Организационные отношения – важнейшее условие функционирования предприятия

Колесникова Варвара Геннадьевна - студентка Кубанского государственного технологического университета. (г.Краснодар)

Яценко Наталья Александровна – студентка Кубанского государственного технологического университета. (г.Краснодар)

Аннотация: Выявлены особенности организационных отношений в системе менеджмента, дана краткая характеристика структур управления. Осуществлен сравнительный анализ лидерства и руководства.

Ключевые слова: Организация, организационные отношения, структура управления, лидерство, руководство.

Предприятие – это сложный механизм, для управления которым необходимо учитывать многочисленные факторы. Особой формой управленческой деятельности является менеджмент организации. Неотъемлемым элементом системы менеджмента выступают организационные отношения, т.е. воздействие, взаимодействие или противодействие между элементами организации при создании, функционировании, развитии и разрушении. От построения системы управления предприятия, регламентирующей организационные отношения в системе менеджмента, зависит функционирование предприятия и его коммерческий успех. Показателем наличия оптимального уровня управления в организации является повышение производительности труда, сокращение расходов и, как следствие, рост доходов предприятия. Достижение перечисленных критериев невозможно без наличия в предприятии организационных отношений. На основе их анализа становится возможным определение способов совершенствования организационной структуры предприятия, выявление и предотвращение конфликтных ситуаций среди персонала.

Организацией в менеджменте называется устойчивая группа лиц (как физических, так и юридических), взаимодействующих с помощью материальных, экономических, правовых и иных условий для достижения поставленных целей. В этом и состоит ее главная функция, благодаря которой организация преобразует с помощью различных технологий имеющиеся ресурсы в конечные результаты.

Как уже было отмечено, важнейшей составляющей системы менеджмента являются организационные отношения, складывающиеся в процессах организации производства, труда на предприятии, а также создания, реорганизации, реструктуризации и ликвидации предприятия. Организационные отношения могут быть вертикальными (по уровням управления) и горизонтальными (по выполняемым функциям). В рамках одной и той же организации возможно существование нескольких типов отношений.

Организационные отношения предусматривают необходимость формального координирования взаимоотношений работников. Большое значение при этом имеют управленческие полномочия, т.е. ограниченное право лица, занимающего конкретную должность, принимать определенные решения для достижения целей организации. Необходимо заметить, что носителями управленческих полномочий может выступать как подразделение организации, так и конкретная должность.

Выполнение общих и конкретных функций управления, сохранение вертикальных и горизонтальных связей, а также разделение элементов управления обеспечивается структурой управления. Элементами системы управления организацией могут быть как отдельные работники, так и службы либо органы аппарата управления, выполняющие определенные функциональные обязанности.

К структуре управления предъявляется множество требований, которые учитываются в принципах формирования системы управления и, в том числе, системы организационных отношений. Среди подобных принципов важнейшими являются: принцип ограничения полномочий, принцип разделения труда, а также принцип иерархичности уровней управления. Выделяют различные типы структур управления: линейные, функциональные, линейно-функциональные, матричные структуры иерархических вертикальных и горизонтальных отношений. От правильно подобранной структуры управления зависит эффективность функционирования организации.

Качество управленческой работы, в том числе достижение целей организации, зависит и от профессиональных и личностных качеств руководителя. Таким образом, понятия «лидерство» и «руководство» приобретают приоритетные значения в системе управления. Руководство и лидерство имеют общие характеристики: между ними и другими членами организации устанавливаются и поддерживаются отношения доминирования и подчинения. Чтобы достигнуть оптимального уровня управления в организации, необходимо либо руководителю стать лидером, либо назначить лидера руководителем. Для практического воплощения данного требования необходима характеристика лидерства, которая может быть получена в ходе его сравнительного анализа с руководством.

1) В качестве руководителя может выступать коллегиальный орган управления. Лидерство же непосредственно связано с личностью руководителя.
2) В отличие от целей лидера, обязательно согласовывающихся с целями его последователей, цели руководителя могут быть не согласованы с целями исполнителей.
3) Назначение лица на должность руководителя организации осуществляется ее учредителем. Лидером же становятся лишь благодаря особым качествам личности.
4) Лидер благоприятно влияет на формирование организации. Руководитель прилагает большие усилия для обеспечения быстрого продвижения по ступеням иерархии.
5) Главная задача руководителя, успешно реализовываемая им, – направление деятельности подчиненных. Лидер увлекает за собой своих последователей, таким образом, отвечая более высоким требованиям.
6) Полномочия руководителя подразумевают использование различных форм влияния и власти, в том числе и имеющие организационную основу. Лидер, в первую очередь, полагается на власть эксперта.

Таким образом, важнейшими составляющими организационных отношений являются лидерство и руководство. Данные понятия приобретают приоритетные значения в системе управления, оказывая влияние на успех организации в целом.

Существенный вклад лидерства в успешное функционирование организации послужил основной причиной формирования подходов к анализу лидерства среди исследователей. Необходимо особо выделить ситуационный подход, согласно которому центральная задача, которую решает руководитель – определение стиля поведения. Стиль поведения должен быть способен обеспечивать максимальную результативность. Также, в эффективности руководства решающую роль могут сыграть дополнительные, т.е. ситуационные факторы, которые включают в себя потребности и личные качества подчиненных, характер задания, а также имеющуюся у руководителя информацию. Таким образом, ситуационный подход к лидерству выявляет несколько способов достижения оптимального уровня управления, что занимает важное место и в системе организационных отношений.

Наличие в организации власти и влияния также имеет большое значение в системе организационных отношений. Власть – это возможность влиять на поведение других лиц. Влияние – поведение лица, которое вносит изменения в поведение другого. Именно власть и влияние позволяют руководителю осуществлять управление, распоряжаться действиями подчиненных, направлять их в русло интересов организации.

Таким образом, от построения системы управления предприятия, регламентирующей организационные отношения в системе менеджмента, зависит функционирование предприятия и его коммерческий успех.

Список литературы:

1. Бирман, Л.А. Общий менеджмент: учебник для вузов [Текст] / Л.А. Бирман. – М.: Эсмо. – 2009. – 322 с.
2. Дорофеев, В. Д. Менеджмент: учебное пособие [Текст] / В. Д. Дорофеев, А. Н. Шмелева, Н. Ю. Шестопал. – М.: ИНФРА-М. – 2008. – 440 с.
3. Мескон М.Х. Основы менеджмента: пер. с англ. [Текст] / М.Х. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури. – М.: Дело. – 2004. – 720 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими: