Визуальная реконструкция Бедйского монастыря в селе Агу-Бедия в Республике Абхазия

"Научный аспект №6-2024" - Строительство и арх.

УДК726.7

Комарова Светлана Евгеньевна – доцент кафедры Архитектурная реконструкция и реставрация архитектурного наследия Донского государственного технического университета.

Конышева Анастасия Николаевна – магистрант кафедры Архитектурная реставрация, реконструкция и история архитектуры Донского государственного технического университета.

Аннотация: В данной статье рассматривается анализ и подбор аналогов кавказских средневековых монастырей и монастырских построек Х-XIII веков. Целью этой работы стало воссоздание исторического облика Бедийского монастыря в селе Агу-Бедия республики Абхазия с помощью программы по 3Д моделированию. В то время на территории располагался «отреставрированный» Бедийский храм, епископский дворец с колокольней, трапезная, однозальная церковь и церковная ограда с хозяйственными постройками. Храм был выполнен в двух вариантах визуализации, т.к. в разных источниках его внешний облик на это время описывался по-разному. Например, облику храма Х века приписывали больше византийские черты, а в XIII веке, возможно в результате перестроек, он стал более схож с армянскими и грузинскими храмами периода Средневековья.

Ключевые слова: архитектура, храмовое зодчество, Северный Кавказ, Абхазия, Бедия, визуальная реконструкция.

Храмы и монастыри играли важную роль в экономике, политике и культуре Абхазии. Они были своеобразными феодальными владениями, получавшими помещения и подношения от царей [1].

Географически монастырь находится на предгорном плато в селе Агу-бедиа Очамирского района. Территория приграничная к соседнему государству Грузии. Две эти территории тесно связаны между собой культурно и этнически. Это проявляется и в культуре, и в фольклоре, и в быту, и в архитектуре.

Самой значимой постройкой на территории монастыря считается Бедйский храм, построенный в 999 году. В образе храма сочетаются черты византийского и местного зодчества.

Бедийский храм относится к уникальным памятникам абхазской архитектуры, в основе которой лежит византийский стиль храмов X века. Возведен он был в честь Влахернской иконы Божьей Матери.

Согласно записей археологов таких как Н.П. Северов, Ю.Н. Воронов стало известно, что на месте нынешнего Бедийского храма, еще в Х в. стояла небольшая однозальная церковь с выступающей пятигранной апсидой. При расчистке участка к северу от Бедийского храма была выявлена другая небольшая церковь, также более раннего периода. Ранее о ее существовании было ничего неизвестно. Оба этих храма датируются VI-VII вв. [2].

Несмотря на то, что бедийский храм строился по византийским аналогам в результате синкретизма с местной культурой, он несколько видоизменяется. Утрачивает византийскую выпуклую форму апсиды, в плане имеет точную прямоугольную форму, характерную для храмов Кавказа того периода, вытянутую по сторонам запад-восток. Храмы с таким планом выделены в отдельный тип – «вписанный крест».

Храм имел двенадцатигранный барабан, который поддерживали паруса – еще одна характерная черта «абхазской» школы. За счет них вес купола равномерно распределялся на два свободно стоящих столпа и на два столпа, связанные со стеной вемами. Храм имеет три портала с севера, запада и юга. С западной стороны храма можно увидеть развалины фундамента нартекса, тоже отличительной черты местного зодчества [3].

При создании модели храма в византийском стиле (рис.1), мне пришлось опираться на известные сохранившиеся чертежи П.П. Норева и описание Л.Г. Хрушковой, а также подбирать аналоги храмового зодчества Северного Кавказа с Х в. Из источников стало известно, что при разработке храма, строители опирались на пример Пицундского храма [4].

1 

Рисунок 1. Визуальная реконструкция Бедийского храма (Х века).

Для модели в грузинском стиле (рис.2) использовались чертежи А.М. Павлинова и подобраны следующие аналоги:

Собор Самтависи – постройка XI в. в Грузии. Здесь присутствуют вертикальные ниши, резной каменный крест, окно под крестом и резные ромбы ниже окна. В искусствоведении принято думать, что это первый случай, когда все упомянутые элементы собрались на одном фасаде. Иногда такая композиция называется Самтависский фасад. Схожесть видна и в плане. По внутреннему устройству есть сходство с Светицховели – кафедральный патриарший храм Грузинской православной церкви в честь двенадцати Апостолов, в городе Мцхета.

2

Рисунок 2. Визуальная реконструкция Бедийского храма (XIII).

Епископский дворец, в отличие от храма, никогда не реставрировался, и достаточно сложно было судить о его облике(рис.3). При моделировании был взят за аналог дворец в селе Лыхны, проект реставрации которого был представлен Л.Г. Хрушковой [5].

3

Рисунок 3. Визуальная реставрация Епископского дворца и колокольни Бедийского монастыря (XIII в.)

Сложнее было с колокольней, ведь это одна из пристроенных построек, повлиявшая на облик храма. Тогда подобные решения в сопряжении колокольни с другими сооружениями нашлись в монастырях Армении и Грузии. Например, хорошим аналогом для понимания ситуации послужила крепостная стена монастыря Алаверди, первой четверти XI века в Ахметском муниципалитете Кахетии, Грузия. Аналог для крепостных контрфорсов тоже был взят из этого монастыря.

При решении вопроса об этажности колокольни, было решено сделать ее композиционно выше дворца. Первый этаж послужил воротами, второй был наблюдательным пунктом, а третий – звонницей. Аналогом для колокольни стала Анчихатская колокольня, 1675 г. в Тбилиси. В разработку вошли несколько этажей со звонницей и куполом. Внешняя декоративная отделка была смоделирована более скромно, как колокольня при соборе Светицховели. Трапезную было проще представить. Общий объем и намек на двускатную крышу, создали нужный образ.

Таким образом мне удалось воссоздать облик Бедйиского монастыря и его построек в двух временных периодах средневековья – в Х и ХIII веках. Найденные и проанализированные аналоги на территории Грузии и Армении отлично передают характер зодчества тех веков и подходят по внешнему виду за счет тесного переплетения культур соседствующих государств.

Данная работа может быть связана с проблемами сохранения, реставрации и популяризации объектов культурного наследия Северного Кавказа. Материалы послужат удобным визуальным дополнением в научно-исследовательской, реставрационной, учебно-методической и экскурсионной работах.

Список литературы

  1. Анчабадзе, З. В. Из истории средневековой Абхазии (VI–XVII века) / З. В. Анчабадзе. — Сухум : Абхазское государственное издательство, 1959. — 109 с.
  2. Агумаа А.С. Археологические раскопки в Бедийском храме в 2011 году/Агумаа А.С., Бгажба О.Х., Сакания С.М. // Новейшие открытия в археологии Северного Кавказа: Исследования и интерпретации. XXVII Крупновские чтения. Материалы Международной научной конференции. - Махачкала: ИД «Мавраевъ». - 2012. - с.268.
  3. Ендольцева Е. Хронологические этапы строительства и украшения собора в с. Агу-Бедиа: возможные гипотезы // Четвертая Абхазская Международная археологическая конференция, посвященная памяти Л.Н. Соловьева.Кавказ и Абхазия в древности и средневековье: взаимодействие и приемственность культур. Тезисы докладов. - Сухум: АбИГИ , 2013. - С. 43-44.
  4. Хрушкова, Л. Г. Восточное Причерноморье в византийскую эпоху. История. Архитектура. Археология / Л. Г. Хрушкова. — Калининград ; Москва : РОС-ДОАФК, 2018. — С. 146–153.
  5. Хрушкова Л. Г. Лыхны: Средневековый дворцовый комплекс в Абхазии / Л. Г. Хрушкова. — Москва : Наука,1998. — С.112
Автор: Комарова Светлана Евгеньевна