Когнитивно-изобразительные технологии как психолого-педагогическое условие реализации личностно-ориентированного подхода в дистанционном образовании

Кондратенко Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, ведущий научный сотрудник кафедры психологии Челябинского государственного педагогического университета. (г.Челябинск)

Аннотация: Проведен анализ понятия «когнитивно-изобразительные технологии» и предложено его определение. Рассмотрена роль когнитивно-изобразительных технологий, которая заключается в развитии познавательных процессов субъектов дистанционного образования. Выявлены дидактические принципы, на основе которых реализуются когнитивно-изобразительные технологии в условиях личностно-ориентированного подхода к дистанционному образованию.

Ключевые слова: Дистанционное образование, педагогическая технология, когнитивно-изобразительные технологии, когнитивная визуализация, личностно-ориентированный подход.

Прорыв в области цифровых технологий и увеличение потоков информации обусловили появление новой формы образования. У нее множество названий: мобильное обучение, дистанционные технологии, электронное обучение и др. Речь, как правило, идет о дистанционном образовании, под которым понимается «комплекс образовательных услуг, предоставляемых с помощью специализированной информационной образовательной среды, базирующейся на средствах обмена учебной информацией на расстоянии» [3, с. 20]. Существенными сторонами дистанционного образования являются: 1) осуществление образовательного процесса без непосредственной близости педагога и учащихся; 2) электронные средства передачи учебной информации используются как главные, основные. Особенности дистанционного образования провоцируют трудности, препятствующие более эффективной его реализации (Л.В. Беляев, В.М. Вымятнин, А.В. Густырь, В.И. Овсянников, Т.В. Хомченко и др.). Во-первых, преподаватель вынужден «учить, не имея прямого постоянного контакта с обучаемым» [3, с. 10], что уже, само по себе, представляет психологическую проблему. Во-вторых, образовательная коммуникация между субъектами обучения, приобретая опосредованный характер, ограничивается «отправкой» информации и, после, её получением. При этом утрачиваются многие «живые» компоненты общения участников образовательного процесса, столь необходимые для полноценного развития личности каждого учащегося. Это особенно актуально в контексте личностно-ориентированной парадигмы, характерной для образования в целом и, в частности, дистанционного образования, условия которого не должны быть препятствием для индивидуального, личностного развития субъектов образования. Опираясь на личностно-ориентированную парадигму, педагог исходит из возможностей, способностей, потребностей конкретного учащегося, что невозможно без знания о его психологических особенностях. Понимание указанных задач дистанционного образования обусловило целесообразность внедрения в практику когнитивно-изобразительных технологий.

Таким образом, проблема настоящего исследования актуализируется двумя факторами. Во-первых, необходимостью учета специфических особенностей дистанционного образования – удаленностью участников и опосредованностью коммуникации. Во-вторых, «парадигмальностью трансформации высшего образования, требующей большего внимания к психологическим аспектам профессионального становления студентов» [2, с. 124]. Рассматривая понятие «когнитивно-изобразительные технологии» как частный случай педагогических технологий, обратимся к его определению. По В.П. Беспалько [1, с. 8.] педагогическая технология это «четко поставленные дидактические задачи в совокупности с адекватной технологией их решения». Под когнитивно-изобразительными технологиями в условиях дистанционного образования мы понимаем совокупность форм, методов и средств визуального преобразования учебной информации (предоставляемой дистанционно), направленных на развитие познавательной сферы учащегося. Термин «когнитивно-изобразительные» состоит из двух частей: «изобразительный» (подчеркивает обучающий потенциал изобразительных средств), и «когнитивный» (указывает на познавательный аспект данного понятия). Термин «изобразительный» следует понимать широко. Он вмещает в себя разнообразные изобразительные средства создания зрительных образов, не только плоскостных (графика), но и объемных (макеты, рельеф, скульптуры). Изобразительная форма представления информации направлена на зрительное восприятие, которое, является одним из основных психических познавательных процессов. Важно отметить, что изобразительность, вопреки многим распространенным представлениям, не тождественна художественной сфере деятельности человека (искусству), и не сводится к ней, хотя с ней и связана. Когнитивный, познавательный потенциал изобразительности велик, но в настоящее время остается окончательно не раскрытым. В гуманитарных науках среди исследователей растет интерес к способам фиксации информации в рисунке или других графических и изобразительных формах. По мнению ученых, преобразование информации в изобразительные формы ведет к более глубокому осмыслению, обобщению, эффективному восприятию информации человеком. При этом высказывается идея использования изобразительности в научном познании (Е.Н. Князева, В.М. Розин, Ю.М. Шилков) и учебном процессе (И.А. Герасимова). Проблема сочетания когнитивного и изобразительного компонентов учебного содержания в педагогической и психолого-педагогической литературе рассматривается в контексте: а) совмещения двух функций мультимедиа: когнитивной и иллюстративной (А.В. Соловов); б) когнитивной визуализации элементов учебной информации (С.В. Арюткина, С.А. Герасимова, О.А. Климанова, В.П. Кузовлев, М.М. Манько [4], И.Л. Марголина, Н.А. Неудахина [5], Е.В. Петрова, А.Ф. Пухов, А.Г. Рапуто, С.В. Селеменев, С.И. Сергеев, В.В. Четина, Д.Н. Шеховцова и др.). Проанализирована такая важная, на наш взгляд, составляющая когнитивно-изобразительных технологий, как когнитивная визуализация. Под когнитивной визуализацией понимают совокупность приемов и методов визуального представления учебной информации, для описания которой текстовых возможностей не существует, либо их недостаточно (Н.Н. Манько, Д.А. Поспелов, А.Г. Рапуто и др.). При этом отмечаются удобство, доступность и преимущество когнитивной визуализации в представлении учебной информации, её развивающая роль в поддержке психических процессов обучающегося в ходе выполнения учебных действий. Во-первых, в результате применения визуальных форм активизируются эмоционально-образные компоненты мышления; обеспечивается когнитивное структурирование содержания знаний, когнитивное моделирование элементов структуры деятельности и процессов взаимодействия объектов. Во-вторых, осуществляется конструирование новых мыслеобразов и новых визуальных форм, необходимых для изучения и понимания окружающей действительности и общечеловеческих ценностей [4]. Вместе с тем, несмотря на основательно изученные положительные свойства когнитивной визуализации, которую мы склонны рассматривать как необходимую составляющую когнитивно-изобразительных технологий, психолого-педагогические аспекты когнитивно-изобразительных технологий в дистанционном образовании в литературе еще не рассматривались. В условиях дистанционного обучения увеличивается доля самостоятельного овладения учебным материалом. При самостоятельном ознакомлении обучающегося субъекта с образовательным контентом возрастает роль зрительного восприятия учебной информации, которое для восприятия все же первично по сравнению, например, со слуховым. Это важно, если учитывать разные когнитивные стили учащихся. В настоящее время активно ведутся поиски способов представления информации в обучающих курсах с учетом когнитивных стилей обучаемых (М.Холодная, Т.А. Гаврилова, Е.Е. Котова, А.С. Писарев, Т.В. Черниговская). Когнитивные стили детерминируют познавательные стратегии понимания, восприятия и запоминания информации. Когнитивно-изобразительные технологии необходимы тем студентам, для когнитивного стиля которых характерно преобладание образных компонентов мышления. Применение когнитивно-изобразительных технологий в дистанционном образовании основывается как на общепедагогических принципах, так и специальных. К общедидактическим принципам мы отнесли: принцип научности, наглядности, целостности, единства обучения и воспитания, природосообразности, гуманизации, индивидуализации, личностного подхода. В качестве специфических принципов мы выделили: принцип единства психолого-педагогической, методической и информационно-технологической поддержки когнитивно-изобразительных технологий; принцип учета психологических особенностей познавательной сферы в подготовке студентов, с признанием права каждого обучаемого на активизацию того сенсорного источника восприятия учебной информации, который у него преобладает. С помощью когнитивно-изобразительных технологий обеспечиваются условия развития участников дистанционного образования, исходя из выявленных индивидуальных особенностей их как субъектов познания. Вербальные и рациональные средства обучения органично сочетаются с изобразительными компонентами, включенными в содержание учебной информации.

Резюме. В условиях развития дистанционного образования возрастает роль когнитивно-изобразительных технологий. Под когнитивно-изобразительными технологиями в дистанционном образовании мы понимаем совокупность форм, методов и средств визуального преобразования учебной информации (предоставляемой дистанционно), направленных на развитие познавательной сферы учащегося. Когнитивно-изобразительные технологии мы рассматриваем как необходимое условие реализации личностно-ориентированного дистанционного образования. Психолого-педагогический потенциал когнитивно-изобразительных технологий передачи учебного содержания в настоящее время глубоко не изучен.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. 1989. М.: Педагогика.
2. Инновационная культура бакалавров и магистров психолого-педагогического образования: монография / сост. В.И. Долгова. – СПб.: ООО «Книжный дом», 2011. – 226 с.
3. Средства дистанционного обучения: методика, технология, инструментарий / С.В. Агапонов, З.О. Джалиашвили, Д.Л. Кречман и др.: ред. З.О. Джалиашвили. – СПб.: БХВ-Петербург, 2003. – 331 с.
4. Манько Н.Н. Когнитивная визуализация педагогических объектов в современных технологиях обучения // Образование и наука. Известия уральского отделения российской академии образования.-Сентябрь.-2009. № 8 (65).-С. 10-30.
5. Неудахина Н.А. Использование средств когнитивной визуализации в подготовке будущих педагогов // Школьные технологии.-2012.-№ 2.-С. 101-107.