УДК 331.108.43

Внедрение метода «360 градусов» в систему оценки персонала промышленного предприятия

Шаронов Валерий Сергеевич – студент Муромского института (филиала) Владимирского государственного университета имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых.

Аннотация: Данная статья посвящена вопросам изучения метода оценки персонала промышленного предприятия «360 градусов». Показан пример оценки сотрудника по данному методу, а также исследовано влияние его внедрения на финансовые показатели предприятия.

Ключевые слова: метод «360 градусов», оценка персонала, рейтинговая оценка персонала, управление персоналом.

В системе управления персоналом организаций метод оценки «360 градусов» занимает одно из ведущих мест по оценке персонала сотрудников их рабочим окружением (руководители, коллеги). Сложность реализации данного метода состоит в том, что объективная оценка сотрудника проводится через его самооценку и через опрос коллег и непосредственного руководителя. Конечным результатом таких опросов становится вывод о соответствии сотрудника тем или иным компетенциям, которые ему необходимы для исполнения своих должностных обязанностей на данном предприятии.

В публикациях отечественных и зарубежных специалистов методу оценки «360 градусов» персонала организаций уделяется важное внимание, так как данный метод универсален в выявлении степени оценки сотрудников занимаемой должности их деловым окружением.

Так, Лазаренко Л.А. в своей работе отмечает, что данный метод достаточно прост в разработке, применении и интерпретации. Для данного метода не требуются сторонние эксперты, нет обязательных требований наличия специальных профессиональных и психологических знаний проводящих оценку данным методом [3].

Метод оценки «360 градусов» позволяет оценить сотрудника со всех сторон его деятельности в организации. Суть данного метода заключается в оценке персонала по ряду вопросов (критериев), а также в получении обратной связи о работе персонала от руководителей, подчиненных, коллег и клиентов, которые сотрудничают с сотрудниками и имеют заинтересованность в высоких результатах производственной деятельности, сферы услуг и бизнеса в целом.

В роли оценивающих выступают: сами сотрудники организаций, которые проводят оценку самих себя по определенным критериям и вопросам на соответствие занимаемому положению в организации, непосредственные руководители, а также коллеги сотрудников и подчиненные (при наличии) [2].

Данный метод позволяет оценить работу персонала организаций, предоставляет возможность посмотреть на себя со стороны и содействовать в помощи решения возникающих проблем.

Метод оценки «360 градусов» выступает в роли SWOT-анализа, с помощью которого можно выявить сильные и слабые стороны оцениваемого сотрудника, а также определить его возможности в профессиональном развитии и отметить угрозы, влияющие на его трудоспособность.

Предложим для АО «ПО Муроммашзавод» вариант перечня критериев оценки персонала по методу «360 градусов», который характеризует следующие группы компетенций: ответственность (№ 7, 11), инициативность (№ 2, 6), самостоятельность (№ 3, 9), понимание бизнес-среды (вопросы 1, 8), устойчивость (№ 5, 10), коммуникабельность (№ 4, 12).

Для оценки одного сотрудника анкета заполняется самим сотрудником, его руководителем и одним из его коллег. Для оценки сотрудника по данному методу, как правило, применяется пятибалльная шкала, в которой значение «1» соответствует минимальному значению, а «5» – максимальный уровень оцениваемого параметра.

Покажем пример оценки сотрудника АО «ПО Муроммашзавод» по методу «360 градусов» (таблицы 1 и 2).

Таблица 1. Анкета для оценки наладчика станка с ЧПУ Боброва Е.В. по методу «360 градусов».

№ вопроса

Критерии

Оценка

самооценка A1

руководителя A2

коллеги A3

1

Понимание интересов организации

4

4

3

2

Проявление инициативы

4

4

5

3

Умение эффективно действовать в условиях неопределенности

4

5

4

4

Умение справляться с конфликтами внутри подразделения и между подразделениями

3

3

3

5

Умение концентрироваться на задачах

5

5

5

6

Приветствует изменения, принимает самостоятельные решения

4

4

4

7

Умение признавать свои ошибки

5

3

4

8

Знание факторов, влияющих на внешнюю среду предприятия

2

3

1

9

Умение планировать ресурсы и оценивание рисков

3

3

3

10

Отсутствие ошибок в работе

5

4

4

11

Стремление решить проблемы максимально быстро и эффективно

5

5

5

12

Умение общаться с коллегами как своего подразделения, так и со смежными отделами

4

4

4

Таблица 2. Сводная таблица результатов оценки наладчика станка с ЧПУ Боброва Е.В. по методу «360 градусов».

Категория

Номера вопросов

Самооценка A1

Оценка руководителя A2

Оценка коллеги A3

Сумма баллов А∑

max балл

Ответственность

7, 11

10

8

9

27

30

Инициативность

2, 6

8

8

9

25

30

Самостоятельность

3, 9

7

8

7

22

30

Понимание бизнес-среды

1, 8

6

7

4

17

30

Устойчивость

5, 10

10

9

9

28

30

Коммуникабельность

4, 12

7

7

7

21

30

Сводная таблица результатов оценки наладчика станка с ЧПУ Боброва Е.В. по методу «360 градусов» показала, что наибольшие баллы оцениваемый показал по категориям «Устойчивость» и «Ответственность». Наименьший балл получен по категории «Понимание бизнес-среды».

Покажем на рисунке 1 сводные результаты оценки наладчика станка с ЧПУ Боброва Е.В. по методу «360 градусов».

1

Рисунок 1. Сводные результаты оценки наладчика станка с ЧПУ Боброва Е.В. по методу «360 градусов».

Подобная методика позволяет увидеть взгляд на собственные достижения со стороны в ходе независимой оценки, узнать свои сильные и слабые стороны и выявить зоны для улучшения [1]. В связи с этим, сотрудник будет стремиться получить максимальные оценки в результате проведения оценки по методу «360 градусов», что в конечном итоге скажется на повышении производительности труда как минимум на 5%.

Оценим экономический эффект от предложенных мероприятий (таблица 3).

Таблица 3. Оценка уровня производительности труда после внедрения метода оценки персонала «360 градусов» в АО «ПО Муроммашзавод».

Показатели

2022 г.

Прогноз

Изменение

Темп роста, %

1 Выручка от продаж, тыс. руб.

1163987

1222186,35

58199,35

105,00

2 Прибыль от продаж, тыс. руб.

20312

21327,6

1015,6

105,00

3 Численность работников, чел.

436

436

0

100,00

4 Объем продаж на одного работающего, тыс. руб. / чел.

2670

2803

133

104,99

5 Прибыль от продаж на одного работающего, тыс. руб. / чел.

47

49

2

104,08

Анализ таблицы 13 показал, что объем продаж на одного работающего увеличится на 133 тыс. руб./чел. (на 4,99%), а прибыль от продаж на одного работающего – на 2 тыс. руб./чел. (на 4,08%). Полученные результаты говорят о целесообразности внедрения данного мероприятия.

Дальнейшая модернизация метода оценки персонала «360 градусов» возможна за счет доработки критериев анкеты в части конкретизации требований профессионального стандарта для конкретной должности, что позволит оценить hard skills сотрудника, или его профессиональные компетенции.

Список литературы

  1. Денисов А. Ф. Отбор и оценка персонала: учебно-методическое пособие. – М.: Аспект Пресс, 2016. – 304 c.
  2. Корсакова В. В. Основы оценки персонала: конспект лекций. – М.: Российский университет транспорта (МИИТ), 2021. – 196 c.
  3. Лазаренко Л.А. Место оценки персонала в системе управления организацией // Экономика. Право. Вестник Кубанского социально-экономического института. – 2016. – № 4 (72). – С. 32-36.

Интересная статья? Поделись ей с другими: