Возвращение к прямым выборам глав регионов: «за» и «против»

Лебедева Илона Дмитриевна – студентка Югорского государственного университета. (г. Ханты-Мансийск)

Аннотация: В данной статье произведена попытка приведения положительных и отрицательных сторон порядка назначения глав регионов в сравнении с прямыми выборами.

Ключевые слова: Высшее должностное лицо региона, порядок вступления в должность, управленческая эффективность.

В связи с изменением порядка вступления в должность высшего должностного лица субъекта федерации, а именно возвращение к прямым выборам глав регионов, вновь становится актуальной проблема так называемой управленческой эффективности глав субъектов федерации.

Порядок назначения глав регионов с точки зрения эффективности управления оправдал себя. Это подтверждает улучшение социально-экономической ситуации в ряде регионов. В доказательство приведем ряд экономических показателей по регионам, непосредственно касающихся населения (электората), которые приобрели положительную динамику с приходом «назначенцев» (таблица 1).

С политической точки зрения назначение способствует укреплению вертикали власти, созданию единого управленческого пространства, прежде всего, в экономической сфере.

Система назначения не требует мощных финансовых вливаний на организацию и проведение выборов.
Что касается преимущества выборной системы, это подотчетность народу и наличие так называемой «истинной» демократии (всеобщее равное и прямое избирательное право при тайном голосовании).

Таким образом, высшее руководство страны, вернувшись к прямым выборам, скорее всего, предполагало снять с себя ответственность за ошибки назначенцев. Но с точки зрения эффективности управления будет ли порядок прямых выборов эффективнее назначения, вопрос спорный, время покажет.

Таблица 1. Динамика основных социально-экономических показателей по субъектам РФ (выборочно) в период выборного характера губернаторской должности (2006-2007 гг.) и в период действия порядка назначения губернаторов (2011 г.)

Субъект федерации

Показатели

Величина прожиточного минимума, руб.

Минимальный размер оплаты труда, руб.

2006-2007

2011

Прирост (+,-)

2011/2007

2006-2007

2011

Прирост (+,-)

2011/2007

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

5748

9126

+3378

6850

9 415

+2565

Челябинская область

3878

6011

+2133

1400

4611

 

+3211

Новосибирская область

4530

7003

+2473

4370

7800

 

+3430

Красноярский край

4544

7523

+2979

2637

5095

 

+2458

Республика

Тыва

4276

6522

+2246

1325

4611

+3286

Республика

Ингушетия

3437

5216

+1779

1400

4611

 

+3211

Список литературы:

1. Федеральный закон Российской Федерации от 11 декабря 2004 г. N 159-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и в Федеральный закон "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации"
2. Федеральный закон от 06.10.1999 N 184-ФЗ (ред. от 25.07.2011) "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011) гл.3-4
3. Указ Президента РФ от 28.06.2007 N 825 «Об оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти субъектов Российской федерации»
4. Штукина Т.А. Региональное политическое лидерство в современной России // Вестник МГУ: Политические науки. – 2008. - №1. - С.79-88.
5. Губернаторы. RU: информационно-аналитический ресурс // www.governors.ru

Интересная статья? Поделись ей с другими: