Зарубежные примеры реновации элеваторов как предпосылки для развития данного направления в отечественной архитектуре

"Научный аспект №6-2024" - Строительство и арх.

УДК 72.025.4, 72.035, 69.059.7

Петрова Лариса Владимировна – кандидат архитектуры, профессор Государственного университета по землеустройству.

Хачукова Лия Владимировна – студент магистратуры архитектурного факультета Государственного университета по землеустройству.

Аннотация: В статье дается краткий исторический обзор и сведения о появлении предпосылок в модернизации железобетонных элеваторов. Анализируются наиболее удачные зарубежные примеры модернизации элеваторов и адаптации этих зданий для иных функций. Определяются приоритетные направления модернизации адаптации их зданий. Выделяются их особенности и интересные архитектурные решения. Положительный опыт реновации элеваторов рассматривается как предпосылка к его перенятию для обеспечения позиций парадигмы устойчивой архитектуры.

Ключевые слова: промышленные объекты, силосные башни, модернизация элеваторов, реновация элеваторов, индустриальное наследие, устойчивая архитектура.

Аспект устойчивой архитектуры в своем широком понимании предполагает не только экологическую составляющую, но и включает в себя позиции сохранения своего архитектурного наследия, в том числе индустриального. В перечень таких объектов входят и здания элеваторов, которые представляют собой пример активного использования железобетона. В процессе становления своего типологического ряда и архитектурного облика эти объекты обрели свои характерные черты, обусловленные исходной функцией, особенностями конструктивных решений и модульными размеры. История свидетельствует о следующем.

До эпохи применения железобетона зернохранилища строились преимущественно с использованием древесины, менее долговечного и пожароопасного материала. Проблему безопасного хранения зерна взялись решить инженер Чарльз Ф. Хаглин и крупный торговец зерном Фрэнк Пиви. Они создали опытный образец нового элеватора из железобетона. Полученный результат был революционным для своего времени. Эксперимент удался. Вследствие принятия новой идеи и технологии следующим элеватором, спроектированным и построенным Хаглином в 1908 году, стал элеватор Уошберн Кросби. Главной инновацией конструкции данного объекта стали пятнадцать цилиндрических элеваторов высотой тридцать метров, сблокированных между собой. Блокировка цилиндров стала наиболее узнаваемым объемным решением. На основе этих объектов были разработаны типовые проекты бетонных элеваторов, построенных в XX веке по всему миру.

Однако, в процессе эволюции на последнем этапе, связанном с использованием новых материалов – стальных конструкций для возведения зернохранилищ, которые позволяют лучше обеспечить качество зерновой продукции на более длительный срок, хозяйствующие субъекты стали отказываться от использования железобетонных элеваторов, построенных ранее. Капитальные бетонные элеваторы из-за их малой загруженности стали нерентабельны. Большинство из них перестали использоваться по своему прямому назначению, что привело к выводу этих объектов из оборота в цепочке хозяйственной деятельности. В основном же железобетонные элеваторы на текущий момент не используются, заброшены, подвержены частичному разрушению. Они психологически и визуально воспринимаются как «индустриальный хлам», от которого надо избавляться.

Однако, в современной мировой практике намечается новый период активизации процесса реновации не только в жилом строительстве, но и в индустриальном секторе. Перепрофилирование бывших промышленных объектов и интеграция их в городскую среду набирает большую популярность. И в этом контексте картина начинает меняться, оценка архитектурно-пространственного потенциала данных объектов приобретает интерес в ракурсе социально-культурных запросов общества [1]. Учитывая, что рассматриваемые объекты строились с использованием качественного железобетона и имеют высокую прочность, в мировой практике появились примеры модернизации элеваторов под новый функционал с этих позиций.

Можно рассмотреть несколько удачных примеров перепрофилирования элеваторов в зарубежной практике. Они отражают характерный типологический ряд новых объектов и характерные приемы художественной интеграции исходных черт формообразования для нового их восприятия в другом контексте архитектурной среды.

Приспособленный под музей портовый элеватор в Кейптауне – один из ярких примеров преобразования бетонного элеватора. Основным аргументом для реконструкции элеватора стало его выгодное местоположение, а также то, что здание играет важную роль в формировании визуального образа города (Рис. 1).

Рисунок01

Рисунок 1. Музей Zeitz MOCAA в ЮАР. Характерная пластика объема здания – сблокированные цилиндры.

Проект по модернизации музея Zeitz MOCAA разрабатывал архитектор Томас Хезервик [6]. Масштабный строительный объем здания элеватора эстетически оказался вполне соотносимым со зданием музейного формата деятельности с достаточно крупным пластическим решением проработки объема. Переосмысление исходного архитектурного решения индустриального объекта с каноническим приемом компоновки крупных цилиндрических емкостей для хранения зерна вполне удалось осуществить за счет интерпретации этих емкостей на художественной основе проработки пластики цилиндров путем их дизайнерского оформления. При этом в здании музея архитектору удалось создать уникальный интерьер, основой которого оказалась дизайнерская проработка цилиндров силосных башен [6]. Атриум, расположенный в центральной части, создан из бетонных силосных башен, срезанных под углом. В итоге форма помещения эллипсовидная (Рис. 2). В частично срезанных крайних башнях проходят шахты лифтов со стеклянными кабинами с панорамным обзором. В процессе модернизации объекта стенки корпусов толщиной всего 170 мм частично укрепили, и итоговая толщина выросла до 420 мм. Линию среза отполировали, чтобы подчеркнуть разницу между старой и обновленной фактурой. Венчает атриум плоский стеклянный потолок [3].

Рисунок02

Рисунок 2. Разрез здания музея Zeitz MOCAA в ЮАР. Эллипсовидная геометрия контуров срезов создает ощутимый дизайнерский эффект и является ценным по эстетическому воздействию решением.

Два других примера реновации элеваторов отражают приоритет их использования для объектов жилого назначения. Так, в Йоханнесбурге остро стоял вопрос нехватки мест в общежитиях для студентов. При этом, на территории студенческого городка находился старый пустующий элеватор, который было решено не сносить, а перестроить под новое общежитие. Данный ход был обусловлен высокой стоимостью сноса такого объекта и еще большей стоимостью при возведении нового здания. Разница в стоимости была колоссальная, реконструкция стоила в десять раз дешевле нового строительства.

Проект «Mill Junction» был разработан африканским архитектурным бюро Citiq. По итогам проектирования объем элеватора удалось модифицировать в здание высотой в 11 этажей и разместить в нем 375 одноместных комнат для студентов. Основной объем здания был надстроен на несколько этажей модулями из грузовых контейнеров (Рис. 3). При строительстве были применены экологичные и энергоэффективные технологии, что позволило снизить энергопотребление на 50% в сравнении с аналогичными по площади и назначению объектами [5]. Стоит еще добавить, что типологическое соответствие модернизированного объекта подчеркнуло не только его перемасштабирование с использованием более мелкого модульного ряда интегрированных в объем элементов, но и включение в его решение цветовой палитры с комбинированием нескольких цветов контрастной гаммы, что определило достаточно декоративный вид фасадов, сформировавших эмоционально оптимистичное впечатление от объема, заселенного молодежью.

Рисунок03

Рисунок 3. Общежитие «Mill Junction». Наличие надстройки из контейнеров, «перфорация» цилиндрических элементов элеватора оконными проемами, появившиеся балконы определили образ жилища.

Еще один пример архитектурной переработки здания элеватора под функции жилища представлен решением портового элеватора в Копенгагене. Его вертикальный объем всегда был неотъемлемой частью архитектурного облика города, и его утрата могла бы отрицательно сказаться на привычном восприятии контура застройки, который в определенной степени можно считать кодовым элементом города. В том числе и поэтому портовый элеватор в Копенгагене, являющийся неотъемлемой частью архитектурного облика города, был переоборудован в жилой комплекс The Silo. В жилом доме 39 квартир, также присутствуют и элементы городской структуры – ресторан и видовая площадка. Грубую бетонную оболочку элеватора прорезали высокими панорамными окнами, дополнили их балконами, а снаружи обшили фасадными панелями из оцинкованной стали, которые в корне изменили облик здания. Они же взяли на себя роль «климатического щита», который за счет своей рациональной аэродинамической формы защищает фасад от потоков ветра и одновременно утепляет его (Рис. 4).

Для архитекторов, проектирующих The Silo, важен был факт ревитализации индустриального наследия, позволяющего сохранить историю города, превращая в общественном сознании так называемый «промышленный мусор» в архитектурно ценные и социально важные объекты [4].

Рисунок04

Рисунок 4. Вид на жилой комплекс The Silo с воды. Решение облицовки фасада панелями из оцинкованной стали определило архитектурный облик здания.

Таким образом, выделив несколько примеров зарубежной практики реновации железобетонных элеваторов, можно отметить наличие нескольких социально значимых и психологически важных критериев перепрофилирования данных объектов:

- Сохранение идентичности сложившийся среды и духа места, определяющих культурный код города

- В этом контексте и в том числе – сохранение сложившегося силуэта города

- Художественно приемлемое и доказательное преобразование объемно-пространственных характеристик элеваторов, обладающих достаточно большим потенциалом для реализации архитектурных предложений

- Обеспечение реализации наиболее востребованных функций по разным направлениям использования этих объектов

При этом установлено, что здания элеваторов имеют устойчивый потенциал как для адаптации их в общественные здания, так и в жилые при приоритете последних. Весьма показательный зарубежный опыт по реновации железобетонных элеваторов, их адаптации и повторного использования данных сооружений позволяет перенять культуру и рациональные подходы, необходимые для внедрения их и в практику реновации элеваторов в нашей стране. Такой предпосылкой также является доказательство факта, что сооружения такого типа обладают значительным потенциалом благодаря своему расположению (нередко такие объекты находятся в центральных или густонаселенных районах) и имеют надежные конструкции, позволяющие воплощать достаточно смелые решения архитекторов, опирающиеся на обоснованные концепции.

При этом следует отметить, что изыскания по данной теме исследования весьма актуальны с позиции экологического аспекта и с точки зрения парадигмы устойчивой архитектуры. В том числе – и в рамках решения конкретной задачи утилизации железобетонных отходов от разрушения объектов, требующего высоких затрат. Поэтому современная архитектура предлагает переосмыслить отношение к сохранившимся объектам индустриальной архитектуры и обратить внимание на более экологичный вариант – грамотно и прагматично распорядится их объемами для повторного использования путем реновации и модернизации.

На сегодняшний день в России сотни заброшенных элеваторов, которые являются неотъемлемой частью окружающей застройки и важным элементом силуэта города. Часто такие здания были градоформирующими объектами и обладают подлинной исторической ценностью. Однако, достаточно широко в стране распространилась практика ликвидации этих объектов взрывными способами. Такие примеры известны в Воронеже, Ярославле и других городах. На этом фоне есть и положительные примеры. В частности, в Казани, Санкт-Петербурге и в Новороссийске. Возросла и активность исследовательских работ по данной теме [1-4].

Учитывая выявленные направления реновации элеваторов, интерес представляют научные изыскания по их адаптации для зданий общественного назначения, в частности для создания весьма востребованных общественных культурных центров на базе индустриальных объектов в постиндустриальную эпоху, что может стать стимулирующим прецедентом в смене общественной позиции в отношении к индустриальному прошлому, его значимости в истории страны и в парадигме устойчивой архитектуры при реализации потенциала индустриальных объектов.

Список литературы

  1. Трибельская Е.Г., Московцева А. М. Особенности реновации агропромышленных комплексов (на примере элеваторов) // Системные технологии. – 2019 – № 32. – С. 84 – 95.
  2. Бочкарева Н. А., Калошина Л. Л. Анализ современного опыта реставрации, реконструкции и приспособления зерновых элеваторов // Вестник БГТУ им. В. Г. Шухова. – 2022 – №7 – С. 78 – 89.
  1. Фролова Н. Атриум – зерно //ARCHI.RU – 2017. [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/world/75689/atrium-zerno (дата обращения: 15.06.2024)
  2. Фролова Н. Элеватор в стальных доспехах //ARCHI.RU – 2017. [Электронный ресурс] URL: https://archi.ru/world/75134/elevator-v-stalnykh-dospekhakh (дата обращения: 15.06.2024)
  3. Уильямс А. Shipping containers and silos house students at Mill Junction // New atlas – 2014. [Электронный ресурс] URL: https://newatlas.com/shipping-container-student-citiq/30805/ (дата обращения: 15.06.2024)
  1. ZEITZ Официальный сайт [Электронный ресурс] URL: https://zeitzmocaa.museum/about-us/ (дата обращения: 15.06.2024)
Автор: Петрова Лариса Владимировна