УДК 75

Творчество перуанского художника Игнасио Мерино

Парфенова Екатерина Ивановна – преподаватель Санкт-Петербургского государственного университета промышленных технологий и дизайна.

Аннотация: Огромная слава, которой добился художник Игнасио Мерино, как в пределах страны, так и за ее пределами, породила в целом причудливые биографические очерки, в которых достоверная информация, как правило, перемежалась с некоторыми клише, выработанными романтическим чувством вокруг личности художника как уникального индивидуума, наделенного достоинствами "творческого гения".

Ключевые слова: художник, Перу, живопись.

Игнасио Мерино (1817-1876) был одним из первых латиноамериканских художников, чье имя, как и имя его страны происхождения, стало известно в престижных официальных салонах Парижа. В то время столица Франции считалась бесспорным центром искусств, в разгар растущего процесса глобализации культуры. В этом смысле можно разоблачить некоторые из этих мифов и представить художника в его истинном историческом измерении. Благодаря прекрасному знанию документальных источников, а также художественного творчества художника из Пьюры, Рикардо Кусуноки Родригес строит плавное повествование, легко доступное для неспециалистов, которое, несомненно, поможет объяснить сложную творческую траекторию и вписать художника из Пьюры во временной контекст больших перемен, таких как первые десятилетия республиканской истории.

Кусуноки рассматривает малоизвестные и до сих пор не опубликованные аспекты карьеры Мерино, которые оставались на втором плане и даже отсутствовали в предыдущих биографиях. Примечательно, например, как тщательно он показывает роль молодого Мерино в качестве первого директора Академии рисунка и живописи. Академии рисунка и живописи в Лиме или его решающий вклад в иконографию креольского костюмизма, благодаря установлению отношений с известным акварелистом Панчо Фьерро и с некоторыми путешественниками-романтиками, такими как немец Хуан Маурисио Ругендас.

Важно и то, как постепенно Мерино отказывается от этой национальной темы, окончательно обосновавшись в Париже, чтобы полностью включиться в динамику официальных салонов. Мерино прошел через этапы становления как художника исторического жанра, сочетающего мотивы европейского прошлого с историческим стилем, проистекающим из его восхищения великими мастерами XVII века, от Веласкеса до Рембрандта.

Считающийся основателем академической живописи в Перу и мастером целого поколения, Игнасио Мерино был также первым перуанцем, полностью вышедшим на международную художественную сцену. Как никто другой из его соотечественников, он эмигрировал в Европу в очень молодом возрасте, чтобы в середине XIX века сделать карьеру художника в Париже, который в то время был центром мирового искусства. Таким образом, Мерино стал ключевой фигурой в понимании тех преобразований, которым подверглась наша страна после обретения независимости. Его позиция в действительности отражала желание, которое разделяла перуанская элита в первые десятилетия Республики: окончательно преодолеть вице-королевское прошлое, культурные проявления которого стали считаться провинциальными и устаревшими. Покончив с прежней зависимостью от Испании, Перу выходило из относительной изоляции от остального мира, чтобы принять вызов интеграции с государствами Запада. В области искусства, как быстро заметил Мерино, казалось, был только один способ добиться международного уважения: перенять модели, которые уже давно распространялись великими европейскими академиями.

Отказаться от колониального наследия и перенять самые престижные образцы европейской культуры означало преодолеть не только огромные географические, но и ментальные расстояния. Не стоит забывать, что до поколения, предшествующего Мерино, живопись, производимая в стране, выполняла разные функции. В целом она задумывалась как ремесленное занятие, служившее религии или политической власти. Искусство вице-королей также сильно отличалось от того, что пропагандировали европейские академии. Наместнических живописцев никогда не интересовало научное изучение перспективы и анатомии человека - двух центральных тем европейского высокого искусства; в этом смысле их работы могли показаться космополитическому взгляду несовершенными и даже неуклюжими. Став изысканным художником-интеллектуалом, признанным во французских салонах, Пьюрано воплотил в себе радикальный разрыв с прошлым. Его современники ясно осознавали, что "великая живопись" в Перу родилась вместе с ним и что она обретет преемственность через поколение местных художников, последовавших его примеру.

Список литературы

  1. Juan Manuel Ugarte Eléspuru, «Ignacio Merino», Volume 33 of Biblioteca Hombres del Perú, Editorial Universitaria, 1966.

Интересная статья? Поделись ей с другими: