Основные общеправовые принципы

Заботкин Александр Олегович – студент Юридического института Сибирского федерального университета. (г.Красноярск)

Аннотация: В статье рассматриваются основные общеправовые принципы, выделяемыми современными специалистами в области теории государства и права.

Ключевые слова: общеправовые принципы, принципы права.

На сегодняшний день изучение принципов права сохраняет неизменную актуальность в современной юридической науке и входит в область научных интересов многих современных ученых-юристов, занимающихся проблемами теории права. В отличие от отраслевых и межотраслевых принципов права, изучаемых отраслевыми юридическими науками, общеправовые принципы непосредственно входят в предмет исследования теории государства и права.

Можно сказать, что в основном современные специалисты в области права сходятся в общей характеристике правовых принципов и придерживаются нескольких общих подходов к их сущности, однако при разрешении таких проблем, как составление их перечня, большинство авторов остается при собственном мнении. Поэтому на сегодняшний день существует множество различных перечней общеправовых принципов. Более того, достаточно распространено мнение, что составление точного и исчерпывающего перечня принципов права, включая общеправовые, невозможно вообще.

Целью настоящей статьи является актуальное отражение сущности и содержания наиболее важных общеправовых принципов, перечень которых при ее написании был выбран с учетом мнений нескольких известных и авторитетных авторов – специалистов в области теории права. Использование при изложении таких нормативно-правовых источников, как Конституция Российской Федерации, позволяет как наглядно и подробно отразить сущность и содержание рассматриваемых общеправовых принципов, так и показать на примере, каким образом они находят свое формально-юридическое выражение в нормативных источниках права. Также при рассмотрении некоторых из них использовались рекомендательные положения Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года.

Основные общеправовые принципы

Как уже замечено, на сегодняшний день единого мнения относительно перечня общеправовых принципов в современной юридической науке не существует. Так, В.И.Гойман относит к таковым принципы справедливости, законности, равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма [2, с.85]. В.И.Леушин выделяет общеправовые принципы справедливости, приоритета прав человека, равноправия, законности, правосудия [3, с.121-122]. В.М.Шафиров предлагает выделять общеправовые принципы верховенства права, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, справедливости, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, широкой доступности правовой информации, взаимной ответственности государства и гражданина [1, с.48-49].
Приведенные перечни общеправовых принципов послужили основой при написании данной статьи и выборе принципов, подлежащих рассмотрению. Таким образом, далее будет уделено внимание общеправовым принципам верховенства права, справедливости, законности, взаимной ответственности государства и гражданина, широкой доступности правовой информации, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, уважения прав и свобод человека и гражданина, правосудия, демократизма.

Принцип верховенства права

Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах.

Во-первых, согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства. Так, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат. Однако становятся составной частью правовой системы государства и приобретают обязательный характер они, как правило, только при условии их ратификации. Кроме того, п. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает общее правило, гарантирующее признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами.

Во-вторых, в соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права. По мнению В.Е.Чиркина, известного отечественного правоведа и специалиста в области конституционного права, основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом, и тем самым оно играет ведущую, центральную роль во всей правовой системе государства [7].

В Российской Федерации Конституция и федеральные законы обладают верховенством на всей её территории в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ, а согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ она обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации, и никакие правовые акты, принимаемые на её территории, не должны ей противоречить. В связи с этим законодательством закрепляются специальные механизмы для проверки конституционности законов. Так, в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» в России функционирует Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля, в полномочия которого входит, в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ как государственных нормативно-правовых актов различных уровней, так и не вступивших в силу международных договоров, а также осуществление толкования Конституции РФ и рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан [13].

Принцип справедливости

Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права [5, с.63]. Справедливость представляет собой сложнейшую многоаспектную философскую категорию, понятие о должном, связанное с представлениями о неотъемлемых правах человека [6]. На протяжении нескольких тысячелетий, начиная со времен античности, многие выдающиеся мыслители проявляли интерес к понятию справедливости и придавали ей особое значение. Например, Платон, великий древнегреческий философ, признавал справедливость высшей добродетелью в построенном на принципах общего блага государстве.

Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала. Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом. Во-первых, именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей [3, с.119]. Так, для соответствия закона принципу справедливости, крайне важно обеспечение равноправия всех граждан перед законом – правового равенства, ведь равенство – важнейшая составляющая справедливости. Во-вторых, неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности. Поэтому, рассматривая принцип справедливости в праве, необходимо уделять внимание ее моральному и нравственному аспектам. Известно, что воплощение в праве основных начал нравственности заключается прежде всего в том, что благодаря праву добро становится нормой, а зло – её нарушением, что справедливо. Справедливым является и моральное поощрение за соблюдение социальных норм, как и, соответственно, моральное наказание за их нарушение. В праве правомерное поведение всячески поощряется, а последствие противоправного поведения в виде нарушения норм справедливо приобретает негативный характер санкции, наказания.

Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде – соразмерности свободы и ответственности [3, c.121].Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается, во-первых, обеспечение соразмерности прав и обязанностей, а во-вторых, применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств [1, c.49].Данный аспект принципа справедливости находит воплощение во многих положениях Всеобщей декларации прав человека и содержится в статьях Конституции Российской Федерации. Так, п. 1 ст. 19 Конституции устанавливает общее правило равенства всех граждан перед законом и судом, а пункты 2 и 3 вышеуказанной статьи подробно закрепляют запрет на дискриминацию по половым, расовым, национальным и другим признакам, кроме того, п. 2 ст. 6 предусматривает, что все граждане России обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные, предусмотренные Конституцией, обязанности. Таким образом, можно сделать вывод, что положения принципа справедливости непосредственно закрепляются в Конституции Российской Федерации.

Принцип законности

Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.

Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов [2, c.146]. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов. Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом. Рассмотрение законности как «режима», по мнению А.С.Шабурова, наиболее полно характеризует ее содержание. Законность является важнейшим условием достижения состояния правопорядка в обществе и, как одна из основ нормальной жизнедеятельности общества, представляет собой величайшую социальную ценность [3, c.275-290]. Осознание необходимости строгого соблюдения закона всеми участниками общественных отношений и признание законности жизненно важным стержнем функционирования любого государственного образования берут начало с античных времен, выражаясь в сочинениях самых различных представителей античной мысли. Так, Еврипид, известный древнегреческий писатель, полагал, что «государство крепко, когда в нем соблюдается закон». Основные идеи, выражающие сущность принципа законности, также находили прямое выражение в трудах многих античных мыслителей. Особую роль законности отводил Сократ, отождествляя «законное» и «справедливое».

Таким образом, значение реализации принципа законности для общества и государства трудно преувеличить. Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина

Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.

Содержание данного принципа можно отразить следующим образом. Во-первых, в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке. Согласно ст. 52 Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений со стороны власти охраняются законом, а самим потерпевшим обеспечиваются доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба. Кроме того, в соответствии с положением ст. 53Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием со стороны государства.

Во-вторых, данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства. Для таких ситуаций п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод. Такими органами являются, в частности, Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека, один из международных судебных органов [7].

Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и гражданина лежит в основе их взаимоотношений, а его реализация и неуклонное соблюдение способствует их укреплению и выводит отношения между государством и обществом на качественно высокий уровень. Необходимо также заметить, что реализация, воплощение в жизнь данного принципа является важнейшим шагом на пути к построению правового государства [3, c.359]. Кроме того, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.

Принцип широкой доступности правовой информации

Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Прежде чем начать его рассмотрение, необходимо уделить некоторое внимание нескольким наиболее распространенным определениям понятия «правовая информация».

Известный советский и российский специалист в области теории государства и права А.Б. Венгеров делил правовую информацию на два вида. Первый включает в себя информацию, содержащуюся в нормативно-правовых актах, второй – информацию о юридических документах, выдаваемую документальной информационно-поисковой системой, в том числе и судебную практику [15, c.73]. Аналогичной позиции придерживался также и С.С. Москвин – советский ученый-юрист, посвятивший большую часть своих трудов вопросам правовой информатики. Правовая информация в целом, по его мнению, включает в себя не только «знания, сообщения, сведе¬ния о велениях, правилах, имеющих характер общеобязатель¬ных норм», но и «данные о правотворчестве, правоприменительной практике, результатах научных исследований и т. д.» [16, c.63]. Другой отечественный ученый и специалист в области правовой информатики О.А.Гаврилов определяет правовую информацию как «сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности», также выделяя при этом как нормативную, так и ненормативную правовую информацию [17, c.15]. Первичное и основополагающее значение как источник права, несомненно, имеет именно правовая информация нормативного характера, выражающаяся, в частности, в различных нормативно-правовых актах.

Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности. Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.

Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо [1, c.49]. В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.

Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод

Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание.

Во-первых, ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. В соответствии с положением п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый может подвергаться лишь ограничениям, законно установленным в целях защиты чужих прав и свобод и обеспечения общественного порядка и благосостояния, а также удовлетворения справедливых требований морали.

Во-вторых, ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках – пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина

Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.

Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.

Основные права и свободы человека и гражданина прямо сформулированы в статьях Всеобщей декларации прав человека и непосредственно закрепляются в главе 2 Конституции РФ. Причем п. 1 ст. 55 Конституции указывает, что приведение в ней перечня основных прав и свобод не следует толковать как умаление или отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 17, основные права и свободы рассматриваются Конституцией с точки зрения естественно-правового подхода как присущие каждому от рождения и неотчуждаемые.

Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.

Принцип правосудия

Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания.

Во-первых, согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту [3, c.122]. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека  и  гражданина,  позволяющим  защищать  нарушенные  права  и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.

Во-вторых, данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти. Фундаментальное значение независимости судопроизводства обосновывал, в частности, один из основоположников теории разделения властей – Ш. Монтескье. Необходимо заметить, что это, к сожалению, далеко не всегда реализуется на практике, и поэтому возможность эффективно и беспрепятственно защищать права и свободы в судебном порядке зачастую ставится под сомнение. Таким  образом,  нужно учитывать,  что для полноценной  реализации  принципа   правосудия крайне необходимо стремиться к совершенствованию механизмов функционирования судебной власти с целью повышения качества правосудия в целом. Соответственно, ее защита от общественного и политического давления, подавление коррупционной составляющей в деятельности судов являются важнейшими задачами в условиях развития многих современных государств. Так, сегодня на повестке дня стоит реформирования современной российской судебной системы, и данные задачи, вне всякого сомнения, являются основополагающими. Как выражался Платон, государство «перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом».

Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [11], а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» [12].

Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.

Принцип демократизма

Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом. Во-первых, принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность. Данный аспект можно справедливо назвать основополагающим. Во-вторых, в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия [2, c.85]. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему  представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.

Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.

Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции,  единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит  закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.

Не вызывает сомнений, что сущность демократизма в первую очередь заключается в реальном существовании демократии в обществе и государстве и неуклонном следовании ее началам. В связи с этим необходимо отметить, что на данный момент нельзя говорить о полном воплощении в жизнь принципа демократизма в России, поскольку на самом деле современная российская демократия еще находится в процессе становления. Так, в настоящее время в рамках реформы российской политической системы открыто ставится вопрос о необходимости построения в государстве «подлинной демократии» [14].

В заключение необходимо отметить, что рассмотренный в настоящей статье перечень общеправовых принципов нельзя назвать наиболее полным и исчерпывающим. Однако использование при выборе подлежащих рассмотрению принципов перечней, предлагаемых различными авторами, позволило в рамках настоящей работы рассмотреть наиболее важные основные общеправовые принципы.

Можно с уверенностью сказать, что роль изучения правовых принципов в теории права не преувеличена. Являясь руководящими идеями, выражающими сущность и содержание права, и выступая, по мнению А.В. Малько, «отправным пунктом, показывающим вектор правового регулирования», принципы права представляют собой актуальный и значимый объект научных исследований [4]. Представляется, что и в будущем изучение принципов права, в том числе и общеправовых принципов, будет составлять одно из основных направлений исследований теории государства и права.

Список литературы:

1.    Правоведение: учеб. / А.Н. Тарбагаев, В.М. Шафиров, И.В. Шишко [и др.]; отв. ред. В.М. Шафиров. – М.: Проспект, 2010. – С. 48-49.
2.    Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
3.    Теория государства и права / под ред. В.Д. Перевалова. – М.: Норма, 2008. – 496 с.
4.    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.– 512 с.
5.    Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010.
6.    Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
7.    Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – 568 с.
8.    Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи. 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 592 с.
9.    Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. Официальное издание. – М.: Юрид. лит., 2009. – 64 с.
10.    Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
11.    О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1.
12.    О статусе судей в Российской федерации: федер. закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Российская юстиция. 1995. № 11.
13.    О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ, 1994, № 13. Ст. 3.
14.    Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.
15.    Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право, 1977. № 10.
16.    Москвин С.С. Правовая информация – разновидность социальной информации // Труды ВНИИСЗ, 1975. Вып. 13.
17.    Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. — М.:Норма, 2000.

ОСНОВНЫЕ ОБЩЕПРАВОВЫЕ ПРИНЦИПЫ
Заботкин Александр Олегович – студент Юридического института СФУ
Аннотация: В статье рассматриваются основные общеправовые принципы, выделяемыми современными специалистами в области теории государства и права.
Ключевые слова: общеправовые принципы, принципы права.
На сегодняшний день изучение принципов права сохраняет неизменную актуальность в современной юридической науке и входит в область научных интересов многих современных ученых-юристов, занимающихся проблемами теории права. В отличие от отраслевых и межотраслевых принципов права, изучаемых отраслевыми юридическими науками, общеправовые принципы непосредственно входят в предмет исследования теории государства и права.
Можно сказать, что в основном современные специалисты в области права сходятся в общей характеристике правовых принципов и придерживаются нескольких общих подходов к их сущности, однако при разрешении таких проблем, как составление их перечня, большинство авторов остается при собственном мнении. Поэтому на сегодняшний день существует множество различных перечней общеправовых принципов. Более того, достаточно распространено мнение, что составление точного и исчерпывающего перечня принципов права, включая общеправовые, невозможно вообще.
Целью настоящей статьи является актуальное отражение сущности и содержания наиболее важных общеправовых принципов, перечень которых при ее написании был выбран с учетом мнений нескольких известных и авторитетных авторов – специалистов в области теории права. Использование при изложении таких нормативно-правовых источников, как Конституция Российской Федерации, позволяет как наглядно и подробно отразить сущность и содержание рассматриваемых общеправовых принципов, так и показать на примере, каким образом они находят свое формально-юридическое выражение в нормативных источниках права. Также при рассмотрении некоторых из них использовались рекомендательные положения Всеобщей декларации прав человека ООН 1948 года.
Основные общеправовые принципы
Как уже замечено, на сегодняшний день единого мнения относительно перечня общеправовых принципов в современной юридической науке не существует. Так, В.И.Гойман относит к таковым принципы справедливости, законности, равенства граждан перед законом, демократизма, гуманизма [2, с.85]. В.И.Леушин выделяет общеправовые принципы справедливости, приоритета прав человека, равноправия, законности, правосудия [3, с.121-122]. В.М.Шафиров предлагает выделять общеправовые принципы верховенства права, законности, уважения прав и свобод человека и гражданина, справедливости, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, широкой доступности правовой информации, взаимной ответственности государства и гражданина [1, с.48-49].
Приведенные перечни общеправовых принципов послужили основой при написании данной статьи и выборе принципов, подлежащих рассмотрению. Таким образом, далее будет уделено внимание общеправовым принципам верховенства права, справедливости, законности, взаимной ответственности государства и гражданина, широкой доступности правовой информации, недопустимости произвольного ограничения прав и свобод, уважения прав и свобод человека и гражданина, правосудия, демократизма.
Принцип верховенства права
Одним из важнейших общеправовых принципов является принцип верховенства (господства) права. Данный принцип лежит в основе конституционного строя многих современных государств, в том числе России, что следует из содержания Конституции Российской Федерации. При рассмотрении данного принципа целесообразным представляется раскрытие его содержания в двух аспектах.
Во-первых, согласно данному принципу, общепризнанные принципы и нормы международного права, в том числе содержащие неотчуждаемые естественные права человека, имеют преимущественное значение перед законами, действующими на территории государства. Так, согласно п. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации общепризнанные нормы и принципы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы, причем последние сохраняют приоритетность перед законом в случае, если они ему противоречат. Однако становятся составной частью правовой системы государства и приобретают обязательный характер они, как правило, только при условии их ратификации. Кроме того, п. 1 ст. 17 Конституции РФ устанавливает общее правило, гарантирующее признание Российской Федерацией прав и свобод человека и гражданина в соответствии с общепризнанными международно-правовыми принципами и нормами.
Во-вторых, в соответствии с данным принципом приоритетное место в иерархии внутригосударственных источников права занимает конституция – нормативно-правовой акт высшей юридической силы, закрепляющий основы государственно-правового устройства, который часто по праву называют «основным законом» государства, а также основным источником, ядром конституционного права. По мнению В.Е.Чиркина, известного отечественного правоведа и специалиста в области конституционного права, основы всех сфер общественной жизни в комплексе регулируются только конституционным правом, и тем самым оно играет ведущую, центральную роль во всей правовой системе государства [7].
В Российской Федерации Конституция и федеральные законы обладают верховенством на всей её территории в соответствии с п. 2 ст. 4 Конституции РФ, а согласно п. 1 ст. 15 Конституции РФ она обладает высшей юридической силой, прямым действием и применяется на всей территории Российской Федерации, и никакие правовые акты, принимаемые на её территории, не должны ей противоречить. В связи с этим законодательством закрепляются специальные механизмы для проверки конституционности законов. Так, в соответствии с федеральным конституционным законом «О Конституционном Суде Российской Федерации» в России функционирует Конституционный Суд – высший судебный орган конституционного контроля, в полномочия которого входит, в частности, разрешение дел о соответствии Конституции РФ как государственных нормативно-правовых актов различных уровней, так и не вступивших в силу международных договоров, а также осуществление толкования Конституции РФ и рассмотрение жалоб на нарушение конституционных прав и свобод граждан [13].
Принцип справедливости
Важнейшее место в системе общеправовых принципов занимает принцип справедливости. По мнению С.С. Алексеева, воплощение требования справедливости в правовой материи и во всех подразделениях права является «основным постулатом», определяющим сам феномен права [5, с.63]. Справедливость представляет собой сложнейшую многоаспектную философскую категорию, понятие о должном, связанное с представлениями о неотъемлемых правах человека [6]. На протяжении нескольких тысячелетий, начиная со времен античности, многие выдающиеся мыслители проявляли интерес к понятию справедливости и придавали ей особое значение. Например, Платон, великий древнегреческий философ, признавал справедливость высшей добродетелью в построенном на принципах общего блага государстве.
Не подлежит сомнению тот факт, что именно в принципе справедливости в большей степени выражаются как социальное назначение права, так и его основные моральные и нравственные начала. Таким образом, основополагающую роль данного принципа можно обосновать следующим образом. Во-первых, именно в нем находит свое выражение общесоциальная сущность права, которая заключается в том, что право служит интересам всех членов общества, и именно через право свободы и обязанности доводятся до каждого человека, обеспечивая стабильность и динамизм социальных связей [3, с.119]. Так, для соответствия закона принципу справедливости, крайне важно обеспечение равноправия всех граждан перед законом – правового равенства, ведь равенство – важнейшая составляющая справедливости. Во-вторых, неукоснительное соблюдение принципа справедливости, в том числе в процессе правотворчества, является важнейшим фактором, обеспечивающим соответствие закона началам морали и нравственности. Поэтому, рассматривая принцип справедливости в праве, необходимо уделять внимание ее моральному и нравственному аспектам. Известно, что воплощение в праве основных начал нравственности заключается прежде всего в том, что благодаря праву добро становится нормой, а зло – её нарушением, что справедливо. Справедливым является и моральное поощрение за соблюдение социальных норм, как и, соответственно, моральное наказание за их нарушение. В праве правомерное поведение всячески поощряется, а последствие противоправного поведения в виде нарушения норм справедливо приобретает негативный характер санкции, наказания.
Итак, выражаясь в праве, справедливость требует, прежде всего, сбалансированности прав, свобод и обязанностей человека и гражданина и, являясь понятием о должном, отражения в законах неразрывной связи и соответствия между действиями и их последствиями. Поэтому возникает необходимость в обеспечении соразмерности преступлений и наказаний, нанесения вреда и его возмещения или в наиболее общем виде – соразмерности свободы и ответственности [3, c.121].Соответственно, можно сказать, что в первую очередь под реализацией принципа справедливости подразумевается, во-первых, обеспечение соразмерности прав и обязанностей, а во-вторых, применение «равной меры» при наделении ими граждан, обеспечение равноправия граждан вне зависимости от их расовой и национальной принадлежности в частности, а также других обстоятельств [1, c.49].Данный аспект принципа справедливости находит воплощение во многих положениях Всеобщей декларации прав человека и содержится в статьях Конституции Российской Федерации. Так, п. 1 ст. 19 Конституции устанавливает общее правило равенства всех граждан перед законом и судом, а пункты 2 и 3 вышеуказанной статьи подробно закрепляют запрет на дискриминацию по половым, расовым, национальным и другим признакам, кроме того, п. 2 ст. 6 предусматривает, что все граждане России обладают на ее территории всеми правами и свободами и несут равные, предусмотренные Конституцией, обязанности. Таким образом, можно сделать вывод, что положения принципа справедливости непосредственно закрепляются в Конституции Российской Федерации.
Принцип законности
Являясь одним из главных общеправовых принципов, принцип законности выступает одной из основ взаимоотношений государства и общества и требует, в первую очередь, неукоснительного соблюдения законов, действующих на территории государства, всеми субъектами общественных отношений, как стороны общества, так и со стороны государства. Данное требование составляет содержание законности, а ее достижение в обществе и государстве и является условием реализации настоящего принципа. Таким образом, рассматривая его, крайне важно обратиться к самому понятию законности и его определению.
Представляя собой сложное и многогранное явление, законность в теории права понимается по-разному, и к ее определению существует множество различных подходов [2, c.146]. Основываясь на наиболее распространенных толкованиях данного понятия, законность можно определить как принцип, согласно которому всеми субъектами общественных отношений (гражданами, должностными лицами, государственными органами, организациями, государством) обеспечивается неуклонное соблюдение правовых норм, строгое и полное осуществление предписаний законов и основанных на них нормативных правовых актов. Также законность часто понимается как политико-правовой режим, характеризующийся точным и неуклонным соблюдением правовых предписаний всеми субъектами права. Кроме того, законность понимается и как метод государственного руководства обществом. Рассмотрение законности как «режима», по мнению А.С.Шабурова, наиболее полно характеризует ее содержание. Законность является важнейшим условием достижения состояния правопорядка в обществе и, как одна из основ нормальной жизнедеятельности общества, представляет собой величайшую социальную ценность [3, c.275-290]. Осознание необходимости строгого соблюдения закона всеми участниками общественных отношений и признание законности жизненно важным стержнем функционирования любого государственного образования берут начало с античных времен, выражаясь в сочинениях самых различных представителей античной мысли. Так, Еврипид, известный древнегреческий писатель, полагал, что «государство крепко, когда в нем соблюдается закон». Основные идеи, выражающие сущность принципа законности, также находили прямое выражение в трудах многих античных мыслителей. Особую роль законности отводил Сократ, отождествляя «законное» и «справедливое».
Таким образом, значение реализации принципа законности для общества и государства трудно преувеличить. Необходимо заметить, что принцип законности лежит в основе правового государства и непосредственно закрепляется в конституциях многих современных государств. Так, п. 2 ст. 15 Конституции Российской Федерации устанавливает обязанность соблюдения Конституции и законов равно как для граждан и их объединений, так и для органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц.
Принцип взаимной ответственности государства и гражданина
Известно, что гражданство, как устойчивая правовая связь между человеком и государством, порождает как их взаимные права и обязанности, так и взаимную ответственность. Следовательно, будучи связанными правом, и граждане, и государство обязаны избегать злоупотребления правами и невыполнения обязанностей, а несоблюдение данного требования каждой из сторон может и должно повлечь наступление юридической ответственности. Именно в этом и заключается один из основополагающих общеправовых принципов – принцип взаимной ответственности государства и гражданина.
Следует заметить, что в недемократических государствах, как правило, акцент делается преимущественно на ответственность гражданина перед государством, а в некоторых случаях ответственность государства перед гражданами не признается вообще. Для демократических правовых государств, наоборот, особое значение придается ответственности государства перед гражданами. В Российской Федерации принцип взаимной ответственности государства и гражданина находит закрепление в Конституции РФ.
Содержание данного принципа можно отразить следующим образом. Во-первых, в соответствии с данным принципом законом гарантируется защита человека и гражданина от всевозможных нарушений и злоупотреблений со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Так, п. 2 ст. 46 Конституции Российской Федерации устанавливает право обжалования действий органов государственной власти, местного самоуправления и должностных лиц в судебном порядке. Согласно ст. 52 Конституции права потерпевших от преступлений и злоупотреблений со стороны власти охраняются законом, а самим потерпевшим обеспечиваются доступ к правосудию и компенсация причиненного ущерба. Кроме того, в соответствии с положением ст. 53Конституции каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями или бездействием со стороны государства.
Во-вторых, данный принцип предполагает закрепление за гражданами возможности всеми законными способами защищать свои права при их нарушении со стороны государства. Для таких ситуаций п. 3 ст. 46 Конституции РФ предусматривает не только общую возможность использовать внутригосударственные средства правовой защиты, но и устанавливает право дальнейшего обращения в межгосударственные органы для защиты нарушенных прав и свобод. Такими органами являются, в частности, Комитет по правам человека ООН и Европейский суд по правам человека, один из международных судебных органов [7].
Таким образом, принцип взаимной ответственности государства и гражданина лежит в основе их взаимоотношений, а его реализация и неуклонное соблюдение способствует их укреплению и выводит отношения между государством и обществом на качественно высокий уровень. Необходимо также заметить, что реализация, воплощение в жизнь данного принципа является важнейшим шагом на пути к построению правового государства [3, c.359]. Кроме того, следование принципу взаимной ответственности государства и гражданина способствует повышению уровня легитимности государственной власти, что обеспечивает, в свою очередь, стабильность общественных отношений в целом. В связи с этим в развивающихся демократических обществах воплощению в жизнь данного принципа справедливо уделяется особое внимание.
Принцип широкой доступности правовой информации
Немаловажным общеправовым принципом является и принцип широкой доступности правовой информации. Прежде чем начать его рассмотрение, необходимо уделить некоторое внимание нескольким наиболее распространенным определениям понятия «правовая информация».
Известный советский и российский специалист в области теории государства и права А.Б. Венгеров делил правовую информацию на два вида. Первый включает в себя информацию, содержащуюся в нормативно-правовых актах, второй – информацию о юридических документах, выдаваемую документальной информационно-поисковой системой, в том числе и судебную практику [15, c.73]. Аналогичной позиции придерживался также и С.С. Москвин – советский ученый-юрист, посвятивший большую часть своих трудов вопросам правовой информатики. Правовая информация в целом, по его мнению, включает в себя не только «знания, сообщения, сведе¬ния о велениях, правилах, имеющих характер общеобязатель¬ных норм», но и «данные о правотворчестве, правоприменительной практике, результатах научных исследований и т. д.» [16, c.63]. Другой отечественный ученый и специалист в области правовой информатики О.А.Гаврилов определяет правовую информацию как «сведения (сообщения, данные) о фактах, событиях, предметах, лицах, явлениях, протекающих в правовой сфере, содержащиеся в различных источниках и используемых государством и обществом для решения задач правотворчества, правоприменительной и правоохранительной деятельности, защиты прав и свобод личности», также выделяя при этом как нормативную, так и ненормативную правовую информацию [17, c.15]. Первичное и основополагающее значение как источник права, несомненно, имеет именно правовая информация нормативного характера, выражающаяся, в частности, в различных нормативно-правовых актах.
Для обоснования значимости данного принципа следует заметить, что необходимость широкой доступности правовой информации обусловлена самой общесоциальной сущностью и назначением права, в связи с чем у любого человека и гражданина возникает неотъемлемое право знать свои права и обязанности. Таким образом, в первую очередь данный принцип заключается в необходимости обеспечения государством общедоступности издаваемых правовых актов путем их официального опубликования, а также в предоставлении свободного и равного доступа к ним, ограничение в осуществлении которого недопустимо.
Необходимо также отметить, что именно в связи с реализацией данного принципа существует объективное правило, согласно которому «незнание закона не освобождает от ответственности» за его несоблюдение, и только при его воплощении данное правило справедливо [1, c.49]. В связи с этим применение неопубликованных законов недопустимо, и их несоблюдение не влечет юридических последствий. Следовательно, за государственными органами власти и органами местного самоуправления стоит важнейшая обязанность официально публиковать нормативно-правовые акты и распространять их. Данные положения сформулированы в п. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которым законы подлежат официальному опубликованию, а неопубликованные законы не применяются, что, соответственно, дает основание говорить о том, что содержание принципа широкой доступности информации, наряду с другими общеправовыми принципами, непосредственно закрепляется в Конституции Российской Федерации.
Принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод
Являясь одним из основных общеправовых принципов, принцип недопустимости произвольного ограничения прав и свобод в наиболее полной мере реализуется в современных правовых демократических государствах. При рассмотрении данного принципа представляется возможным сформулировать несколько основополагающих аспектов, раскрывающих его содержание.
Во-первых, ограничение прав и свобод человека со стороны государства может осуществляться лишь в установленных законом случаях и в предусмотренном законом порядке. Исключения из данного правила недопустимы. Так, п. 1 ст. 56 Конституции Российской Федерации устанавливает возможность ограничения человека и гражданина в правах и свободах в соответствии с федеральным конституционным законом в целях обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя. В соответствии с положением п. 2 ст. 29 Всеобщей декларации прав человека при осуществлении своих прав и свобод каждый может подвергаться лишь ограничениям, законно установленным в целях защиты чужих прав и свобод и обеспечения общественного порядка и благосостояния, а также удовлетворения справедливых требований морали.
Во-вторых, ограничение человека в правах и свободах возможно только в установленных законом рамках – пределах ограничения прав и свобод человека и гражданина. Данные пределы являются одним из важнейших сдерживающих факторов, предотвращающих злоупотребление властными полномочиями со стороны органов государственной власти и должностных лиц. Кроме того, основные неотъемлемые права человека и гражданина, как правило, вообще не подлежат ограничению, и данное правило устанавливается законом. В России, согласно п. 2 ст. 17 Конституции РФ, основные права и свободы человека признаются неотчуждаемыми, а положение, содержащееся в п. 3 ст. 56 Конституции, не допускает ограничение таких неотъемлемых прав и свобод, как, в частности, права на жизнь, на жилище, на неприкосновенность личности и частной жизни, на свободу совести и вероисповедания, на судебную защиту прав и свобод.
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина
Принцип уважения прав и свобод человека и гражданина занимает одно из главных мест в системе общеправовых принципов и лежит в основе устройства гражданского общества и правового государства. Настоящий принцип заключается в признании прав и свобод высшей ценностью, обеспечении их государственной охраны, а также способствовании их наиболее полной реализации и, что особенно важно, недопустимости их нарушения как со стороны государства, так и со стороны общества.
Фундаментальные положения данного принципа выражены в преамбуле Всеобщей декларации прав человека 1948 г. Кроме того, принцип уважения прав и свобод человека и гражданина, как и принцип недопустимости их произвольного ограничения, неотъемлемо сопровождает современные правовые демократические государства и находит, в частности, подробное закрепление в Конституции Российской Федерации, являясь одним из важнейших реализованных в ней общеправовых принципов. Так, согласно ст. 2 Конституции права и свободы человека признаются в России высшей ценностью и их признание, соблюдение и защита являются обязанностями государства, а в соответствии со ст. 18 права и свободы человека и гражданина определяют смысл и содержание законов Российской Федерации, деятельность органов государственной власти и местного самоуправления. Также, п. 2 ст. 55 Конституции в соответствии с данным принципом запрещает издание в России законов, умаляющих или отменяющих права и свободы. Кроме того, п. 1 ст. 45 устанавливает гарантию государственной защиты прав и свобод, а п. 1 ст. 46 Конституции гарантирует их судебную защиту.
Основные права и свободы человека и гражданина прямо сформулированы в статьях Всеобщей декларации прав человека и непосредственно закрепляются в главе 2 Конституции РФ. Причем п. 1 ст. 55 Конституции указывает, что приведение в ней перечня основных прав и свобод не следует толковать как умаление или отрицание других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина. В соответствии с п. 2 ст. 17, основные права и свободы рассматриваются Конституцией с точки зрения естественно-правового подхода как присущие каждому от рождения и неотчуждаемые.
Безусловно, реализация принципа уважения прав и свобод представляет собой важнейшую задачу для многих современных государств. Защита прав и свобод человека и гражданина должна входить в одно из приоритетных направлений государственной политики развивающихся стран.
Принцип правосудия
Одним из основных общеправовых принципов также является принцип правосудия. При его рассмотрении необходимо выделять два ключевых аспекта его содержания.
Во-первых, согласно данному принципу, одной из важнейших государственных и международных гарантий защиты субъективных прав и свобод является формальное юридическое закрепление права на их судебную защиту [3, c.122]. Право на судебную защиту является основным и неотъемлемым правом человека  и  гражданина,  позволяющим  защищать  нарушенные  права  и свободы в судебном порядке посредством обращения в судебные органы соответствующей юрисдикции.
Во-вторых, данный принцип устанавливает требование объективности, независимости и беспристрастности суда при отправлении правосудия и, соответственно, правосудности судебных решений. В связи с этим следует признать, что для действительного воплощения в жизнь принципа правосудия решающую роль играет достижение реальной независимости судебной власти. Фундаментальное значение независимости судопроизводства обосновывал, в частности, один из основоположников теории разделения властей – Ш. Монтескье. Необходимо заметить, что это, к сожалению, далеко не всегда реализуется на практике, и поэтому возможность эффективно и беспрепятственно защищать права и свободы в судебном порядке зачастую ставится под сомнение. Таким  образом,  нужно учитывать,  что для полноценной  реализации  принципа   правосудия крайне необходимо стремиться к совершенствованию механизмов функционирования судебной власти с целью повышения качества правосудия в целом. Соответственно, ее защита от общественного и политического давления, подавление коррупционной составляющей в деятельности судов являются важнейшими задачами в условиях развития многих современных государств. Так, сегодня на повестке дня стоит реформирования современной российской судебной системы, и данные задачи, вне всякого сомнения, являются основополагающими. Как выражался Платон, государство «перестает быть государством, если суды в нем не устроены надлежащим образом».
Выделенные аспекты принципа правосудия формально закреплены в Конституции Российской Федерации. Гарантия судебной защиты прав и свобод в России устанавливается положением п. 1 ст. 46 Конституции, в соответствии с которым каждый может реализовывать свое право на защиту прав и свобод в судебном порядке. Положение о независимости судебной власти находит закрепление в п. 1 ст. 120 Конституции РФ и, в частности, в ст. 1 федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» [11], а также в ст. 1 федерального закона «О статусе судей в Российской Федерации» [12].
Всеобщая декларация прав человека также закрепляет рассмотренные аспекты принципа правосудия. Так, ст. 10 Декларации устанавливает, в частности, требование независимости и беспристрастности суда в целях реализации права на справедливое судебное разбирательство, а положение ст. 8 Декларации предусматривает общее право на эффективное восстановление в нарушенных правах посредством обращения в компетентные национальные судебные органы.

Принцип демократизма
Принцип демократизма справедливо включается многими современными учеными в перечень основных общеправовых принципов. Отразить содержание данного принципа можно следующим образом. Во-первых, принцип демократизма предполагает, что право является выражением общей воли народа, и в этом заключается его сущность. Данный аспект можно справедливо назвать основополагающим. Во-вторых, в соответствии с данным принципом право прямо либо опосредованно (косвенно) формируется через демократические институты народовластия [2, c.85]. В теории государства и права принято выделять две взаимосвязанные и взаимодополняющие формы народовластия – прямую и представительную демократию. Это означает, что воля народа возводится в закон либо непосредственно (например, путем референдума), либо через систему  представительных органов. Принято считать, что в демократических государствах в полной мере развиты обе формы народовластия.
Необходимо отметить, что в полной мере принципу демократизма соответствуют лишь те государства, в которых существуют и функционируют механизмы, обеспечивающие возможность реального осуществления права населения на участие в политической жизни государства и общества, которое находит свое выражение, в частности, в ст.21 Всеобщей декларации прав человека. Соответственно, становление таких механизмов является неотъемлемой составляющей развития государств, находящихся на пути к демократии.
Принцип демократизма формально закрепляется в статьях Конституции Российской Федерации. Так, ст. 1 объявляет Россию демократическим государством. Согласно положениям ст. 3 Конституции,  единственным источником власти и носителем суверенитета в России провозглашается ее народ, осуществляющий свою власть как непосредственно, так и через органы государственной власти и местного самоуправления, а высшей формой прямого народовластия признаются референдум и свободные выборы. Право граждан участвовать в управлении государством находит  закрепление в п. 1 ст. 32 Конституции.
Не вызывает сомнений, что сущность демократизма в первую очередь заключается в реальном существовании демократии в обществе и государстве и неуклонном следовании ее началам. В связи с этим необходимо отметить, что на данный момент нельзя говорить о полном воплощении в жизнь принципа демократизма в России, поскольку на самом деле современная российская демократия еще находится в процессе становления. Так, в настоящее время в рамках реформы российской политической системы открыто ставится вопрос о необходимости построения в государстве «подлинной демократии» [14].

В заключение необходимо отметить, что рассмотренный в настоящей статье перечень общеправовых принципов нельзя назвать наиболее полным и исчерпывающим. Однако использование при выборе подлежащих рассмотрению принципов перечней, предлагаемых различными авторами, позволило в рамках настоящей работы рассмотреть наиболее важные основные общеправовые принципы.
Можно с уверенностью сказать, что роль изучения правовых принципов в теории права не преувеличена. Являясь руководящими идеями, выражающими сущность и содержание права, и выступая, по мнению А.В. Малько, «отправным пунктом, показывающим вектор правового регулирования», принципы права представляют собой актуальный и значимый объект научных исследований [4]. Представляется, что и в будущем изучение принципов права, в том числе и общеправовых принципов, будет составлять одно из основных направлений исследований теории государства и права.
Список литературы:

1.    Правоведение: учеб. / А.Н. Тарбагаев, В.М. Шафиров, И.В. Шишко [и др.]; отв. ред. В.М. Шафиров. – М.: Проспект, 2010. – С. 48-49.
2.    Общая теория права и государства / под ред. В.В. Лазарева. – М.: Юристъ, 2001. – 520 с.
3.    Теория государства и права / под ред. В.Д. Перевалова. – М.: Норма, 2008. – 496 с.
4.    Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: учебник. – М.: Юристъ, 2004.– 512 с.
5.    Алексеев С.С. Собрание сочинений. В 11 томах. – М.: Статут, 2010.
6.    Философский энциклопедический словарь. – М.: Советская энциклопедия, 1989.
7.    Чиркин В. Е. Конституционное право зарубежных стран. – М.: Юристъ, 1997. – 568 с.
8.    Дробышевский С.А. История политических и правовых учений. Основные классические идеи. 2-е изд., доп. – М.: Норма, 2007. – 592 с.
9.    Конституция Российской Федерации [принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года]. Официальное издание. – М.: Юрид. лит., 2009. – 64 с.
10.    Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 г. // Российская газета. 1998. 10 декабря.
11.    О судебной системе Российской Федерации: федер. конституц. закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1997. № 1.
12.    О статусе судей в Российской федерации: федер. закон от 26 июня 1992 г. № 3132-1 // Российская юстиция. 1995. № 11.
13.    О Конституционном Суде Российской Федерации: федер. конституц. закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ // СЗ РФ, 1994, № 13. Ст. 3.
14.    Путин В.В. Демократия и качество государства // Коммерсантъ. 2012. 6 февраля.
15.    Венгеров А.Б. Категория «информация» в понятийном аппарате юридической науки // Советское государство и право, 1977. № 10.
16.    Москвин С.С. Правовая информация – разновидность социальной информации // Труды ВНИИСЗ, 1975. Вып. 13.
17.    Гаврилов О. А. Курс правовой информатики: Учебник для вузов. — М.:Норма, 2000.