УДК 159.9.075

Эмоциональное выгорание медицинских работников с разными уровнями саморегуляции

Садон Елена Владимировна – доцент кафедры общепсихологических дисциплин Тихоокеанского государственного медицинского университета

Пак Чан Дю – студент Тихоокеанского государственного медицинского университета

Аннотация: Подверженность медицинских работников эмоциональному выгоранию является не только личностной проблемой самого медика, но также может сказаться на эффективности профессиональной деятельности. Значимость тематики обусловлена потенциальными потерями в уровне качества оказания медицинской помощи; утратой личностных смыслов человеком, занятым в сфере здравоохранения; тенденциями к переходу эмоционального выгорания в психосоматические состояния. Таким образом, в статье рассматриваются особенности эмоционального выгорания и способы саморегуляции, используемые медицинскими работниками.

Ключевые слова: эмоциональное выгорание, саморегуляция, медицинские работники, врачи, медицинский персонал.

Введение

Эмоциональное выгорание чаще всего возникает в процессе трудовой деятельности, однако это состояние оказывает влияние на различные аспекты жизни: человек становится замкнутым, может проявлять пассивную агрессию, испытывает кризис ценностей и общую неудовлетворенность от жизни. Выбор темы обусловлен важностью влияния эмоционального выгорания на состояние медицинских работников и качеством предоставляемых ими услуг. Также, проблема эмоционального выгорания может повлечь большую текучку сотрудников медицинской сферы, что приведет к нехватке кадров для оказания медицинской помощи населению.

Особую важность эта проблематика приобретает в контексте медицинских работников – данная профессия ориентирована как на общение с людьми, так и имеет достаточно большой процент рутинных задач; кроме того, не всегда условия труда медицинских работников можно назвать комфортными: долгие, а иногда внезапные рабочие смены, а также стандартизированная обстановка, которую трудно подстроить под себя [4]. Таким образом, особую важность для психологической науки и практики является поиск актуальных и эффективных методов преодоления эмоционального выгорания, а также поиск способов, которые помогают человеку эффективно справляться с эмоциональным выгоранием [3].

Проблема саморегуляции в психологии является одной из центральных как в плане теоретического рассмотрения, так и в плане экспериментальных исследований. В жизнедеятельности каждого человека огромное значение имеет проблема регуляции своего поведения в изменяющихся условиях окружающей действительности. Поэтому, в связи с актуальностью данной проблематики, в психологии всегда активно проводятся исследования воли, эмоций и эмоционально-волевой регуляции [2]. Эмоциональная саморегуляция представляет собой совокупность паттернов поведения, аутовнушения, благодаря которым происходит нормализация эмоционального фона. Эмоциональная саморегуляция – не данность, а навык, который можно развивать и поддерживать и который при отсутствии должного внимания может истощаться и работать неэффективно.

Таким образом, на основе проведенного теоретического анализа, следует отметить, что проблема эмоциональной саморегуляции широко изучается как в зарубежной, так и отечественной психологии, приобретая особую актуальность в настоящее время [1]. Под эмоциональной саморегуляцией мы понимаем процесс управления собственными эмоциональными переживаниями, который предполагает осознание и принятие своего эмоционального состояния, выражение его в социально приемлемой форме и определенную самопомощь в случае негативных переживаний (А.В. Уварова).

Цель исследования: выявить и описать степень выраженности эмоционального выгорания у медицинских работников с разными способами эмоциональной саморегуляции.

Объект исследования: эмоциональное выгорание.

Предмет исследования:эмоциональное выгорание у медицинских работников с разными способами саморегуляции.

Характеристика выборки эмпирического исследования.

Эмпирическая выборка представлена 95 медицинскими работниками, имеющими различную специфику работы, уровень образования, общий стаж работы и стаж работы по профессии, занимающие должности врачей или среднего медицинского персонала. В исследовании приняли участие респонденты в возрасте от 20 до 73 лет, средний возраст респондентов составил 39,8 лет.

Среди респондентов 61 женщина (от 20 до 73 лет, средний возраст – 41,8 лет) и 34 мужчины (от 21 до 70 лет, средний возраст – 34,7 лет). 60 медицинских работников имеют высшее образование, 9 находятся в процессе получения высшего образования, 26 человек имеют среднее профессиональное образование.

Таблица 1. Результаты анализа уровней эмоционального выгорания с использованием критерия U Манна-Уитни

Эмоциональное выгорание

Персонал

N

Знач. критерия

Значимые различия

Низкая степень

Врачи

19

0,254

нет

Средний медперсонал.

7

Средняя степень

Врачи

25

0,602

нет

Средний медперсонал

10

Высокая степень

Врачи

19

0,515

нет

Средний медперсонал

15

Примечание: различия считаются значимыми при значении критерия <0,05.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что у группы врачей и у группы среднего медицинского персонала нет значимых различий внутри уровневого разделения по степени выраженности эмоционального выгорания. В связи с этим в дальнейшем анализе мы будем рассматривать врачей и средний медицинский персонал как единую выборку.

С целью определения уровня саморегуляции в нашей выборке, для подтверждения или опровержения выдвинутой в исследовании гипотезы, проводим анализ результатов по экспресс-опроснику саморегуляции В.И. Моросановой. Результаты представлены в Таблице 2.

Таблица 2. Анализ результатов респондентов по экспресс-опроснику саморегуляции В.И. Моросановой

Уровень саморегуляции

Низкий

средний

высокий

 

N

%

N

%

N

%

Кол-во человек от общей выборки (N=95)

85

89,5

10

10,5

0

0

Нельзя не отметить, что в целом, у медицинских работников отмечается низкий уровень саморегуляции – 89,5% (n=85) от выборки. Это говорит о тенденции к зависимости от ситуации и мнения людей. Возможность к компенсации личностных особенностей и влияния окружающей среды снижена. Средний общий уровень саморегуляции имеет 10,5% (n=10) выборки – они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий. Высокого общего уровня саморегуляции нет ни у одного человека из выборки, следовательно, ни один участник представленной выборки в полной мере не обладает осознанностью и взаимосвязанностью в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев.

Далее, исходя из темы нашей работы и поставленной гипотезы, мы считаем правомерным продолжить анализ результатов выборки, поделив ее на две вышеописанные группы по уровню саморегуляции: 1 группа – n = 85, низкий уровень саморегуляции; 2 группа – n = 10, средний уровень саморегуляции.

Рассмотрим отличия в двух группах по отдельным шкалам саморегуляции для лучшего понимания, в чем заключается различие между низким и средним уровнем саморегуляции. Данные представлены в Таблице 3.

Таблица 3 - анализ результатов экспресс-опросника саморегуляции В.И. Моросановой по отдельным шкалам

Шкалы

Уровни шкал

Общий уровень саморегуляции

   

Низкий уровень (N–85)

Средний уровень (N–10)

Планирование

Низкий

78

7

Средний

7

3

Высокий

0

0

Гибкость

Низкий

85

10

Средний

0

0

Высокий

0

0

Моделирование

Низкий

83

10

Средний

2

0

Высокий

0

0

Самостоятельность

Низкий

85

10

Средний

0

0

Высокий

0

0

Программирование

Низкий

79

7

Средний

6

3

Высокий

0

0

Надежность

Низкий

72

10

Средний

13

0

Высокий

0

0

Оценивание результатов

Низкий

79

7

Средний

6

3

Высокий

0

0

Таким образом, мы видим, что высокого уровня шкал нет ни у одного участника, ни по одной шкале, а также, между группой с низким уровнем саморегуляции и группой со средним есть ряд отличий по шкалам саморегуляции:

  1. Планирование. 1 группа – 1/10 выборки имеет средний уровень планирования, а во второй – 1/3. Т.е. во второй группе большее количество людей способны к построению реалистичных, детализированных и устойчивых планов.
  2. Моделирование. В 1 группе 2 участника имеют средний уровень, в то время как во 2 группе все респонденты с низким уровнем. Под моделированием имеется ввиду развитость представлений о внешних и внутренних значимых условиях.
  3. Программирование. В 1 группе средний уровень у 1/14 выборки, во 2-ой – у 1/3. Следовательно, участники группы со средним уровнем саморегуляции в общем в большей степени способны к планированию и программированию своих действий, чем участники с низким общим уровнем саморегуляции.
  4. Надежность. В 1 группе 13 участников имеют средний уровень, в то время как во 2 группе все респонденты с низким уровнем. Респонденты первой группы в большей степени склонны создавать планы, опирающиеся на надежные, неизменяемые условия.
  5. Оценивание результатов. В 1 группе средний уровень у 1/14 выборки, во 2-ой – у 1/3. Следовательно, участники группы со средним уровнем саморегуляции в общем в большей степени имеют индивидуальную развитость и адекватность оценки себя и результатов своей деятельности и поведения.

Мы видим выраженность отдельных показателей саморегуляции выше во второй группе исследуемых, что и позволяет нам отделить их от остальной выборки. При этом разнообразие методов саморегуляции больше в первой группе.

Выводы:

  1. У врачей и у среднего медицинского персонала нет значимых различий внутри уровневого разделения по степени выраженности эмоционального выгорания. Следовательно, нет причин для разделения медицинских работников по статусу.
  2. В целом у медицинских работников отмечается низкий уровень саморегуляции – 89,5% (n=85) от выборки. Это говорит о тенденции к зависимости от ситуации и мнения людей. Возможность к компенсации личностных особенностей и влияния окружающей среды снижена. Средний общий уровень саморегуляции имеет 10,5% (n=10) выборки – они самостоятельны, гибко и адекватно реагируют на изменение условий. Ни один медицинский работник представленной выборки в полной мере не обладает осознанностью и взаимосвязанностью в общей структуре индивидуальной регуляции регуляторных звеньев.

Список литературы

  1. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л., 1968. (288)
  2. Анашкина Н.Н., Хабарова Т. Ю. 2016. Синдром эмоционального выгорания у медицинских работников как психологический феномен // Центральный научный вестник. Т. 1. № 2(2), 3-5.
  3. Бакланова Н.К., Исаева А. П. 2014. Синдром эмоционального выгорания медицинских работников среднего звена: причины и пути преодоления // Психологическое здоровье специалиста социальной сферы. Москва: Московский городской пед. ун-т, 85-92.
  4. Бодров В.А. 2006. Психологический стресс: развитие и преодоление. Москва: ПЕР СЭ.

Интересная статья? Поделись ей с другими: