УДК 75.04

Культурное наследие Астрахани или история создания и бытования знаменитого полотна Бориса Кустодиева

Примакова Мария Владимировна – магистрант факультета социальных коммуникаций Астраханского государственного университета, научный сотрудник филиала Астраханской картинной галереи «Дом-музей Б.М. Кустодиева».

Аннотация: В статье рассмотрена история написания известным художником Борисом Кустодиевым его знаменитой картины – последнего живописного портрета дочери Ирины. Произведение создавалось в период с 1924 по 1926 гг. и в настоящее время находится на малой родине мастера в собрании Астраханской картинной галереи. В работе представлены интересные факты из истории бытования произведения, воспоминания самой героини портрета и особенности нелегкого периода творчества последних лет жизни Кустодиева.

Ключевые слова: Борис Кустодиев, портрет дочери, культурное наследие, Астрахань, музей, любимая модель.

Введение

Со дня рождения известного русского живописца Бориса Кустодиева прошло 145 лет. Это значимое событие в сфере искусства, для всех ценителей и исследователей творчества мастера, для потомков художника, и, конечно, для единственного мемориального музея – филиала Астраханской картинной галереи. Дом-музей Б.М. Кустодиева был основан в 2002 году и на сегодняшний день насчитывает 206 подлинных предметов, что, несомненно, является гордостью астраханцев, культурным наследием региона. Коллекция производит впечатление на гостей города, приезжающих со всех концов России, из-за границы, познакомиться с живописью, графикой, скульптурными работами Кустодиева, увидеть его личные вещи, раскрыть для себя многогранность его таланта. Экспозиция разместилась в семи залах и включает в себя произведения художника, созданные им в различный период профессиональной деятельности, в разных техниках, стилях и жанрах. Жемчужиной астраханской коллекции, особенно среди портретов, является портрет дочери Ирины Борисовны Кустодиевой, созданный мастером за год до смерти. О данном произведении пойдёт речь.

О Кустодиеве

Борис Кустодиев один из самых оригинальных и самобытных художников России. Родился в Астрахани 7 марта 1878 года, где получил первые яркие представления о быте и типах провинциального купечества. Через десятилетия пронёс будущий художник наблюдения детства и юности, чтобы воссоздать их потом на своих ярко-красочных полотнах. Кустодиев всегда был верен себе, любил всей душой Россию, никогда не сворачивал с пути мастера бытописателя, и оставался одним из лучших портретистов своего времени.

Расцвет творчества Кустодиева пришелся на начало XX столетия – времени войн и идеологических переворотов. На долю художника пришлось немало испытаний: в раннем детстве – смерть отца, в семейной жизни – смерть третьего ребёнка, затем – болезнь и инвалидность. Революцию Кустодиев «встретил», будучи уже в инвалидном кресле, неспособный самостоятельно передвигаться. Сильный духом, жизнелюбивый, светлый, он продолжал заниматься любимым делом, делом всей своей жизни – искусством. Голод, холод, нужда, которые испытал художник со своей семьей в те годы, конечно, тоже найдут отражение в его произведениях. Кустодиев сохранил полноту жизни, творчества, впечатлений, работал до последнего дня и оставил после себя богатое художественное наследие. Он, несомненно, был сильной личностью. Большую поддержку находил в своей семье: супруге, сыне и дочери.

Б.М. Кустодиев получил славу портретиста, он создал портреты известных личностей – императора и его семьи, артиста Ф. Шаляпина, композитора Д. Шостаковича, ученых П. Капицы и Н. Семёнова, актёров Монахова и Ершова, писателей М. Волошина и В. Воинова и др. Среди поздних портретов Б.М. Кустодиева выделяется портрет дочери Ирины (1926). В нем художника увлекает яркий темперамент модели. Ирина Борисовна Кустодиева изображена в эффектной позе, её облик, поза, выражение лица наполнены радостью и женским обаянием.

О картине в музее

В декабре 1972 года Ирина Борисовна Кустодиева передала свой живописный портрет, написанный отцом в 1926 г., на временное хранение в Государственный Русский Музей. Согласно протоколу № 151 от 25 декабря 1972 года экспертно-закупочной комиссии Русского Музея была рекомендована оценочная стоимость картины – 900 рублей. В апреле 1973 года действующий на тот момент директор Астраханской картинной галереи –советский художник-график, заслуженный деятель искусств Николай Николаевич Скоков подписал акт о поступлении «на постоянное хранение в основной фонд» Портрета (1926), который был приобретен закупочной комиссией галереи у владельца – Ирины Борисовны Кустодиевой. Стоимость оказалась буквально символической. В 1973 году на эти деньги нельзя было приобрести даже автомобиль (ИЖ-2125 «Комби» стоил 6746 руб.), тогда как сегодня стоимость живописных работ Бориса Кустодиева исчисляется миллионами.

С того времени, то есть уже пятьдесят лет, портрет любимой дочери и любимой модели художника бережно хранится на его малой родине, в Астрахани, в мемориальном музее. Работа поступила в собрание после реставрации и по сей день сохранила свой внешний вид. Картина является жемчужиной астраханской коллекции. Посетители музея, задерживаясь у знаменитого полотна, отмечают эффектность модели и колорит, отличие стиля написания от более ранних портретов, мастерство и особое отношение к портретируемому – «чувствуется душа и свет».

За время своего существования картина побывала на 14 выставках: посмертных, персональных, художников РСФСР и других. На период бытования в Астраханской картинной галереи пришлось пять из них: четыре состоялись в Астрахани и одна в Москве. В 2008 году Портрет И.Б. Кустодиевой экспонировался на выставке «Авангард: шедевры каспийской столицы», где занял почетное место среди работ известных мастеров и оставил яркие воспоминания у посетителей. Вот, один из отзывов: «Маленькая, но очень запоминающаяся выставка… Некоторые произведения, например, два полотна Кандинского и портрет Кустодиева, наверняка, займут достойную нишу в вашей памяти...». Выставка посвящалась празднованию 450-летия Астрахани и 90-летия Астраханской картинной галереи имени П.М. Догадина и открылась в отделе личных коллекций Музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина в Москве. Так писали в СМИ о данном культурном событии: «… Наталия Дмитриевна Марисова, директор астраханского музея рассказала, что главная интрига блистательной экспозиции в открытии хорошо известных имен: Сергея Герасимова, Василия Кандинского, Аристарха Лентулова, Марка Шагала. Поскольку здесь они представлены совершенно в ином качестве — в самом начале своей художественной карьеры. Астрахань – родина выдающегося русского художника Бориса Кустодиева. На выставке представлены два полотна мастера: «Портрет И.Б. Кустодиевой» и «Летний праздник».

В 2020 году в Доме-музее Б.М. Кустодиева прошла выставка «Милая Путя» к 115-летию со дня рождения И.Б. Кустодиевой (1905 – 1981), представившая рисунки, живопись, документы и фотографии из семейного архива, переданные в дар дочерью и потомками художника.

Пополнение коллекции музея – всегда значимое событие. Это возможность прикоснуться к творчеству мастера, в прямом и переносном смысле, это возможность изучения и научного исследования предмета, это новые выставки, новые идеи и концепции, это гордость и достояние региона. Портрет И.Б. Кустодиевой не единственная работа известного живописца, пришедшая в музей из первых рук – рук близкого родственника, любимой дочери. От Ирины Кустодиевой было принято 33 произведения Бориса Кустодиева: большая их часть в 1964 году (24 наименования), остальные – в 1960-х гг. Благодаря Ирине Борисовне Кустодиевой в филиале Астраханской картинной галереи расширилась основная экспозиция и прошли десятки фондовых выставок о творчестве художника, у которого «…и душа-то по природе астраханка».

Как писалась картина

Согласно различным источникам портрет И.Б. Кустодиевой (1926) Борис Михайлович начал писать с конца 1924 года. В это время художник жил в квартире в Ленинграде. Поездки из дома были редкими, но наполняли мастера яркими впечатлениями, которые становились источником его будущих картин. Энергию и вдохновение он черпал из встреч, проходивших у них дома: в гости приходили друзья, знакомые, близкие, молодежь. Писатель Е.И. Замятин упоминал об особой атмосфере в доме, которую создавал Борис Михайлович вокруг себя, наполняя жизнью и светом свои картины и всё окружающее.

В эти годы Кустодиев, пожалуй, чаще, чем прежде, возвращается к своим воспоминаниям, описывая подробности сцен, увиденных в детстве в провинциальном городке, к ярким впечатлениям из поездок по Волге, к счастливым моментам отдыха с семьей в «Тереме», который он построил в Костромской губернии. Его картины насыщенны, удивительно точны, продуманы в деталях.

О том времени, когда Кустодиев писал портрет Ирины, сохранились воспоминания самой дочери (сборник под редакцией М.Г. Эткинда и Б.А. Капралова. 1967). Любимая модель известного живописца рассказывала, что, когда отец начинал работу над картиной, дверь в мастерскую закрывалась, в доме должно было быть тихо. Он не любил, по её словам, чтобы кто-то заранее видел написанное, поворачивал мольберт. Как признавалась Ирина, вместе с братом Кириллом они всё же подглядывали и радовались каждому мазку. Когда он приступал к написанию портрета, то сначала присматривался к человеку, искал его манеру, характерную позу, затем просил разговаривать, улыбаться.

Ирина вспоминала: «Папа всегда любил писать полных. Я угодила ему, выросла «в его вкусе». И я много позировала – стоя, сидя, лёжа; не только для портретов, но и для персонажей картин, обложек, гравюр, иллюстраций». Как признавалась дочь художника, иногда уставала, теряла позу во время сеансов, но тут же приободрялась по просьбе отца, всегда, с самого детства любила ему позировать. «В 1926 году папа написал мой последний портрет в синем платье с обнажённым левым плечом. «В новой манере», – сказал он. Портрет очень интересен по освещению. Я его храню».

Одновременно, с конца 1924 по начало 1926 гг. Б.М. Кустодиев пишет ещё одну знаменитую картину, для которой ему позировала дочь Ирина – «Русская Венера», представленная в собрании Нижегородского художественного музея. Вариант работы в технике линогравюры находится в коллекции Астраханской картинной галереи, он был передан в дар Т.К. Кустодиевой, внучкой мастера, в 1997 году.

Последние два года творчества особенно тяжело дались живописцу. Как вспоминала Ирина, у него почти совсем высохла кисть правой руки, он не мог уже работать без муштабеля. «Он стойко и мужественно переносил лишения, работал ежедневно, ежечасно, создавая картины для народа, «для всех», как он любил говорить», – вспоминала дочь мастера.

О модели

Б.М. Кустодиев писал Ирину с момента её рождения (первый рисунок сделал, когда ей было четыре часа отроду) и до последних своих дней. Самый последний портрет, начатый в конце 1924 года и законченный в 1926-м стал поистине шедевром, выражающим безграничную любовь отца к дочери, мастера – к творчеству. На нём Ирина предстает молодой красивой девушкой, ей 21 год. Она учится в Институте сценических искусств, выступает на сцене Ленинградской филармонии, читает стихи под аккомпанемент. Кустодиев, как и обещал, изображает её «в новой манере».

В 20-х годах XX столетия в Советской России и СССР действует новая экономическая политика (НЭП), сменившая старую политику и призванная вывести страну из экономического упадка после Гражданской войны. Новая политика, новое государство, новые законы и, соответственно, новая жизнь, цели, задачи, взгляды и идеи, и новая мода. Для советской городской моды 1920-х были характерны те же черты, что и для общеевропейской: женщины носили платья с заниженной талией, чулки, шляпки-клош; мужчины носили костюмы из коверкота, фетровые шляпы и т.д. Особенно изменилась женская мода вследствие усилившейся эмансипации.

На портрете Ирина Кустодиева в платье глубокого синего цвета, без рукавов, с открытым плечом. Талия свободна, платье собрано в складки пряжкой с цветными камнями. Покрой предельно прост и в то же время эффектно смотрится на молодой модели, контрастируя со светлой, шелковистой, светящейся кожей девушки. Шляпка-клош синего цвета с розово-красными цветами покрывает красивую голову с завитыми локонами короткой стрижки в стиле «а-ля гарсон» и прекрасно дополняет простой и лаконичный образ героини. Юность, свежесть, сексуальность подчеркивает естественный румянец и яркая помада на губах. Украшения модели немногочисленны: два кольца – на мизинце правой руки и безымянном пальце левой, изящно прижатой к груди. В правой руке листы с текстом: возможно, Ирина готовится к выступлению. Голова слегка обращена вправо в трёхчетвертном повороте, что придает динамичность портрету. Взгляд спокойный, уверенный, устремленный вдаль.

Несмотря на некоторую сдержанность сюжета и колорита, портрет является одним из лучших проявлений мастерства живописца. На полотне доминируют синий и желтый цвета. Кустодиев гармонично сочетает их оттенки, создавая эффект кажущегося свечения. С помощью цвета художник уверенно моделирует лицо героини, заставляя зрителя заглянуть в спрятанные под тень шляпки, глаза.

Ирина Кустодиева родилась 31 мая 1905 года, была вторым ребенком в семье. Училась в школе, а затем в Институте сценических искусств. До начала Великой Отечественной войны Ирина Борисовна работала в различных театрах и Ленинградской областной филармонии. В 1942 году была эвакуирована из родного города, а после окончания войны снова вернулась в Ленинград и стала заниматься концертной деятельностью, одновременно участвуя в организации выставок работ своего отца. И.Б. Кустодиева была дважды замужем, ушла из жизни в 76 лет.

Ирина Борисовна приезжала в Астрахань в 60х годах ХХ века на конференцию в педагогический институт, посетила выставку картин Б.М. Кустодиева, консультировала специалистов, состояла в переписке с искусствоведом О.М. Рындиной и историком-краеведом А.С. Марковым. В Астрахани сохранилась фотография о встрече Ирины Борисовны с астраханскими деятелями культуры и художниками Н. Масленниковым и Н. Скоковым, сделанная в залах картинной галереи.

В собрании Астраханской картинной галереи представлено десять изображений Ирины Борисовны, преимущественно графических, созданных её знаменитым отцом в разные годы, показывающие Ирину малышкой, подростком, девушкой. Портреты дочери написаны с особой нежностью и теплотой.

Заключение

Портрет И.Б. Кустодиевой (1926), созданный Борисом Михайловичем в последний период творчества, хранится в художественном мемориальном Доме-музее в Астрахани, как желала того дочь мастера. Сотрудники с большим трепетом и гордостью сохраняют представленный шедевр, изучая и популяризируя жизнь и творчество Кустодиева в научных кругах и среди обывателя. Жанр портрета для живописца был одним из предпочитаемых. Любовь к изображению образа, передаче типов, характеров, личности портретируемого, начавшаяся ещё в подростковом возрасте на первых уроках у Павла Власова, захлестнувшая в студенчестве на предметах Ильи Репина, прошедшая через весь творческий путь художника, сформировала индивидуальный стиль письма, почерк – портрет-картину, темную фигуру на светлом, праздничном фоне.

Кустодиев оставил после себя богатое художественное наследие, много работая, отчаянно любя «своё искусство». И тем не менее, семья для мастера была превыше всего. Всю жизнь он испытывал самые нежные и теплые чувства к своей супруге и детям, написал с них множество рисунков и картин. Ирина же, младшая дочь стала любимой моделью для мастера, с раннего детства с интересом, желанием и терпением, позировавшая часами для своего папы.

Список литературы

  1. Березовская К. Галерея искусств «KGallery». Каталог выставки «Борис Кустодиев и художники Поволжья», С-Пб., 2007.
  2. Ватаман В.П. Фотоальбом Кустодиевых – в подарок Астрахани // Золотая палитра. 2011, № 2 (6).
  3. Ватаман В.П. Дом-музей Б.М. Кустодиева в культурном пространстве региона. Электронный журнал. 2014г.
  4. Капралов Б.А., Эткинд М.Г. Б.М. Кустодиев. Издательство художник РСФСР Ленинград, 1967. (И.Б. Кустодиева. Дорогие воспоминания).
  5. Лебедева В.Е. Борис Михайлович Кустодиев. Живопись. Рисунок. Театр. Книга. Эстамп. Издательство наука Академия наук СССР. Институт истории искусств министерства культуры СССР. Москва 1966.
  6. Лебедева В.Е. Кустодиев. Время. Жизнь. Творчество. Автор Москва «Детская литература». 1984.
  7. Произведения Б.М. Кустодиева в собрании Астраханской государственной картинной галереи им. П.М. Догадина. Каталог. – М.: Голден Би, 2013.

Интересная статья? Поделись ей с другими: