УДК 339.138

Анализ маркетинга розничной торговой сети «Доброцен» на рынке Республики Крым

Евдокимов Эрик Андреевич – магистрант факультета Торгового дела Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Научный руководитель Хамидова Ольга Михайловна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Маркетинга, торгового и таможенного дела Института экономики и управления Крымского федерального университета имени В. И. Вернадского.

Аннотация: Статья посвящена анализу эффективности маркетинга розничной торговой сети в контексте происходящих рыночных сдвигов. В рамках исследования били выведены общие тенденции развития продовольственного ритейла в Российской Федерации и Республики Крым; приведены конкурентный анализ и анализ маркетинга торговой сети, позволившие вывести её перспективные направления развития.

Ключевые слова: маркетинг, розничная торговля, продовольственный ритейл, конкурентный анализ, ситуационный анализ.

В последние годы рынок РФ характеризуется негативными тенденциями развития сферы розничной торговли. Отрицательное влияние кризисов и структурных недостатков экономики привели к падению реальных доходов населения и сокращению розничного оборота. Стратегические инвестиции розничных предприятий снизились в период с 2014 по 2022 год на 27,9% [1]. Индекс уверенности предпринимателей в 2022 г. снизлся на 13,8 пункта, а ранее отрицательный индекс потребительской уверенности упал на 7,3 пункта [1].

Геополитические потрясения 2022 года повлекли за собой изменение в поведении потребителей прежде всего усилив их экономность. Это в совокупности с разрывом в цепочках поставок вынудило ритейлеров адаптировать торговое предложение (табл. 1).

Таблица 1. Адаптационные стратегии потребителей и ритейлеров.

Потребитель

Ритейл

Выбор более дешёвых магазинов

Развитие низкоценовых торговых форматов

Отказ от дополнительных категорий

Сужение ассортимента

Покупка более дешевые марок в категориях

Развитие СТМ

Поиск товаров по сниженным ценам

Оптимизация промо-стратегий

Тренд на локальную продукцию

Ввод новинок от поставщиков

Рост стресса

Рост продаж категорий «удовольствия»

Источник: составлено автором на основе [2]

В будущем следование курсу «тотальной экономии» может привести к усилению ценовой конкуренции, уменьшению широты и глубины ассортимента и, как следствие, снижению долгосрочной прибыли на рынке. Таким образом, успех отдельных ритейлеров будет завесить от способности создавать дополнительную потребительскую ценность помимо цены в условиях интенсивной ценовой конкуренции.

Ситуация на розничном рынке РК в 2016-2022 гг. была значительно привлекательней общероссийских тенденция (табл. 2).

Таблица 2. Сравнительная динамика макроэкономических показателей РК.

Показатель

Период

Россия

Крым

Отклонение

Прирост реальных расп. доходов

2016-2022

-3,50%

16,70%

20,20%

Прирост розничного оборота

-1,60%

15,90%

17,50%

Индекс предпр. уверенности

2022

-2,3

1,5

3,8

Среднедушевые денежные доходы населения, руб.

44 937

28697

-16 240

Источник: составлено автором на основе [1; 3]

Возросшие реальные доходы практически полностью реализовались в приросте розничного оборота составившего 15,9% (на 17,5% выше уровня РФ). Однако дальнейшие перспективы развития были серьёзно ограничены низкими среднедушевыми доходами и геополитическим кризисом, приведшим к повышению рисков деятельности на территории РК и снижению турпотока.

Благоприятная динамика в розничной сфере привела к увеличению доли розничных торговых сетей. На территории полуострова доля сетей возросла на 71% значительно обогнав ЮФО и на 30% опередив РФ [4].

Как показали предыдущие исследование наиболее успешно на рынке РК развивались сети «Доброцен» и группа «3М» [5]. Первая используют востребованный, в следствии низких доходов, формат «магазин-склад», а вторая помимо этого реализует мультиформатную стратегию, развивая различные бренды. Наибольшую долю рынка при сопоставимых темпах прироста занимают группа «Яблоко» и сеть «ПУД» – лидеры рынка, по-видимому вступающие в фазу «зрелости». В наименее выгодном положении находилась иностранная сети (перестали расширяться после событий 2014 г.) и мелкие рыночные игроки.

Для анализа сравнительной эффективности предложения сети мы исследовали удовлетворенность покупателей её предложением (табл. 3).

Таблица 3. Конкурентный анализ удовлетворенности покупателей.

Показатели

«Доброцен»

«Безцен»

«Ашан»

«ПУД»

«Яблоко»

Цены

91%

78%

67%

43%

54%

Качество

32%

66%

54%

44%

76%

Ассортимент

66%

91%

85%

75%

90%

Расположение

54%

61%

83%

69%

72%

Сервис

31%

33%

39%

38%

57%

Средняя оценка

55%

66%

66%

54%

70%

Источник: составлено автором на основе [6]

В ходе анализа была выявлена низкая удовлетворённость покупателей «Доброцен» качеством продукции и сервиса (наименьшие значения в выборке). В сегменте низкоценовых форматов основным конкурентам стала сеть «Безцен» – она предоставляет наиболее сбалансированное предложения для людей с ценностью экономии. В сеть «Яблоко» – лидер покупательской удовлетворённости – целевые потребители обратятся только для совершения срочных покупок; а в сеть «Ашан» поедут те, кто ценит удобство расположения и не безразличен к сервису.

Исследование коммуникаций «Доброцен» показало, что они не соответствуют взятому позиционированию и не способствует исправлению негативного опыта покупателя (табл. 4).

Таблица 4. Сравнительный анализ эффективности коммуникаций.

Описание

«Доброцен»

«Безцен»

«Яблоко»

Позиционирование

Разумная экономия (экономия без ущерба качеству)

Покупай больше – плати меньше

Свежие продукты у дома по доступным ценам

Преимущества

Реклама на федеральных каналах, сайт-магазин (в РК не работает доставка)

Развитые соц. сети, стимулирование сбыта с помощью «клубных карт»

Сбалансированные ко-ммуникации, развитая система лояльности, инновационное обору-дование

Недостатки

Отсутствие скидок и систем лояльности, неразвитые соц. сети, плохая работа с обратной связью, нет трад. торгового оборудования

Плохая работа с обратной связью

Нет доставки

Источник: составлено автором на основе исследования

Это особенно заметно если мы обратим внимание на низкое восприятие качества предлагаемых товаров, подрывающих позиционирование «разумная экономия», и на плохо организованную работу с обратной связью.

На основании полученных данных был проведен SWOT-анализ (табл. 5).

Таблица 5. SWOT-анализ сети «Доброцен».

Сильные стороны

41

Слабые стороны

36

 

Низкая стоимость товаров

12

Низкое качество товаров, плохая атмосфера

10

Низкие издер. деятельности и запуска ТТ

12

Низкая плотность продаж

6

Наличие ресурсов для развития

6

Отдаленное расположение и не оборудованная парковка

8

Развитая логистика

6

Отсутствие традиционных стратегий удержания и развития потребителей

8

Сайт-магазин

2

Узкий ассортимент

4

Возможности

53

Угрозы

60

Усиление экономности покупателей

15

Снижение доходов населения

15

Развитие сервисов доставки

12

Усиление контроля за качеством

12

Рост переключаемости между магазинами

12

Вхождение на рынок крупных федеральных сетей

12

Увеличение уровня стресса населения

8

Рост переключаемости между магазинами

12

Тренд на локальную продукцию

6

Вероятность развития военных действий

9

Источник: составлено автором на основе исследования

Рыночные возможности компании получили меньшую оценку, чем существующие угрозы. Это значит, что развитие компании будет ограничено, и ей придется занять оборонительную позицию в некоторых направлениях. Тем не менее, компания способна преодолеть свои слабые стороны, реализую свои возможности в основном благодаря соответствию цены товаров текущему спросу покупателей.

Таким образом, для дальнейшего развития сети «Доброцен», мы рекомендуем сосредоточится на четырех направлениях:

  1. реализация возможностей через открытие новых ТТ и запуска доставки;
  2. увеличение удовлетворенности за счёт улучшения покупательского опыта;
  3. ликвидация слабых сторон с помощью улучшения ритейл-среды и качества продукции;
  4. разработка плана антикризисного управления для факторов не подающихся однозначной коррекции.

Список литературы

  1. Розничная торговля и общественное питание в РФ // Росстат : [офиц. сайт]. – URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/roznichnayatorgovlya (дата обращения: 22.04.2023).
  2. Главные тренды FMCG-рынка // NielsenIQ : [сайт]. – 2022. – URL: https://nielseniq.com/wp-content/uploads/sites/4/2022/11/RU-NIQ-Conferencepdf (дата обращения: 23.04.2023).
  3. Республике Крым в цифрах // Крымстат : [офиц. сайт]. – URL: https://82.rosstat.gov.ru/folder/27359 (дата обращения: 2.05.2023).
  4. Доля оборота розничных торговых сетей в общем объеме оборота розничной торговли // ЕМИСС: [офиц. сайт]. – URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40536 (дата обращения: 22.05.2023).
  5. Хамидова, О. М. Анализ конкуренции на рынке продовольственного ритейла в Республике Крым / О. М. Хамидова, Э. А. Евдокимов // Экономические исследования. – 2023. – № 2.
  6. Контур.Фокус : [сайт]. – URL: https://focus.kontur.ru/ (дата обращения: 30.05.2023). – Режим доступа: по подписке.

Интересная статья? Поделись ей с другими: