УДК 528.942
Методический анализ заданий ЕГЭ по химии за 2023 год по Республике Дагестан
Расулов Абутдин Исамутдинович – кандидат химических наук, доцент кафедры Химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова; учитель химии Лицея №39 имени Б. Астемирова.
Закаригаджиева Раисат Магомедовна – учитель химии Лицея №39 имени Б. Астемирова.
Гусейханов Беглер Бейбалаевич – учитель химии Цухтыгской средней общеобразовательной школы.
Насибова Аминат Шамсутдиновна – студентка факультета Биологии, географии и химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова
Солтанова Умсалимат Магомедовна – студентка факультета Биологии, географии и химии Дагестанского государственного педагогического университета имени Р. Гамзатова
Аннотация: Целью данной работы является статистический анализ результатов ГИА в 11 классе по химии в республике Дагестан. В работе использовались методы статистического анализа, сравнения, прогнозирования и т.д.
В данной работе приводятся результаты статистического анализа результатов ГИА по химии за 2023 год по республике Дагестан. В работе приводятся количественный, гендерный и по типу образовательной организации анализы участников ГИА, результаты участников ГИА. Для более детального анализа результатов ГИА по химии учитывались также и административно-территориальное расположение образовательной организации, так как условия реализации образовательного процесса, материально-техническое оснащение отличаются в зависимости от территориального расположения ОО.
Анализ используемых учебников в процессе обучении химии показывает, что происходит постепенное снижение использование учебника издательства «Просвещение», Габриелян О.С. (базовый уровень), в пользу профильного и углубленного уровней, а также все чаще используют в образовательном процессе учебник В. В. Еремин, и др, углубленный уровень.
Гендерный анализ показывает, что наблюдается тенденция на снижение долевого участия девушек и повышение долевого участия юношей.
При анализе результатов ГИА по территориальной принадлежности, необходимо отметить то, что среди районов наибольшее число участников приходится на Дербентский, Карабудахкентский и Табасаранский районы, а по городам необходимо указать, что почти 1/3 часть всех участников ГИА по химии приходится на г. Махачкала.
Анализ результатов выявил то, что наблюдается наименьшее количество участников ГИА, которые не преодолели минимальный порог приходятся на школы интернаты, у них же самый высокий процент работ от 81 до 99 баллов и 2 участника с результатом в 100 баллов.
Ключевые слова: анализ, государственная итоговая аттестация, химия, статистический анализ.
Анализ демоверсий и проекта ГИА 2024 года [4] не предвещает кардинальных изменений в структуре и содержании заданий ГИА по химии, но тем не менее уровень заданий пока сложный для большого количества участников ГИА. В данной работе мы хотим проанализировать статистические данные ГИА по химии в республике Дагестан формата 2023. Прежде всего хотелось бы указать, что более 50% учащихся образовательных учреждений республики Дагестан в процессе обучения используют учебники издательства «Просвещение», авторов - Рудзитис Г.Е. Габриелян О.С. (базовый уровень). Но и, наверное, также необходимо отметить, что в республике, особенно в городах очень сильно развивается практика репетиторства, и здесь простор очень разнообразный, от частной практики, центров до онлайн школ [5,6].
Неоднозначно обстоят дела с количеством участников ГИА по химии за последние 3 года (рис.1), так в 2022 году наблюдается уменьшение количества участников ГИА на 6,1%, в то время, когда в 2023 году видим увеличение количества участников ГИА на 10%.
Рисунок 1. Количество участников ГИА по химии за 3 года (2021-2023гг).
Гендерное соотношение участников ГИА за последние три года [1-3] держится примерно на одном уровне: девушек - 59%, юношей - 41%, но наблюдается тенденция на снижение долевого участия девушек и повышение долевого участия юношей.
Рисунок 2. Гендерное соотношение участников ГИА по химии.
Для более детального анализа результатов ГИА по химии мы решили учитывать и тип образовательной организации, который представлял участник ГИА (рис. 3), так как уровень преподавания, условия реализации образовательного процесса, материально-техническое оснащение, количество часов, учебно-методическая литература очень сильно разнятся в различных типах ОО. Еще раз повторяемся, что корректных результатов мы не получим, так как в РД, сильно развиты система репетиторства, и не всегда будет корректным приписывать результат участника ГИА к заслугам образовательной организации.
В 2023г, в зависимости от типа ОО, можно выделить две укрупненные группы участников ЕГЭ по химии: первая: «СОШ», «гимназия», «лицей», «кадетский корпус», «СОШ с УИОП» – 3358 человека (81,15%); вторая «интернаты» - 74 человека (1,79%).
Рисунок 3. Количество участников ЕГЭ по типам ОО.
Наибольшее количество участников, в первой укрупненной группе, приходится на «СОШ» – 2376 человек (57,42%), показатель незначительно снизился по сравнению с предыдущим годом на 0,21%. В 2023 году возрос показатель числа участников в объединенной группе «лицей» и «гимназия» с 882 человек (23,65%) в 2022 году до 938 человек (22,67%). Доля числа от общего участников в объединенной группе «лицей» и «гимназия» уменьшилась на 0,98%. Увеличение числа участников в объединенной группе «Лицеи» и «гимназии» можно связать с тем, что в этих образовательных организациях ведется углубленное изучение химии, поэтому учащиеся планирующие сдавать экзамен по химии переходят на обучение в данные образовательные организации.
Рисунок 4. Количество участников ЕГЭ по типам ОО (интернаты).
Во второй укрупненной группе «интернаты» (рис. 4) наибольшее количество участников приходится на «лицеи-интернаты» - 56 человек, что составляет 1,35% от числа участников экзамена и на «СОШ-интернаты» - 13 человек (0,31%).
При сравнении показателей 2022 и 2023 г.г. увеличилось общее число участников экзамена на 408 человек, вместе с этим наблюдается увеличение количества участников ГИА-11 по трем показателям «ВТГ(СОО) с 3108 до 3432 (на 324 человека), «ВПЛ» с 605 до 665 (на 60 человек), «ВТГ (СПО)» с 17 до 32 (на 15 человек). В текущем году выпускники ВТГ(СОШ) не завершившие среднее общее образование и не прошедшие ГИА составили – 9 человек.
Как видно из рисунка 3, около 70 процентов участников ГИА по химии, это выпускники СОШ, 1/3 часть участников ГИА, это выпускники гимназий и лицеев.
В сравнительном аспекте за последние три года наблюдается увеличение участников ГИА с ОО с углубленным изучением предмета, так например в 2023 году по сравнению с 2022 годом на 22,67% увеличилось количество участников ГИА с лицеев, гимназий или же с СОШ с углубленным изучением предмета «химия», скорее всего это связано с тем, что учащиеся планирующие сдавать экзамен по химии переходят на обучение в данные образовательные организации.
Рисунок 5. Количество участников ЕГЭ по типам ОО.
Анализ результатов ГИА по химии в республике Дагестан, показывает, что средний балл увеличился с 43,3 до 45,59. (Таблица 1-3)
Рисунок 6. Диаграмма распределения тестовых баллов участников ЕГЭ по предмету в 2023 г.
Таблица 1. Динамика результатов ЕГЭ по предмету за последние 3 года.
№ п/п |
Участников, набравших балл |
Субъект Российской Федерации |
||
2021 г. |
2022 г. |
2023 г. |
||
1. |
ниже минимального балла, % |
34,91 |
34,85 |
30,11 |
2. |
от минимального балла до 60 баллов, % |
41,45 |
41,95 |
44,41 |
3. |
от 61 до 80 баллов, % |
18,93 |
17,07 |
18,04 |
4. |
от 81 до 99 баллов, % |
4,71 |
5,85 |
7,19 |
5. |
100 баллов, чел. |
0 |
10 |
9 |
6. |
Средний тестовый балл |
43,17 |
43,3 |
45,59 |
Таблица 2. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки в разрезе категорий участников ЕГЭ.
№ п/п |
Участников, набравших балл |
ВТГ, обучающиеся по программам СОО |
ВТГ, обучающиеся по программам СПО |
ВПЛ |
Участники экзамена с ОВЗ |
1. |
Доля участников, набравших балл ниже минимального |
29,85 |
80 |
42,86 |
30,12 |
2. |
Доля участников, получивших тестовый балл от минимального балла до 60 баллов |
43,73 |
20 |
57,14 |
49,39 |
3. |
Доля участников, получивших от 61 до 80 баллов |
18,2 |
0 |
0 |
17,83 |
4. |
Доля участников, получивших от 81 до 99 баллов |
7,93 |
0 |
0 |
2,66 |
5. |
Количество участников, получивших 100 баллов |
9 |
0 |
0 |
0 |
Таблица 3. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки в разрезе типа ОО.
Доля участников, получивших тестовый балл |
Количество участников, получивших 100 баллов |
||||
ниже минимального |
от минимального до 60 баллов |
от 61 до 80 баллов |
от 81 до 99 баллов |
||
Техникумы и колледжи |
78,57 |
21,43 |
0 |
0 |
0 |
СОШ |
33,75 |
44,64 |
16,18 |
5,28 |
4 |
Лицеи и гимназии |
20,2 |
44,95 |
22,64 |
11,88 |
3 |
Интернаты |
16,67 |
36,11 |
27,78 |
16,67 |
2 |
Рисунок 7. Результаты по группам участников экзамена с различным уровнем подготовки.
Результаты ГИА по химии (11 класс) в Республике Дагестан представлены на рисунках 6 -8.
Очень интересные данные получены от интернатов, у них наблюдается наименьшее количество участников ГИА, которые не преодолели минимальный порог, у них же самый высокий процент работ от 81 до 99 баллов и 2 участника с результатом в 100 баллов из 9 тоже приходятся на интернаты. Скорее всего это связано с особенностями организации образовательного процесса, данный вопрос нуждается в изучении.
Анализ результатов ГИА-11 показывает, что средний тестовый балл по дисциплине в 2023 году поднялся примерно на ~2 единицы, в 2021 и 2022г.г. средний тестовый балл находился на уровне ~43.
Рисунок 8. Динамика результатов экзамена с 2021 по 2023 гг.
Динамика результатов по категориям «от минимального до 60 баллов», «от 61 до 80 баллов» и от «81 до 99 баллов» на протяжении трех лет находится в пределах одного уровня. Так в группе «от минимального до 60 баллов» показатель находится в пределах от 41,95% до 44,41%; в «от 61 до 80 баллов» - 17,07% до 18,93%; «81 до 99 баллов» - 4,71% до 7,19%. По сравнению с предыдущим годом показатели по перечисленным группам возросли на ~1-2%. Практически не изменилось количество 100 бальных работ, так если в 2022 году количество работ с максимальным значением баллов составляло - 10, в 2023 году их – 9. Наблюдается тенденция к снижению показателя «ниже минимального балла», в этой категории в текущем году наиболее существенные изменения на 4,7%.
Динамика результатов экзамена по разделу «Категории участников ЕГЭ», представлена в виде диаграммы, которая наглядно показывает, что наибольшую долю составляют группы участников экзамена получивших результат «от минимального балла до 60 баллов» и «не достигших минимального». Далее идет резкое снижение показателей в группах «от 61 до 80 баллов» до «от 81 до 99 баллов». Также можно отметить, что по категориям «ВТГ(СПО)» и «ВПЛ» нулевые результаты по группам «от 61 до 80 баллов», «от 81 до 99 баллов» и «100 баллов».
Наибольшая доля участников, набравших балл «ниже минимального балла» в группе «ВТГ(СПО)» (80%), наименьшее значение в группах «ВТГ (СОО)» и «ОВЗ» ~ 30%. В сравнении с данными 2022 года по группе «ВТГ(СПО)» (64,71%) доля участников, набравших балл «ниже минимального балла» в 2023 году значительно возросла - на 15,79%, а значение минимального показателя снизилось с 33,75% в 2022 году до 29,85% в 2023 году.
«ВТГ(СОО)» и «ОВЗ» показали примерно равные значения доли участников ЕГЭ в группе «от минимального до 60 баллов» - 43,73% и 49,39%, более высокие значения у «ВПЛ» – 57,14%, самая низкое значение у ВТГ(СПО) - 20%. В сравнении с данными 2022 года максимальное значение доли участников в группе «от минимального до 60 баллов» возросло по категории «ВПЛ» с 43,97% до 57,14%. Нижний показатель по группе «от минимального до 60 баллов» в сравнении с данными 2022 года, снизился с 29,41% до 20%.
Участники «ВТГ(СОО)» и ОВЗ в группе «от 61 до 80 баллов» показали близкие значения 17,83% и 18,2%, в группе «от 81 до 99 баллов» более высокие результаты по категории «ВТГ(СОО)» (7,93%), чем в «ОВЗ» (2,66%). В сравнении с результатами предыдущего года доля участников в группе «от 61 до 80 баллов» возросла, так если в 2022 году показатели находились в пределах от 1,98 до 9,28%, то в текущем году в границах значений 17,83% - 18,2%, рост составил ~9%.
Участники, набравшие 100 баллов относятся к категории «ВТГ(СОО)». В общем формате данный показатель в сравнении с 2022годом изменился незначительно. В 2022 году этот показатель проявлялся в двух категориях «ВТГ(СОО)» и «ВПЛ», в текущем году только в «ВТГ(СОО)».
Таким образом, можно отметить, что в текущем году наиболее низкие результаты по категориям участников экзамена показала «ВТГ(СПО)» - самый высокий результат по доле участников не преодолевших минимального балла и самые низкий результат в группе «от минимального до 61» и нулевые результаты по остальным группам.
Рисунок 9. Динамика результатов экзамена по типу ОО.
Необходимо отметить, что в 2023 году наиболее низкие результаты по категориям участников экзамена показала «ВТГ(СПО)» - самый высокий результат по доле участников, не преодолевших минимального балла и самые низкий результат в группе «от минимального до 61» и нулевые результаты по остальным группам.
При анализе результатов ГИА по территориальной принадлежности, необходимо отметить то, что среди районов наибольшее число участников приходится на Дербентский – 118 участников (2,85%), Карабудахкентский и Табасаранский – по 83 участников (2%). Из сельских ОО не преодолели минимальный порог участники ГИА следующих районов в следующем процентном выражении: «Бежтинский участок» (75%), Кулинский район (72,73%), Хивский район (57,14%), Кизлярский район (54,55%), ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ» (53,85%), Кайтагский район (52,94%), Кизилюртовский район (52,63%), Цунтинский район (52,63%) и т.д.
Рисунок 10. Динамика результатов экзамена по категориям участников ЕГЭ.
При анализе результатов ГИА по городам необходимо указать, что наибольшее количество участников ЕГЭ по АТЕ, так же, как и в 2022 приходится на город Махачкала –27,35% и Дербент – 6,01%. Из городских ОО не преодолели минимальный порог участники ГИА следующих городов в следующем процентном выражении: Кизляр (39,39%) и Хасавюрт (38,16%).
По результатам статистического анализа результатов ГИА по химии за 2023 год в республике Дагестан, рекомендуем Министерство образования и науки РД и главам соответствующих муниципалитетов обратить внимание на организацию учебно-методического процесса (инфраструктуры ОО, наличию учебно-методического материала, наличию педагогических кадров и т.д.) в районах: «Бежтинский участок», Кулинский, Хивский, Кизлярский, ГКУ РД «ЦОДОУ ЗОЖ», Кайтагский, Кизилюртовский, Цунтинский, а также в городах – Кизляр, Хасавюрт для повышения качества химического образования.
Список литературы
- Аналитические отчеты ГИА-2021 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru) [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2021 (дата обращения: 25.11.2023).
- Аналитические отчеты ГИА-2022 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru) [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2022 (дата обращения: 25.11.2023).
- Аналитические отчеты ГИА-2023 - Документы - РЦОИ Республики Дагестан (rcoi05.ru), [Электронный ресурс]. URL http://www.rcoi05.ru/analiticheskie-otchety-gia-2023 (дата обращения: 25.11.2023).
- ФГБНУ «ФИПИ» (fipi.ru) [Электронный ресурс]. URL https://fipi.ru/ege/normativno-pravovye-dokumenty. (дата обращения: 27.10.2023).
- Расулов А.И., Борзова З.В., Гусейнов Ш.З. [и др.] Анализ результатов ЕГЭ по химии в Республике Дагестан // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXVI междунар. науч.-практ. конф. № 17(25). – Новосибирск: СибАК, 2018. – С. 52-55.
- Расулов А.И., Гамзаева У.Г., Расулов И.А. Анализ результатов регионального этапов всероссийской олимпиады школьников по химии в 9 классе по республике Дагестан в 2019году. // Экспериментальные и теоретические исследования в современной науке: сб. ст. по матер. XXXVIII междунар. науч.-практ. конф. № 8(34). – Новосибирск: СибАК, 2019. – С. 55-59.