УДК 339.138

Цифровой маркетинг в формировании привлекательности Челябинской области

Саранина Александра Андреевна – магистрант программы «Проектный менеджмент в органах власти» Уральского филиала Финансового университета при Правительстве РФ

Аннотация. Одним из основных направлений маркетинга территорий является развитие в цифровом пространстве с целью повышения имиджа территорий и привлечения инвестиций. Тема цифрового маркетинга актуальна в связи с тем, роль цифровой экономики в современном мире стремительно растет. В статье рассматривается теория и практика использования маркетинга территорий как инструмента формирования туристической и инвестиционной привлекательности Челябинской области. Проведен анализ существующих цифровых маркетинговых продуктов.

Ключевые слова: территориальный маркетинг, цифровизация управления, развитие территории, маркетинг региона, туристическая привлекательность, инвестиционная привлекательность.

Территориальный маркетинг важно использовать как основу для устойчивого социально-экономического развития региона в целях повышения конкурентоспособности территории в цифровом пространстве и повышения её привлекательности.

Изучение современного опыта управления регионами в Российской Федерации и за рубежом показывает, что сложилось множество форм цифровой коммуникации между органами управления и гражданами, к ним можно отнести: государственные и региональные порталы, официальные сайты органов власти, государственные интернет-платформы, а также личные страницы государственных деятелей в социальных сетях.

Цели, на которых базируется применение цифрового маркетинга:

  • создание положительного и абсолютно уникального имиджа, привлекающего большое количество граждан с различными интересами;
  • привлечение на территорию с помощью сети «Интернет» новых инвестиций;
  • создание бренда товаров местных производителей, увеличение рынков сбыта территориальной продукции;
  • формирование коммуникационной среды, привлекательной для потенциального сотрудничества с иностранными стейкхолдерами;
  • развитие уникальной туристической инфраструктуры.

Территориальный маркетинг является инструментом управления, который изучает и, в определенной степени, создает уникальные характеристики территории, в рамках которой происходят маркетинговые изменения. Уникальный имидж и выявляемые или создаваемые особенности играют важную роль для внешних и внутренних стейкхолдеров.

Брендинг Челябинской области является одной из уникальных характеристик региона. Первая и весьма удачная попытка создания уникального образа приходится на 2012 год. Отдел специальных проектов Правительства Челябинской области выработал визуальный имидж региона, основанный на распространении информации о природных ресурсах региона. Созданный бренд просуществовал 10 лет и положительно повлиял на узнаваемость региона.

В 2022 году Агентством международного сотрудничества Челябинской области представлен новый бренд территории, который активно применяется в жизни и медиа-пространстве при оформлении туристических, региональных и международных мероприятий региона.

Главной задачей обновленного образа является изменение устоявшихся представлений о жесткости региона и преподнесение Челябинской области как привлекательного места для туристов. С этой же целью создан официальный туристический портал региона – chel.travel.

На портале расположена интерактивная карта области, отображающая информацию об основных достопримечательностях для туристов.

Портал включает в себя следующие разделы:

  • маршруты для путешествий по Южному Уралу;
  • основная информация для туристов: транспорт, сувениры, погода, туроператоры, заведения области с актуальным рейтингом;
  • анонсы предстоящих мероприятий Челябинской области;
  • полезная информация для путешественников с детьми или питомцами.

Что касается формирования инвестиционной привлекательности в цифровом пространстве, на базе центра «Мой бизнес» функционирует региональный портал «Челябинская область – вектор инвестиций». На 2023 год на сопровождении центра реализуется 95 инвестиционных проектов с общим объемом инвестиций 136,1 млрд. рублей.

Портал функционирует для осуществления следующих целей:

  • обеспечение взаимодействия между инвесторами и региональными органами через единую точку входа;
  • помощь в создании проектных команд для поддержки и реализации инвестиционных идей;
  • поддержание связи с иностранными субъектами инвестиционной деятельности;
  • увеличение привлекательности Челябинской области для инвестиций;
  • защита региональных интересов в проектах ГЧП.

Рассмотрим в таблице 1 самые дорогостоящие из осуществляемых в настоящее время инвестиционные проекты.

Таблица 1. Инвестиционные проекты Челябинской области

 

Проект

 

Отрасль

Муниципальное образование

Срок реализации

Объем финансирования

1

2

3

4

5

Строительство теннисного Центра

Туризм

Челябинск

2021-2024гг.

1 млрд, руб

Создание Фанпарка «Привилегия»

Туризм

Сосновский район

2022-2024 гг.

свыше 1,1 млрд руб.

Строительство туристического комплекса «Серебряные ручьи»

 

Туризм

 

Миасский городской округ

 

2021-2030 гг.

 

2 млрд 519 млн руб.

Диверсификация производства ЗАО «МЗПВ»

 

Промышленность

 

Магнитогорск

2022-2030 гг.

 

12 млрд. руб.

Хвостовое хозяйство обогатительной фабрики №5

 

Промышленность

 

Каслинский район

 

2021-2030 гг.

 

2 млрд. руб.

Строительство футбольного манежа в г. Челябинске

 

Спорт

 

Челябинск

 

2021-2025 гг.

 

3,5 млрд.руб.

Из исследования инвестиционных проектов можно сделать вывод, что большинство из них ориентированы на развитие туристической отрасли. А наиболее дорогостоящие проекты связаны с промышленным сектором.

Если говорить о продвижении местных товаров в интернет-среде, Правительством Челябинской области утверждена региональная программы поддержки и продвижения брендов Челябинской области на 2024-2026 годы. Органы исполнительной власти только приступили к ее реализации, поэтому ещё не представляется возможным знакомство с результатами. Рассмотрим перечень мероприятий программы в рамках цифрового маркетинга:

  • не менее 30 местных предпринимателей ежегодно получат поддержку в продвижении на маркетплейсах;
  • не менее 70 организаций ежегодно получат возможность развещения информации на виртуальной выставке Челябинской области chelexpo;
  • будет оказано содействие как минимум десяти МСП в выходе на международный электронный рынок;
  • получат помощь не менее 15 субъектов предпринимательства ежегодно в разработке уникального дизайна;
  • не менее 15 субъектов ежегодно получат помощь в организации системы сбыта продукции, в том числе с помощью бизнес-навигатора.

Ещё одним инструментом цифрового маркетинга является краудсорсинг. Краудсорсинг представляет собой проведение онлайн-опросов населения с целью повышения вовлеченности граждан в принятие властных решений государственного, регионального и местного уровней. В Челябинской области данный инструмент реализуется на базе сервиса «Госуслуги. Решаем вместе», за год данный сервис экономит порядка 15 млрд. рублей бюджетных средств. По данным статистики, более 40% населения региона активно принимают участие в принятии решений. 

Таким образом, Челябинская область постепенно переходит от классических инструментов реализации территориального маркетинга к цифровому взаимодействию со стейкхолдерами. Прогнозируется, что с каждым годом всё больше субъектов маркетинга будет привлечено к взаимодействию через сеть «Интернет». Цифровой маркетинг активно используется в качестве инструмента для успешного формирования территориальной привлекательности, как на федеральном уровне, так и на региональном и местном.

Список литературы

  1. О Региональной программе (плане мероприятий) поддержки и продвижения брендов Челябинской области на 2024-2026 годы: Распоряжение Правительства Челябинской области от 25.10.2023 года N 986-рп. – URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/7400202310270012 – Текст: электронный.
  2. Харитонова О.В., Бугаева Т.Н. Краудсорсинг в государственном и муниципальном управлении: сущность и перспективы использования // Вестник Евразийской науки – 2020 – №2 – С.1-9.
  3. Официальный сайт Министерства экономического развития Челябинской области [электронный ресурс] URL: >https://mineconom.gov74.ru/ – Текст: электронный.
  4. Официальный сайт Центр «Мой бизнес» [электронный ресурс] URL: https://мойбизнес74.рф – Текст: электронный.
  5. Официальный сайт АНО «Агентство международного сотрудничества Челябинской области» [электронный ресурс] URL: http://ica74.com/ – Текст: электронный.

Интересная статья? Поделись ей с другими: