gototopgototop

"Научный аспект №2-2019" - Гуманитарные науки

Механизмы стимулирования развития региона на примере Московской области

Шоев Азимджон Азамжонович – студент факультета Государственного управления и финансового контроля Финансового университета при Правительстве Российской Федерации.

Аннотация: В статье рассматриваются особенности стимулирования развития экономики на региональном уровне с учетом современных реалий Московской области. Стимулирование экономического развития Московской области оказывает влияние, как на состояние развития отдельного региона, так и на развитие страны в целом.

Ключевые слова: Регион, социально-экономическое развитие, инвестиции, стимулирование, экономический рост.

В последние годы Правительство Московской области предпринимает целенаправленные меры по повышению качества регионального развития как единства качества жизни, качества среды, качества производимых товаров и услуг.

По ряду аспектов качества жизни, таких как сокращение и ликвидация очередей в детские сады, строительство новых школ, охват жилого фонда капремонтом, ввод нового жилья и ликвидация жилья ветхого и аварийного, возможность получения востребованного среднего специального образования, качество государственных услуг – Московская область уже принадлежит к национальным лидерам.

Повышению качества среды для жизни и ведения бизнеса также уделяется повышенное внимание. В высоко Московской области с ее множество самых разнообразных населенных пунктов особое значение имеет осуществляемое благоустройство мест проживания людей, реконструкция исторических центров городов, создание развитых парковых территорий, общественных пространств с торгово-досуговыми и деловыми функциями и пешеходными зонами. Значительные успехи достигнуты в развитии сети объектов для занятия спортом по месту жительства.

Важным элементом повышения качества среды для ведения бизнеса стало формирование в области сети индустриальных парков и технопарков, а также промышленно-производственных и технико-внедренческих зон. По количеству таких объектов Московская область является национальным лидером.

Московская область уже сейчас является одним из крупнейших в России центров одновременного развития всех фаз инновационного процесса: от фундаментальных исследований, через разработку опытных образцов и их испытаний, до производства и продвижения инновационной продукции. Однако в настоящее время начальные фазы инновационного процесса развиты в регионе существенно сильнее, чем конечные, которые обеспечивают максимальный вклад в экономический рост.

В связи с этим основными направлениями экономической политики в рамках развития инновационного сектора экономики являются:

  • содействие росту объемов производства инновационной продукции и услуг;
  • наращивание масштабов внедрения инноваций, направленных на рост производительности труда и диверсификацию рынков сбыта;
  • усиление кооперации производителей и потребителей инноваций в Московской области.

Первое направление должно привести к опережающему развитию высокотехнологичных отраслей и росту их доли в структуре экономики региона. В результате Московская область станет регионом-лидером в России по созданию новых привлекательных рабочих в инновационном секторе.

В настоящее время в регионе функционирует значительное число объектов инновационной инфраструктуры, кратно превосходящее количество аналогичных объектов в других регионах. Многие из этих объектов имеют дублирующий функционал и используются не только по прямому назначению – большое количество помещений сдается в аренду компаниям, не ведущим инновационную деятельность. Этап создания новых площадок для ведения инновационной деятельности в регионе можно считать завершенным. Начиная с самого ближайшего времени целесообразно перераспределить усилия Правительства области на поддержку уже имеющихся инновационных предприятий и компаний без организации новых объектов инновационной инфраструктуры.

Содействие внедрению инноваций ориентировано на рост производительности труда в широком круге отраслей – от «классической» промышленности до бизнес-услуг, включая инжиниринг.

Необходимым условием для реализации этих направлений является стимулирование кооперации научных центров и бизнеса, работающего в регионе, в том числе экспортно ориентированного. Анализ кооперационных цепочек показал, что необходима выработка механизмов, которые будут способствовать более тесной интеграции наукоградов и федеральных кластеров в регионально развитие.

Наиболее востребованными типами инноваций для внедрения в Московской области являются [2]:

  1. Автоматизация производственных процессов;
  2. 3D печать и сканирование;
  3. Информационные технологии управления жизненным циклом;
  4. Технологические линии «под ключ» с полным комплектом оборудования и с гарантией поставщика.

Инновационная деятельность в этих сферах должны получить приоритетную поддержку на уровне Правительства области, т.к. это позволит усилить экономические эффекты от внутриобластной кооперации – положительно скажется на производительности труда [4].

В ходе разработки мер стимулирующего характера развития региона было определено более 70 инновационных проектов, сгруппированные в 5 направлений.

Таблица 1. Приоритетные направления инновационной деятельности в Московской области и экономические эффекты от реализации проектов в этих отраслях. [6]

Приоритетное направление

Прирост производительности в соответствующей отрасли, %

Прирост экспорта, млрд. руб.

Новые раб.места, тыс.

1. Биомедицина и биофармацевтика

25

7,7

20

2. Новые технологии в строительстве и ЖКХ

20

37,0

48

3. «Новая» промышленность

20

12,0

21

4.Аэрокосмические технологии

12

9,0

15

5.Энергетическое машиностроение, в том числе атомное

13

6,75

70

Основным препятствием для внедрения отдельных инноваций и изобретений является спрос на поставки целостного промышленного оборудования, т.к. при закупке целых технологических линий и систем решение о включении поставщиков, принимает не конечный покупатель, а системный интегратор, который формирует технологическую линию путем подбора различных компонентов.

Важнейшая задача государства в сфере формирования комфортных условий ведения бизнеса состоит в обеспечении неизменности или предсказуемости изменений законодательного и налогового режима, стабильности условий хозяйственной деятельности и требований к ее осуществлению. Правительство Московской области будет обеспечивать стабильность и предсказуемость условий ведения бизнеса в соответствии со своими полномочиями, в первую очередь, в части:

  • ставок налогообложения по региональным и муниципальным налогам;
  • тарифов на электроэнергию, тарифов на услуги водоснабжения и водоотведения;
  • условий регламентации и контроля различных сфер хозяйственной деятельности.

В рамках политики совершенствования условий ведения бизнеса и повышения качества бизнес-среды выделяются следующие направления:

  1. Создание условий для развития действующих предприятий, а также условий для переноса отдельных видов действующего бизнеса из Москвы в Московскую область в интересах обоих регионов.
  2. Совершенствование условий для привлечения инвестиций в создание нового бизнеса.
  3. Повышение доступности необходимой инфраструктуры (в широком ее понимании) – транспортно-логистической, инженерной, сервисной.

Ключевыми направлениями создания комфортной среды для действующих предприятий и организаций Московской области выступают [1]:

  • развитие механизмов содействие в привлечении финансирования;
  • формирование системы информационно-аналитических и маркетинговых инструментов поддержки бизнеса в выходе и закреплении на приоритетных рынках;
  • содействие в сокращении издержек, в организационных и технологических улучшениях производственных процессов.

Содействия в привлечении финансирования особенно важно и в значительной степени связано с реализацией антикризисных мер. Важнейшую роль здесь играет ряд механизмов поддержки, сформированных на федеральном уровне, и доступных для использования в Московской области.

К их числу относится Фонд развития промышленности, в который уже подали заявки со стоимостью проектов более 2,5 млрд. руб. несколько предприятий Московской области. Инструменты поддержки Фонда включают:

Специальные инвестиционные контракты, в рамках которых могут быть обеспечены федеральные и региональные налоговые льготы, и преференции в доступе к государственным закупкам. Согласно Посланию Президента, Федеральному собранию 3 декабря 2015 г., в перспективе до 30% продукции в рамках госзаказа может закупаться на внеконкурсной основе в рамках специальных инвестиционных контрактов. Таким образом, эта мера является мощным инструментом предоставления как финансовой поддержки, так и доступа к российскому рынку.

Предоставление займов по ставке 5% годовых на внедрение передовых технологий, создание новых продуктов или организацию импортозамещающих производств, в первую очередь на существующих предприятиях. Сфера деятельности таких предприятий должна относиться к перечню критических технологий или перечню приоритетных опытно-конструкторских работ.

Целесообразно вовлечение максимального числа областных предприятий в работу по специальным инвестиционным контрактам, расширение перечня предприятий, получающих поддержку Фонда, особенно, специализирующихся в сферах приоритетной инновационной деятельности, системообразующих промышленных предприятий с численностью занятых более 5000 чел., а также предприятий – производителей автокомпонентов, продукции железнодорожного машиностроения, легкой промышленности [3].

С учетом приоритетов импортозамещения и экспорта, важным направлением комфорта для бизнеса является содействие в получении предприятиями Московской области государственной финансовой поддержки экспортных операций на перспективных страновых направлениях. Инструментом такой поддержки выступает подписание соглашений о взаимодействии с формируемым на базе ОАО «ЭКСАР» Центром кредитно-страховой поддержки экспорта и открытие филиала (представительства) данного Центра в Московской области, его интеграция в региональную систему поддержки экспорта.

Следует обеспечить на регулярной основе взаимодействие по поддержке экспорта с ОАО «Внешэкономбанк», заключив соглашение о сотрудничестве в содействии областным предприятиям-экспортерам, которое открывает возможности для получения финансовой поддержки по линиям:

  • связанного кредитования,
  • обеспечения гарантий и контр-гарантий для участия в тендерах,
  • субсидирования процентной ставки под проекты, связанные с экспортом.

Система мероприятий по повышению инвестиционной привлекательности области включает в себя три направления:

  1. Организационные и операционные изменения в инвестиционной инфраструктуре
  2. Совершенствование процедур реализации инвестиционных проектов;
  3. Государственные меры поддержки инвестиционных проектов.

Приоритетами в привлечении инвестиций в создание нового бизнеса должны стать высокотехнологичная промышленность и сельское хозяйство как отрасли, способные внести наибольший вклад в импортозамещение и развитие экспорта.

Список литературы

  1. Распоряжение Правительства Российской федерации от 5 сентября 2011 г. N 1538-р «Стратегия социально-экономического развития Московской области на период до 2030 года».
  2. Носачевская Е.А. Казаков К.В. Научное обеспечение региональной экономики в условиях развития информационных технологий. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. - 159 с.
  3. Рубан Д.А. Мировой интеллектуальный потенциал управления региональными инновационными системами // Вестник НГУЭУ. - 2019. -№ 3. - С. 84-94.
  4. Социально-экономическое положение регионов РФ: Аналитический бюллетень – Москва, 2019 [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://vid1.rian.ru/ig/ratings/regpol_01_2019.pdf (дата обращения 23.04.2019).
  5. Федеральная служба государственной статистики. Социально-экономическое положение субъектов Российской Федерации [электронный ресурс] – Режим доступа - URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/region_stat/sep_region.html (дата обращения 23.04.2019).
  6. Инвестиционный портал регионов России. -URL: http://www.investinregions.ru (дата обращения 23.04.2019).
Интересная статья? Поделись ей с другими:

Внимание, откроется в новом окне. PDFПечатьE-mail

Отправить статью

...

Форма оплаты

Номер статьи, присвоенный редакцией
Количество страниц в статье
Количество экземпляров журнала
Доставка: РФСНГ
Скидка (%)
Заказать свидетельство о публикации
1. Стоимость публикации каждой страницы статьи составляет 200 рублей.
2. Стоимость каждого экземпляра журнала, включая его изготовление и доставку, составляет 300 рублей для России и 600 рублей для стран СНГ.
3. Стоимость печатного свидетельства о публикации составляет 100 рублей

Реквизиты для оплаты через банк