Сравнительный анализ работы уполномоченных государственных органов на проведение строительного надзора

"Научный аспект №6-2024" - Строительство и арх.

УДК 353.2, 69

Перевозова Ксения Дмитриевна – главный инспектор Главного управления государственного строительного надзора Челябинской области.

Аннотация: В данной работе приведены основные выводы и оценка по результатам обширного анализа в работе государственных органов в отобранных мною городов с численностью населения более одного миллиона человек. Критериями сравнения являлись количественная характеристика проведенных контрольно-надзорных мероприятий, введенные в эксплуатацию здания в разрезе жилых и нежилых назначений зданий, а также внутренняя организация работы органов государственного строительного надзора в части оказания услуг, полномочий и показателей цифровизации.

Ключевые слова: проверочные листы, акт выездной проверки, самообследование, строительный надзор, статистика, цифровизация, орган государственного строительного надзора.

На территории Российской Федерации строительная отрасль является одной из наиболее развитых направлений экономики, основными факторами развития которой являются количественное увеличение ресурсной базы, а также качественное совершенствование применяемых материалов и технологий.

В связи с обилием в современном мире частных компаний и организаций, ориентированных на различное качество предоставляемых услуг, вопрос независимого контроля со стороны государства за процессом строительства, реконструкции объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе остается актуальным.

Государственный строительный надзор является важным органом контроля за строительством объектов. Его функции включают проверку соблюдения установленных законодательством требований к качеству строительных материалов и конструкций, предотвращение правонарушений в градостроительной сфере, в том числе регламентов и проектной документации.

С целью анализа особенностей работы уполномоченных государственных органов на проведение строительного надзора, мною были отобраны несколько городов Российской Федерации, в каждом из которых численность населения в пределах городской черты превышает один миллион человек. В настоящей работе были рассмотрены основные показатели в работе уполномоченных на проведение строительного надзора органа, а именно:

  • возможность проведения органом экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий;
  • проведение самообследования в рамках регионального государственного надзора;
  • применение проверочных листов;
  • форма акта выездной проверки;
  • цифровизация, электронные услуги.

Исследование и сравнение в работе органов государственной власти в области проведения строительного надзора были проведены на основании статистических данных, отобранных из отчетности надзорных органов, данные которых собраны в единую таблицу. Также для наглядности представлены данные Территориальных органов Федеральной службы государственной статистики по количеству построенного и введенного в эксплуатацию зданий различного назначения.

Таблица 1. Статистическая информация о контрольно-надзорных мероприятиях и вводу в действие жилых и нежилых зданий за 2022 год

Рисунок1

Исходя из проанализированных источников [1-7], можно отметить ряд выводов.

По соотношению количества выявленных нарушений и проведенных проверок максимальное количество выписанных нарушений контрольно-надзорными органами выявлено в городе Москва, как и количество введенных в эксплуатацию зданий.

В части возможности развития информационных систем, которые применяются в контрольно-надзорной деятельности, исходя из сравниваемых мной контрольно-надзорных органов, лучшие показатели имеются у Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга.

Кроме того, в работе органы государственного строительного надзора в основном имеют различия в расширенных функциях, полномочиях и возложенных на них задач. Так, у некоторых органов имеются полномочия по обеспечению мобилизационной подготовки в области гражданской обороны, проведении экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий. Между тем, в случае, если полномочия по проведению экспертизы прописаны в положении, то данная услуга предоставляется не напрямую от надзорного органа, а посредством обращения в подведомственную организацию, подконтрольную органу государственной власти.

В части практики проведения самообследования в рамках строительного надзора выявлено, что у рассматриваемых надзорных органов такая практика отсутствует, как и применение проверочных листов, за исключением применения проверочных листов, при осуществлении жилищного надзора.

Акты выездной проверки используются в работе единой формы Минэкономразвития, но имеется исключения, когда во внутреннем регламенте работы надзорного органа имеется своя утвержденная форма с дополнительными отметками и вносимой информацией, но при этом основные положения в акте соблюдены и соответствуют утвержденной федеральным органом форме.

Отличительной особенностью является наделение органов государственного надзора полномочиями в части выдачи или об отказе в выдаче разрешений на строительство, а также внесении изменений в разрешение на строительство. Данными полномочиями наделены органы строительного надзора города Москва и Санкт-Петербурга, когда как в региональных органах власти данная функция в положениях отсутствует.

Организация и осуществление регионального государственного надзора в области долевого строительства многоквартирных домов и иных объектов недвижимости осуществляется практически всеми рассматриваемыми мною в статье органами надзора, за исключением Службы государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга. Данные полномочия исходя из постановления Правительства Санкт-Петербурга возложены на Комитет по строительству [8].

Подводя итоги можно отметить, что проведена работа по поиску информации, отчетов, статистических данных и нормативно-правовых актов по отобранным мною государственных органов строительного надзора городов-миллионников и областей, отмечены основные отличия в работе и полномочиях данных органов, сделаны выводы, касающиеся информационного и цифрового наполнения.

Список литературы

  1. Комитет государственного строительного надзора города Москвы: сайт. Москва. URL: https://www.mos.ru/stroinadzor/ (дата обращения: 10.06.2024);
  2. Служба государственного строительного надзора и экспертизы Санкт-Петербурга: сайт. Санкт-Петербург. URL: https://gsnspb.ru/ (дата обращения: 10.06.2024);
  3. Инспекция государственного строительного надзора Новосибирской области: сайт. Новосибирск. URL: https://gsn.nso.ru/ (дата обращения: 11.06.2024);
  4. Департамент государственного жилищного и строительного надзора Свердловской области: сайт. Екатеринбург. URL: https://nadzor.midural.ru/ (дата обращения: 11.06.2024);
  5. Инспекция государственного строительного надзора Нижегородской области: сайт. Нижний Новгород. URL: https://gsn.nobl.ru/ (дата обращения: 11.06.2024);
  6. Портал Правительства Омской области: Омск. URL: https://gsn.omskportal.ru/oiv/gsn (дата обращения: 12.06.2024);
  7. Государственная инспекция строительного надзора Самарской области: сайт. Самара. URL: https://gisn.samregion.ru (дата обращения: 13.06.2024);
  8. Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2004 г. № 650 «О Комитете по строительству».
Автор: Перевозова Ксения Дмитриевна