УДК 37.013

Роль проектной деятельности в развитии познавательного интереса у младших школьников

Бекетова Юлдуз Хемраевна – студент Ставропольского государственного педагогического института

Научный руководитель Колесникова Татьяна Викторовна – кандидат педагогических наук, доцент кафедры Дошкольного и начального образования Ставропольского государственного педагогического института

Аннотация: Данная статья посвящена изучению роли проектной деятельности в развитии познавательного интереса у младших школьников. В работе изучены особенности проектной деятельности, эффективность её применения в процессе формирования познавательного интереса у младших школьников.

Ключевые слова: проектная деятельность школьников, младший школьный возраст, метод проектной деятельности. 

Познавательный интерес – это «деятельная индивидуальная устремленность личности к окружающему миру» [1, с. 54]. Формирование и развитие данного процесса возможно лишь в результате какой-либо деятельности, среди которой прежде всего выделяется обучение. 

Воспитание познавательных интересов детей в образовательном процессе происходит по следующим главным направлениям:

  • выбор соответствующего содержания учебных предметов
  • собственно организация познавательной деятельности учащихся.

Для эффективного построения процесса обучения в младшей школе особенно важно формирование у обучающихся интереса к процессу познания, к способам поиска информации, ее изучения, анализа и дальнейшего использования [1, с. 55].

Формирование познавательного навыка осуществляется поэтапно, активно прослеживается в практико-ориентированной деятельности, позволяя ребёнку постепенно входить в проблемную ситуацию.

Именно такой деятельно­стью, направленной на получение, синтезирование, комбинирование, структурирование и использование знаний, является проектная деятельность.

Получение новых знаний о мире составляет предмет познавательного интереса школьников, именно поэтому большую роль в данном процессе играет тщательно продуманный, качественно подобранный материал для проведения учебного занятия. Богатство научного знания - существенное звено в формировании интереса обучающихся к учению.

При личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию в школьном образовании основным условием развития познавательного интереса важнейших и результативных средств работы младших школьников является проектная деятельность.

Основная цель применения проектирования в школьном обучении заключается в формировании у обучающихся коммуникативной компетенции – практическое применение полученных знаний.

Проектное обучение способствует:

  • росту уверенности каждого обучающегося;
  • вырабатыванию навыка сотрудничества, умению работать в команде, формированию коммуникабельности;
  • обеспечиванию механизма критического мышления, поиску решений при возникновении проблем;
  • развитию исследовательских умений учащихся.

Метод проектов направлен на воспитание любознательности обучающихся, формирование навыков сотрудничества, развитие практических умений.

Проектная деятельность строится на сотрудничестве обучающихся и педагога, самостоятельности учеников, учитывает индивидуальные и возрастные особенности детей, актуализирует позицию каждого ребёнка в образовательном процессе.

Проектирование состоит из следующих этапов:

  • постановка задачи/ проблемы;
  • составление плана реализации/ проектирование;
  • разработка самого проекта принятого задания/поиск информации;
  • непосредственно практическая деятельность/ продукт;
  • учет и оценка проделанной работы / презентация проекта [4, с. 51].

В структуру проектной деятельности входят: мотив, цель, средства и результат.

формированию познавательного интереса и устойчивого положительного отношения младших школьников в ходе разработки проектов по разным учебным предметам способствует комплекс внутренних мотивов проектной деятельности.

К этим мотивам относятся:

  • «познавательные мотивы, обращенные на удовлетворение потребности в знаниях, умениях, навыках;
  • художественно-эстетические мотивы, направленные на удовлетворение потребности в эстетическом восприятии и в выражении своего творческого потенциала;
  • духовные потребности – удовлетворение потребности в самопознании, самореализации и самосовершенствовании» [3, с. 26].

В.У. Антоненко замечает, что «для развития познавательной активности необходимо, чтобы тема и проблема проекта, «обеспечивающие мотивацию включения младших школьников в процесс самостоятельного познания, находились в области познавательных интересов учащихся и в зоне их ближайшего развития» [3, с. 25], т.е. были им интересны и просты для выполнения.

Суть проектной деятельности заключена в умении выстраивать взаимосвязь между полученными знаниями и их практическим применением, развитии исследовательского навыка, формировании познавательной активности, самостоятельности, творческого потенциала, способности планировать, работать в команде. Всё это направлено на успешное обучение младших школьников и развитие их познавательной активности. 

Список литературы

  1. Дубовкин, В.А. Потенциал проектной деятельности в начальной школе / В.А. Дубровкин // Начальная школа. – 2020. – № 9. – С. 51-55.
  2. Заграничная, Н.А. Проектная деятельность в начальной школе. Учимся работать индивидуально и в команде / Н.А. Заграничная, И.Г. Добротина. – Москва: Интеллект-Центр, 2019. – 136 с.
  3. Кулагина, И.Ю. Психология детей младшего школьного возраста: учебник и практикум для среднего профессионального образования / И.Ю. Кулагина. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 291 с.
  4. Оспанова, Г.С. Организация проектной деятельности школьников / Г.С. Оспанова // Международный журнал экспериментального образования. – 2021. – № 3 (часть 1). – С. 49-57.
  5. Усынин, М.В. Проектная деятельность как педагогический феномен / М.В. Усынин // Современная высшая школа: инновационный аспект. – 2020. – 76 № 11. – С. 45-52.

Интересная статья? Поделись ей с другими: