УДК 327

Иран на карте международной безопасности: конфликты и их будущее

Акопян Гаяне Арсеновна – студентка факультета Политических и социальных технологий Российского государственного социального университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос безопасности Исламской Республики Иран в ключе отношений страны с близлежащими государствами. Проанализирована позиция Ирана на Ближнем Востоке, выявлены возможные точки конфликта и прогнозировано их будущее. В ходе работы был проведен анализ отношений стран-граничащих с Ираном в политико-экономической сфере. Автором использован метод кейс-стади для исследования уровня безопасности страны на сегодняшний день и прогнозирования потенциальных конфликтов.

Ключевые слова: Ирано-израильские, Ирано-иракские, Ирано-пакистанские, Ирано-пакистанские и Ирано-афганские отношения, Иран и США.

Исламская Республика Иран (далее-ИРИ) является стратегически важным игроком на карте международной безопасности, как во всем мире, так и на Ближнем Востоке. С ее богатой историей, культурой и геополитическим положением страна стала объектом внимания мирового сообщества, особенно в контексте ряда конфликтов и проблем, которые имеют влияние на ее региональную и глобальную стабильность. В данном ключе рассмотрим несколько основных аспектов, определяющих степень региональной безопасности ИРИ.

Рассматривая позицию Ирана по отношению к Израильско-Палестинскому конфликту, кажется, что можно вполне просто объяснить почему Иран на стороне группировки ХАМАС. Однако причина кроется не только в том, что противоположной стороне данного конфликта оказывает поддержку США. Чтобы разобраться, нужно вернуться в 1950 г., когда ИРИ официально признал Израиль. На этой почве партнерские отношения с Израилем стали развиваться и длились до 70-х годов. Эти страны сотрудничали во многих сферах в том числе и в военной. В Иране проживало много евреев, которые эмигрировали туда в результате агрессии против них в Ираке. Помимо того, ИРИ была единственным государством, которое поставляло нефть Израильтянам после шестидневной войны против стран арабской коалиции. Большие изменения в отношениях между странами наступили в 70-е годы, когда, во-первых, у Ирана начали налаживаться отношения с Египтом, а Израиль истратил свое стратегическое значение, во-вторых, в исламской республике представители духовенства стали открыто призывать к разрыву любых отношений с Израилем. Переломным моментом было поражение Ирака-одним из реальных угроз для Тегерана, в войне в Персидском заливе 1991 году. На тот момент главной опасностью стали США, а значит и Израиль. В последние годы Израиль стабилизировал связи со многими ближневосточными странами, тем самым вступая в противоречие с Иранской Республикой на Ближнем Востоке. Подытоживая, Иран открыто поддерживает начавшееся наступление на Израиль, более того, советник верховного лидера государства Рахим Сафави заявляет о готовности оказывать помощь до тех пор, пока Иерусалим и Палестина не будут освобождены. [15] Многие политологи утверждают, что такие группировки, как ХАМАС и «Хезболла» являются посредниками для ИРИ. Почему же Иран не может напрямую ввязаться в войну? Во-первых, у страны не самая лучшая репутация на международной арене. Во-вторых, есть огромное опасение начала серьезного противостояния между Израилем и Ирана, куда могут ввязаться США и европейские страны, что можно назвать «страшным сном» для Тегерана.

В США политические лидеры все больше развивают тему возможной победоносной войны с Ираном, однако, действующая администрация президента США пытается публично избежать эскалации с Тегераном. Такой военный конфликт будет иметь катастрофические последствия не только для Ирана, но и для Вашингтона и всего Ближнего Востока. Несмотря на очевидное военное превосходство Соединенных Штатов, ИРИ имеет огромный потенциал для предотвращения вторжения на земле и в воздухе. Анализируя всю ситуацию, можно заявить, что несмотря на разрастание противоречий между Тегераном и Вашингтоном, война между этими странами не выгодна ни для одной из сторон. Поэтому страны используют «обходные пути», обращаясь к посредникам, санкциям или ведя тактический морской бой.

У Ирана есть границы с Арменией протяженностью в 35 км. и с Азербайджаном протяженностью в 611 км-двумя воюющими странами из-за территории Нагорно-Карабаха (Арцаха). 44-дневная война в 2020 г. и специальная военная операция по этнической чистке армян на территории Нагорного Карабаха в 2023 г. ставит Азербайджан в полную зависимость от Турции. Что в свою очередь не устраивает Иран по причине приближения турецких анклавов к границам ИРИ. Однако за все времена Нагорно-Карабахского конфликта, Тегеран никогда не проявлял значимую активность. Причина этому кроется прежде всего в беспрецедентно жестких санкциях и в необходимости сосредоточения вниманиям Тегерана в зоне Персидского залива. Во вторую очередь, нейтралитет Ирана, возможно, связана с нежеланием развивать и так не самые дружеские отношения с Турцией. Однако Исламская Республика всегда настаивает на мирном урегулировании конфликта на основе международного права и предлагает свои посреднические услуги.

936 км составляет протяженность границы Ирана и Афганистана, проходящей через три иранских остана. В основном это засушливые, малонаселенные и плохо контролируемые территории, которые открывают много возможностей для мигрантов, беглых преступников и контрабандистов. Как мы видим, у стран есть несколько очагов сопротивления, однако, Иран, ведя очень прагматичную и двойственную политику, не дает им вспыхнуть. Тегеран не признает право талибов* на власть в Афганистане, но понимает, что идти на контакт нужно с любой властью, которая в Кабуле. В интересах ИРИ не обострять и не создавать очаги напряженности, а поддерживать стабильность и мир как у своих границ, так и во всем регионе.

Говоря об Иране на карте международной безопасности, нельзя не затронуть его отношения с Пакистаном, так как во многом безопасность стран Ближнего и Среднего Востока зависит от взаимоотношений между этими двумя ведущими исламскими государствами. Несмотря на то, что на сегодняшний день между Исламабадом и Тегераном нет бурного взаимодействия, негласно эти страны конкурируют за политическое и экономическое доминирование в регионе. Нельзя не отметить американский фактор в отношениях стран, однако, даже при таком раскладе страны смогли построить грамотное сотрудничество. Слишком тесные взаимодействия между странами могут привести к ухудшению межконфессиональных отношений в Пакистане, в котором до 90% населения сунниты, а в Иране, наоборот, подавляющее большинство населения придерживаются шиитского ислама. [16]

Граница длиной в 1500 км. между Ираном и Ираком это государственная территория, которая проходит по районам населенным курдами. Общей проблемой Багдада и Тегерана является неконтролируемая и незаконная миграция курдов, которая также связана с контрабандой оружия. Однако для Ирана этот вопрос является более острым, так как США поддерживают иракских курдов, которые участвуют в дестабилизации пограничных районах Ирана. В ответ на раскачку ситуации иранские военные обстреливают курдов без предупреждения. На сегодняшний день Иран и Ирак договорились о мире на взаимовыгодных условиях, однако, официального соглашения еще нет. В данной ситуации Ираку нужно держать равновесие по отношению к Ирану и США, не попадая в полную зависимость от Ирана и не давая Тегерану вмешиваться во внутригосударственные дела.

1

Рисунок 1. Карта рисков.

Делая вывод из всего вышесказанного, можно утверждать, что, несмотря на средний уровень безопасности по карте рисков “intarnational SOS’’, Иран стал достаточно комфортной страной для жизни. [17] ИРИ успешно выходит из международной изоляции, она активно строит отношения со странами Центральной Азии и Южного Кавказа. Также страна построила большой экономический и военный потенциал в регионе. Однако место Исламской Республики на международной арене останется неопределенным из-за того, что Тегеран по сей день сталкивается с санкциями и иными манипуляциями США в работе с другими государствами в различных сферах. Помимо сказанного раннее Иран соперничает с Саудовской Аравией за влияние в регионе Ближнего Востока. Оба государства являются главными игроками в суннитско-шиитском соперничестве и поддерживают противоборствующие группы и режимы в регионе. В будущем разрешение этих конфликтов зависит от ряда факторов, включая политическую волю всех сторон, дипломатического участия и геополитической ситуации в регионе. Восстановление ядерной сделки 2015 года и улучшение отношений между Ираном и Западом может помочь снизить напряженность и представить новые возможности для мирного сосуществования. Однако региональные конфликты и соперничество за влияние в регионе могут оставаться источником потенциальных проблем и конфликтов в будущем.

Список литературы

  1. Арутюнян А.П. Иракско-иранский конфликт: военно-политическая динамика и его последствия. // Мир России: Социология, Этнология. 2017. №
  2. Бабаев А.А. Геополитика Ирана: новые вызовы и перспективы. // Вестник Московского университета. Серия 6: Журналистика. 2018. № 1.
  3. Гасан Керимов Г.А. Международный статус Ирана. // Политические науки. 2019. № 1.
  4. Гйулюн П.А. Глобальная политика после ядерной сделки с Ираном. // Международные процессы. 2016. № 3.
  5. Губанов И.А. Научный подход к исследованию иранско-иракского конфликта. // Интернациональная жизнь. 2018. № 2.
  6. Корабельников А.С. Социоэкономическое развитие Ирана: проблемы и перспективы. // Вестник НГУ. Серия: История, филология. 2019. Том 18. № 6.
  7. Лебецкий В.В. Политическая система Ирана: особенности и тенденции развития. // Политическая наука. 2016. № 5.
  8. Мясть В.А. Иранская революция: факторы и последствия. // Мир политики и социологии. 2018. Том 16. № 4.
  9. Озеров А.С. Внешнеполитические ориентиры Ирана. // Эндоирос. 2017. №
  10. Петров А.Н. Экономические проблемы Ирана. // Экономика и прогнозирование. 2019. № 2.
  11. Родионова Д.Ф. Иран в международной политике начала XXI века. // Международные отношения. 2016. Том 12. № 2.
  12. Сидоров И.Д. Расстройство отношений Ирана с Саудовской Аравией. // Вестник РФТО. 2018. № 3.
  13. Фархи М.А. Реформы и демократизация в Иране: история и реальность. // Полис. 2017. № 2.
  14. Хабибуллин Р.А. Роль Ирана в региональных конфликтах на Ближнем Востоке. // Актуальные научные исследования в современном мире. 2019.
  15. Шакров А. Советник верховного лидера Ирана Сафави поддержал удары ХАМАС по Израилю / А. Шакров [Электронный ресурс] // Комсомольская правда: [сайт]. – URL: https://www.kp.ru/online/news/5488264/?ysclid=lqdvkpdapu438172659 (дата обращения: 20.12.2023).
  16. Разделение шиитов и суннитов / [Электронный ресурс]. – URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Shia%E2%80%93Sunni_divide (дата обращения: 20.12.2023).
  17. Карта Рисков / [Электронный ресурс]. – URL: https://www.travelriskmap.com/#/planner/map (дата обращения: 20.12.2023).

Интересная статья? Поделись ей с другими: