УДК 373.3

Педагогические условия формирования готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов

Лобойко Анастасия Витальевна – студентка Психолого-педагогического факультета Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Гузева Мария Владимировна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: В статье рассматривается важность формирования готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов. Указывается, что именно организация определенных педагогических условий наилучшим образом способствует формированию рассматриваемой готовности. В статье приводятся педагогические условия, которые способны оказывать влияние не только на освоение определенных теоретических знаний о проблеме, но и будут практико-ориентированными, то есть будут способствовать формированию той самой готовности применить имеющиеся знания и умения в реальной ситуации конфликта.

Ключевые слова: конфликт, младший школьник, готовность, продуктивное разрешение, педагогические условия.

В настоящее время проблема конфликта является актуальной и в повседневной жизни, и в педагогическом процессе. В условиях общеобразовательной школы, как и в любой другой социальной среде, дети младшего школьного возраста сталкиваются с неоднозначными ситуациями, которые могут привести к конфликтам, к продуктивному разрешению которых они не готовы и только учатся из них выходить.

Педагог Ю.В. Васильев объясняет конфликт, как форму проявления обострившихся противоречий, возникающую в ходе профессионального и межличностного взаимодействия субъектов образовательного процесса, а также вызывающую у них негативные эмоции в общении и предполагающая конструктивный переход противоречий в устранение их причин обеими сторонами [3].

В рамках ФГОС НОО выделяются так называемые коммуникативные универсальные учебные действия, которые являются основой взаимодействия младших школьников друг с другом.

В соответствии с приказом Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» к коммуникативным УУД в сфере общения относятся следующие умения:

  • умение воспринимать и выражать суждения и эмоции в соответствии с контекстом общения в привычной среде;
  • проявление уважения к собеседнику и соблюдение правил общения в ходе диалога и дискуссии;
  • признание наличия разных точек зрения;
  • аргументированная и корректная выраженность собственного мнения [6].

Исходя из этих положений, можно отметить, что перечисленные коммуникативные УУД выступают предпосылкой для дальнейшего формирования готовности младших школьников к разрешению конфликтов.

Готовность к продуктивному разрешению конфликтов — это готовность прийти к компромиссу, поиск взаимоприемлемых решений и стремление к мирному урегулированию споров и разногласий. Она включает в себя открытость к диалогу, умение слушать других, а также умение выражать свои мысли и чувства таким образом, чтобы не вызывать агрессии или враждебности. Готовность к продуктивному разрешению конфликтов также включает в себя способность контролировать свои эмоции и вырабатывать рациональные решения вместо эмоциональных взрывов [4].

Разрешение конфликтов должно обязательно носить продуктивный характер, то есть положительным образом влиять на участников конфликта, укрепляя их взаимоотношения и развивая коммуникативные навыки.

Выделим некоторые положения, которые содержательно отражают сформированность готовности к продуктивному разрешению конфликтов:

  1. Эмоциональная осведомленность и навыки управления эмоциями. Младшие школьники, которые осознают свои эмоции и умеют контролировать и выражать их в корректной форме, в большей степени готовы к поиску конструктивных решений в конфликтах.
  2. Наличие знаний о том, что такое конфликт и какие бывают пути выхода из него с положительным результатом для обеих сторон.
  3. Умение прислушиваться к мнению других. Младшие школьники, которые умеют слушать других и учитывать их мнения и потребности, лучше справляются с разрешением конфликтов.
  4. Умение сотрудничать. Младшие школьники, которые способны работать в команде и участвовать в совместной деятельности, склонны искать способы сотрудничества в случае конфликта.
  5. Эмпатия. Младшие школьники, которые способны взглянуть на ситуацию с точки зрения других людей и учитывать их интересы, будут более готовы к поиску взаимоприемлемых решений в конфликте [5].

Чтобы минимизировать последствия конфликтов, педагогу необходимо продумывать и организовывать определённые педагогические условия, при которых все возникающие конфликты носили бы только конструктивный характер и не вели к деструктивному развитию, а значит способствовали бы продуктивному разрешению.

Педагог В.И. Андреев под педагогическими условиями понимает совокупность мер, содержание, методы, приемы и организационные формы обучения и воспитания [1].

Нам представляются следующие педагогические условия, способствующие формированию готовности младших школьников к продуктивному разрешению конфликтов:

  1. Учёт возрастных особенностей. Данное условие предполагает необходимость отбора материала (форм взаимодействия, методов, приёмов и т. п.) с учетом особенностей младшего школьного возраста.
  2. Развитие коммуникативных УУД. Должна быть организована целенаправленная работа (проведение игр, упражнений) по развитию таких коммуникативных умений, которые будут позволяют детям не только общаться между собой, но и продуктивно выходить из конфликтов, корректно выражать своё мнение, слушать и принимать точку зрения другого человека.
  3. Систематическая работа общеобразовательного учреждения по формированию знаний у младших школьников о сущности конфликтов и способах их разрешения. Она включает в себя разработку соответствующей программы по работе с младшими школьниками, которая подразумевает проведение внеклассных мероприятий, ролевых игр, просмотр видеофильмов, моделирование ситуаций конфликтов и другие виды деятельности, которые направлены на то, чтобы ознакомить младших школьников с понятием конфликта и продуктивными способами его разрешения.
  4. Организация взаимодействия школы и семьи. В этом случае родителям младших школьников могут быть предложены методические рекомендации, которые помогут им также развивать в своих детях определённые коммуникативные навыки, которые будут являться основой для готовности младших школьников продуктивно выходить из конфликтов [2].

Таким образом, школьная жизнь – не является исключением в вопросе возникновения конфликтов. Именно поэтому важно сформировать в младших школьниках готовность к продуктивному разрешению конфликтов. И в этом могут помочь определенные педагогические условия, которые будут оказывать влияние не только на освоение определенных теоретических знаний о проблеме, но и будут практико-ориентированными, то есть будут способствовать формированию той самой готовности применить имеющиеся знания и умения в реальной ситуации конфликта.

Список литературы

  1. Андреев, В.И. Основы педагогической конфликтологии / В.И. Андреев. – М.: Просвещение, 2015 – 67 с.
  2. Бодалев, А.А. Конфликты в школьном возрасте: пути их преодоления и предупреждения / А.А Бодалев. – М.: Аграф, 2016 – 126 с.
  3. Васильев, Ю.В. Педагогическое управление в школе / Ю.В. Васильев. – М.: Омега, 2012 – 201 с.
  4. Драгунова, Т.В. Проблема конфликта в школьном возрасте / Т.В. Драгунова// Вопросы психологии. – 2012 – № 2 – С.14-20.
  5. Потанин, Г.М. Конфликты в школьном возрасте: пути их предупреждения и преодоления / Г.М. Потанин. – М.: Просвещение, 2016 – 114 с.
  6. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минобрнауки России от 06 октября 2009 г. № 373, в ред. приказа от 31.05.2021 г. № 286).

Интересная статья? Поделись ей с другими: