УДК 37                                                                                       

Креативные подходы  к непрерывной реабилитации  и социализации детей  с аутизмом  (РДА) на дому с участием  одного из родителей (соученика)

Шафикова Зульфира  Хасановна – кандидат педагогических наук, доцент,                                                                 методист-исследователь, руководитель Учебной мастерской по реабилитации и социализации детей с ограниченными возможностями здоровья в г. Москва

Аннотация: В статье рассмотрены креативные подходы к профессиональной подготовке (швейному делу), в условиях индивидуальной мастерской на дому, которые разработаны на основе авторской концепции восполнения умственных и физических недостатков одним из родителей (соученика).

Ключевые слова: ребенок с синдромом аутизма (РДА), индивидуальная мастерская на дому, родитель – соученик, трёхсторонний педагогический процесс, наставник, искусственный интеллект  (робот).

На сегодняшний день в практике инклюзивного профессионального образования  крайне малочисленны технологии, формы  и методы обучения рабочим профессиям, особенно  для молодёжи с аутизмом (РДА), которые бы способствовали  их комплексной  реабилитации и социализации.

В связи с этим, мы предлагаем  индивидуальную мастерскую на дому как многофункциональную систему  непрерывного обучения данной категории  молодёжи рабочим профессиям.

Известно, что под термином «аутизм» понимают «отрыв от реальности, уход в себя, отсутствие или парадоксальность реакции на внешние воздействия, пассивность или  сверхранимость  в контактах со средой» (К.С. Лебединская).

Как отмечает Степанова О.А., что аутизм как симптом встречается при довольно многих психических расстройствах, но в некоторых случаях он проявляется очень рано (в первые годы жизни ребёнка), занимает центральное место в клинической картине и оказывает тяжёлое негативное влияние на все психическое развитие ребёнка. Клинико-психолого-педагогическая картина  аутистических расстройств личности сложна, многогранна и необычна в сравнении с другими нарушениями психического развития. По критериям ВОЗ при аутистическом расстройстве личности отмечаются:

  • качественные изменения в сфере социального взаимодействия;
  • качественные нарушения способности к общению;
  • ограниченные повторяющиеся и стереотипные  модели поведения, интересов и видов деятельности [1, с. 42].

Следует подчеркнуть, что аутизм не излечим, но поддаётся  коррекции, это кропотливая,  сложная и совместная непрерывная работа  родителей и специалистов  в данной области , прежде всего дефектологов, психиатров, психологов и т.д.  Но главная  роль в этом, принадлежит прежде   родителям, особенно в период обучения данной категории молодёжи  рабочей профессии.

Исходя из вышесказанного, в основе нашей  системы непрерывной системы  профессионального обучения лежит  авторская концепция восполнения умственных и физических недостатков одним из родителей, которая представляет собой представляет собой целостную педагогическую систему   взаимосвязанных  компонентов, обеспечивающих включение в образовательный процесс соученика (одного из родителей), а также использование искусственного интеллекта (робота-тьютора) как дидактической инженерии,    что  отличает ее от других разработанных концепций в области инклюзивного профессионального обучения.

Таким образом, впервые в научный оборот  включены новые термины « принцип восполнения умственных и физических недостатков обучающегося с ОВЗ соучеником», «трёхсторонний педагогический процесс», «метод цветового восприятия тканей», «роботометод», «соученик», разработаны и апробированы  функциональные обязанности соученика как третьего участника педагогического процесса, что качественно улучшает процесс получения   рабочей профессии  детьми с ОВЗ [2, с. 72].

Как мы уже отметили, что для успешной реабилитации и социализации ребёнка с аутизмом (РДА) нами была открыта индивидуальная мастерская на дому (по швейному делу).  Такая мастерская может быть создана на базе передовых методик и опыта высших учебных заведений при поддержке других социальных институтов [3, с. 1426-1429].

В основе деятельности креативной мастерской лежит дидактическая  модель  инклюзивного профессионального обучения, которая  представляет собой  теоретическую конструкцию (дидактический  треугольник), трёхсторонний педагогический процесс. Она (модель) способствует формированию  доступной образовательной среды обучения в контексте взаимодействия «мастер производственного обучения  - родитель (соученик) - ребенок  с ОВЗ, что модернизирует систему организации образовательного процесса на дому  в условиях инклюзии [ 4, с. 113-114].

Очень важно, чтобы мастерская на дому  постоянно была открыта для друзей, родителей - единомышленников, родственников, соседей. Таким образом , педагогические возможности индивидуальной мастерской широки, так как она способствует не только общению со здоровыми сверстниками, но прежде всего развитию речи ребёнка с аутизмом.

Для  качественной профессиональной подготовки детей  с РДА  в педагогический процесс  включен   «соученик – это один из родителей либо близкий родственник (брат, сестра), друг семьи, который восполняет умственные и физические способности учащегося с инвалидностью и ОВЗ, непрерывно, в течение всей жизни  [5, с. 121-123].

Особенно значима роль матери как соученика в период обучения ребёнка с РДА рабочей профессии ( швейному делу) в условиях инклюзии. Особенность и новизна технологии профессионального обучения  в условиях  индивидуальной мастерской на дому состоит в том, что в педагогическом процессе важную роль играет мать (соученик), которая должна восполнять умственные и физические недостатки своего ребенка, обучаясь вместе с ним, получить диплом, например, швеи. Она будет иметь возможность продолжить  социализацию и реабилитацию своего ребенка-инвалида непрерывно, всю жизнь  [6, с. 121-123].

В связи с этим, например, обучение девочек с РДА швейному делу рекомендуем начать  с раннего возраста, используя  при этом и игровые формы, в том числе с применением робота  ( искусственного интеллекта) .

Таким образом,  один из родителей становится третьим участником  педагогического процесса  (соучеником), который является и наставником, особенно в период профессиональной подготовки ребёнка  с аутизмом.

Сегодня перспективным направлением в период  профессиональной  подготовки детей с аутизмом, том числе и в раннем школьном возрасте, является применение робототехнических средств (искусственного интеллекта).  

Следует сказать, что применение человекоподобного робота как средства обучения рабочим специальностям, способствует формированию профессиональных компетенций у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и успешной их адаптации в социуме [7, с. 37-40].

Резюмируя вышесказанное, следует подчеркнуть, индивидуальная мастерская на дому, включение в педагогический процесс одного из родителей ( соученика) , использование искусственного интеллекта как технического средства обучения могут быть успешно использованы в обучении детей с аутизмом (РДА), начиная с раннего школьного возраста. Самое главное родителям необходимо помнить, что  при этом нужен  индивидуальный подход к каждому ребёнку, так как  синдром аутизма у каждого проявляется по-разному. Таким образом,  всё  вышесказанное будет способствовать  успешной реабилитации и социализации  данной категории молодёжи через обучения рабочей профессии  в условиях инклюзии.  

Список литературы:

  1. Степанова О.А. Комплексная реабилитация с ограниченными возможностями здоровья в учреждениях среднего профессионального образования // Инновации в профессиональной школе, 2012. № 8. – С. 42.
  2. Шафикова З.Х. Концепция и технологии инклюзивного обучения рабочим профессиям лиц с ОВЗ в условиях колледжа: монография / З.Х. Шафикова. – 4-е изд., испр.и доп. – Москва: Издательство «Юстицинформ», 2023 – С. 72.
  3. Шафикова З.Х. Технологии инклюзивного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья / З.Х. Шафикова // Журнал «Вестник Башкирского университета», 2012. Т. 17. № 3, с. 1426-1429.
  4. Шафикова З.Х. Концепция и технологии инклюзивного обучения рабочим профессиям лиц с ОВЗ в условиях колледжа: монография / З.Х. Шафикова // – 4-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство «Юстицинформ», 2023 – с. 113-114.
  5. Шафикова З.Х. Инклюзивное обучение детей с расстройствами аутистического спектра рабочим профессиям: дидактический аспект:монография / З.Х. Шафикова. –  Москва : МАКС Пресс, 2019. – С. 14.
  6. Шафикова З.Х. Обучение рабочим профессиям учащихся с ОВЗ в условиях инклюзии. Педагогика , 2017. № 2. С. 121-123.
  7. Мунасыпов Р.А., Шафикова З.Х. Робототехника как инновационное средство обучения молодёжи с ограниченными возможностями здоровья рабочим профессиям в условиях инклюзивного образования / Р.А. Мунасыпов, З.Х. Шафикова // журнал Среднее профессиональное образование, 2016, № 9, С. 37-40.

Интересная статья? Поделись ей с другими: