.

Список литературы

  1. Остонова С. Н. «National Traditions and Rituals in Modern Uzbekistan (Basing on the Analysis of Uzbek Traditional Meal 'Palov')» // Молодой Учёный. no. 47 (337). 20 Nov. 2020. moluch.ru.1. «The Connection of the Genetic, Cultural and Geographic Landscapes of Transoxiana”. Scientific Reports, Nature Publishing Group. URL: www.nature.com/articles/s41598-021-83261-4 (дата обращения 10.02.2024).
  2. Ro’I Yaacov, Alon Wainer. «Uzbekness and Islam: A Survey-based Analysis of Identity in Uzbekistan. Central Asian Affairs. vol. 3. no. 2. 2016. pp. 142–162. Brill | Schöningh. URL: https://doi.org/10.1163/22142290-00302003 (дата обращения 10.02.2024).
  3. Lerman Zvi. «Agricultural Development in Uzbekistan: The Effect of Ongoing Reforms». Hebrew University of Jerusalem, Department of Agricultural Economics and Management. 2008. 330 pp. DOI: 10.22004/ag.econ.37945.
  4. «Mahalla – a unique social structure in Uzbekistan». Sarkaritel.com. 27 Dec. 2023. URL: www.sarkaritel.com/mahalla-a-unique-social-structure-in-uzbekistan (дата обращения 10.02.2024).