Подростки с физическими отклонениями здоровья и подростки без физических отклонения здоровья их степень депрессивных состояний и склонность к разрушению жизненных ценностей

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК338.22.021.1

Шаховская Лариса Семёновна – доктор экономических наук, профессор, заведующая кафедрой Мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Климкова Ксения Олеговна – аспирантка кафедры Мировой экономики и экономической теории Волгоградского государственного технического университета

Аннотация: Данная работа посвящена исследованию депрессивного состояния детей подросткового возраста как в целом, так и во взаимосвязи с их физическими возможностями: дети с физическими отклонениями или без таковых.

Ключевые слова: депрессивное состояние, подростки, физические отклонения.

Начиная наши рассуждения по рассматриваемому вопросу, предлагаем рассмотреть понятие и структуру самооценки подростков, не имеющих каких-либо отклонений, а также особенности самооценки подростков-инвалидов для того, чтобы проследить корреляцию состояний и сделать выводы о возможном депрессивном состоянии, проследить влияние возможностей на формирование мировоззрения на собственную личность.

Более того, актуальность настоящего исследования заключается в том, что подростки, поскольку находятся в состоянии развития и формирования, гормональной перестройки, обладают повышенной тревожностью и, как правило, более склонны к депрессивному состоянию.

Общие особенности подросткового развития

Как уже было указано ранее – подростковый период отмечен бурным биологическим развитием (в частности – гормональным), что обусловливает его трудность как для самого подростка, так и для окружающих. Вслед за биологическим развитием происходит эмоциональное становление, интеллектуальное, происходит переход в формах деятельности: познание мира через игру отходит на «второй» план, и на его место приходит полноценное обучение и трудовая деятельность.

Отмечается, что именно в период пубертата (поскольку происходит смена приоритетов) есть высокая вероятность не просто «слома» старых жизненных принципов, но и уход в девиацию (чаще всего отрицательного типа). Одним из подобных форматов является подростковая преступность.

Уголовным кодексом установлено, что общее основание для привлечения к уголовной ответственности это достижение установленного законодательством возраста, а также наличие осознания того, что поступки могут повлечь неблагоприятные последствия (вменяемость),  и это осознание обусловлено именно эмоциональным и биологическим уровнем развития самого человека [1].

Для того, чтобы охарактеризовать преступления, совершаемые подростками, стоит обратиться к статистике, приведённой Солонниковой Н.В.,  проанализировавшей статистику подростковой преступности за последние 12 лет [2].

К сожалению, преступления, совершённые подростками (16-17 лет) обладают достаточно большим разнообразием и привести это в более обобщённом виде не представляется возможным. Однако, как уже нами было упомянуто ранее, в основном это преступления против собственности, соответственно, объективная сторона данных преступлений характеризуется действием, при этом объектом большинства преступлений выступает собственность других лиц, на которую совершается посягательство, а субъективная сторона выражена прямым умыслом, также она (Солонникова Н.В.) отмечает, что вторая позиция принадлежит преступлениям, связанным с наркотическими или психотропными веществами, а также преступлений против жизни и здоровья.

Таким образом, криминалистическая картина следующая:

«В 2008 году осуждено 73 333 подростка, в 2014 – 23 586, то в 2020 – 14 703. Из них мужчин в 2008 году – 67 440 (91 %), женщин – 5 895 (8 %); в 2014 – 22 034 (93 %) мужчин, 1 552 (7 %) женщин; в 2020 году мужчин – 13 564 (92,25 %), женщин – 1 139 (7,75 %).

Сохраняется тенденция совершения преступлений подростками мужского пола.

Из данной работы дополнительно следует, что подростки в возрасте 14-15 лет реже склонны к криминогенному поведению [2, с. 133].

Депрессивное состояние подростка: общие черты

Второй реакцией психики может послужить депрессивное состояние как нарушение нормальной работы психики. И в данном вопросе мы не можем обойти исследование Бабиянц К.А. и Шульжицкой М.И. [3, с. 32], которые провели анализ группы подростков на основании шкалы депрессивных состояний Ковач М.

Согласно данному исследованию, были получены следующие результаты:

  • степень депрессивного состояния не зависит от половой принадлежности подростка;
  • при этом у 23% наблюдался просто сниженный фон;
  • у 23% - пороговые значения с депрессивной симптоматикой;
  • 15% имели выраженное субдепрессивное состояние;
  • 15% попали в группу риска депрессивного заболевания.

Метод исследования

Методика шкалы депрессивных состояний Ковач М., в рамках которой исследуемые подростки (в том числе в возрасте 13-15 лет) были разделены на две группы.

В ходе анализа в группе здоровых и группе депрессивных подростков мы сопоставили выраженность проявлений симптомов по шкалам: негативное настроение, межличностные проблемы, неэффективность, ангедония, негативная самооценка. Выявилось, что у  группы депрессивных подростков более выражены симптомы по всем шкалам, чем в  группе здоровых. В  группе депрессивных подростков преобладает симптоматика по шкале ангедония и негативное настроение.

Распределение тревожности в группе здоровых подростков (подростков, с отрицательным показателем депрессивного состояния и  с легким снижением настроения по шкале Ковач М.) выражалось следующим образом: с нормальным показателем тревожности – 73 % подростков, с  повышенным уровнем тревожности – 18 %, с отсутствием тревожности – 9 %.

Распределение тревожности в  группе депрессивных подростков стало следующим: с нормальной тревожностью 43 % подростков, с  повышенной тревожностью  – 36  %, с  явно повышенной тревожностью – 21 %.

Таким образом, депрессивное состояние у подростков проявляется не только в сниженном эмоциональном фоне, но также и повышенной тревожностью. В дополнение к методике Ковач М. был использован Гиссенский опросник соматических жалоб, и на основании ответов, к дополнительным проявлениям депрессивного состояния можно отнести:

  • сдвоенные ответы;
  • помарки и тому подобное.

Все это подчеркивает повышенный уровень тревожности [3, с. 33].

Самооценка подростков с ограниченными возможностями

В рамках исследования настоящего вопроса нами были взяты из числа инвалидов – инвалиды-колясочники, как достаточно уязвимая группа людей. Законодательно предусмотрено три группы инвалидности, однако, не все они влияют на способность к обучению или трудовой деятельности, следовательно, не так сильно влияют на качество жизни. В отличие от человека (особенно подростка), прикованного к инвалидному креслу.

В первую очередь, особенности жизни такой категории людей заключаются в следующем [4, с. 350]: переживание подобного состояния является основным моментом, при этом нельзя исключать его травмирующее воздействие на психику и формирование личности. Переживание хронического заболевания является постоянным психотравмирующим фактором. Переживание состояние болезни приводит к формированию внутренней модели болезни – психологическому феномену, отражающему не только отношение к состоянию болезни, но и оказывающего значимое воздействие на компоненты реабилитационного потенциала несовершеннолетнего инвалида. Набор причин как соматического, так и психологического характера нередко приводит и к депрессивным состояниям, которым подвержены подростки от 13 до 19 лет [5, с. 24], даже если они не обладают какими-либо нарушениями, при этом исследований (стоит отметить) на тему депрессии, сделано немало, однако, они не разграничиваются по такой градации, объединяя подростков в одну группу, и мы вправе сделать вывод, что предметом исследования были не только дети без каких-либо ограничений, поскольку подростковая депрессия, тем не менее обладает общей клинической картиной, вне зависимости от внешних биологических факторов.

Тем не менее, мы не можем обойти стороной работу о суицидальном риске среди детей с сенсорными нарушениями[6], поскольку в данный спектр включаются не только дети с нарушениями слуха и зрения, но к сенсорным нарушениям относится и вестибулярная дисфункция в том числе).

Метод исследования: клинико-психопатологический, психологический (использовались шкала депрессии для детей Марии Ковак CDI (Children`s Depression Inventory M. Kovacs [24, 25]), опросник выявления суицидального риска для подростков с сенсорными нарушениями, сопровождающимися расстройствами психологического развития. Для сопоставления двух групп по количественным признакам использовался непараметрический U критерий Манна-Уитни.

Депрессивные реакции у подростков с сенсорными нарушениями определялись в рамках нарушений адаптации (F43.2) как кратковременная или пролонгированная депрессивная реакция, аффективных расстройств (F33) как депрессивный эпизод легкой (1,7% слабовидящих) и средней степени (0,5% слабослышащих), дистимического варианта донозологических нарушений, чаще как второй диагноз, например, на фоне расстройства психологического развития. Причинами, приводящими к развитию депрессивных реакций у подростков с сенсорными нарушениями, обычно являлась внешние психотравмирующие ситуации, изменение социальной ситуации.

Для 17% детей было характерно длительное субдепрессивное состояние – аффективная лабильность, преходящее снижение настроения, снижение работоспособности и мотивации основной деятельности, пессимистическая оценка происходящего. У детей и подростков изучаемой группы можно выделить следующие особенности развития и воспитания, препятствующие адекватному телесному восприятию себя:

  • нарушения восприятия (зрительного, слухового, пространственно-образного) как проявления сенсорного дефекта, недостаток тактильных проявлений любви значимыми близкими (патологические типы воспитания в 69,6% случаев, материнская депривация, дети-сироты, воспитание в условиях школы-интерната);
  • отсутствие адекватных моделей поведения, демонстрирующих образцы самопринятия, заботы о себе, поддержания определённого уровня безопасности.

Для изучения уровня депрессии и выявления возможных доклинических её проявлений была использована шкала депрессии для детей М. Ковак.

Согласно исследованию, было отмечено, что именно у девочек было отмечено повышение шкалы депрессии наряду с ангедонией и негативной самооценкой, хотя разница небольшая, поэтому и мальчики, и девочки имеют одинаковый риск развития депрессии по сравнению со здоровыми сверстниками.

Отдельного пункта рассмотрения заслуживают подростки с диагнозом – детский церебральный паралич. Данное состояние обусловлено широким спектром нарушений, что и ставит подобный вопрос на обсуждение. По результатам исследований различных ученых (например, Мамайчук И.И., Пятаковой Г.В. и др.) было обнаружено, что подростки, страдающие ДЦП имеют свои особенности личности, такие как нестабильность нервно-психологических процессов, повышенный уровень реактивной и личностной тревожности, неустойчивость к фрустрации, и это связано в первую очередь с недугом.

Отмечается, что в связи с состоянием, подростки с ДЦП отличаются не депрессией, а тревожностью, которая в первую очередь является реактивной, но имеет шансы перерасти с личностную [7, с. 68].

Список литературы

  1. "Комментарий к уголовному кодексу Российской Федерации" (издание третье, измененное и дополненное) (под ред. Ю.И. Скуратова, В.М. Лебедева) (Издательская группа ИНФРА-М-НОРМА, 2000).
  2. Солонникова Н.В. Особенности криминалистической характеристики преступлений, совершаемых несовершеннолетними // Философия права. 2021. № 2 (97). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kriminalisticheskoy-harakteristiki-prestupleniy-sovershaemyh-nesovershennoletnimi (дата обращения: 10.07.2022).
  3. Бабиянц К.А., Шульжицкая М.А. Особенности проявления депрессивных состояний в подростковом возрасте  // Северо-Кавказский психологический вестник.  – 2017.  – № 15/2.
  4. Туран Н.К. Особенности самооценки подростков с ограниченными возможноостями с разными уровнем соматического дизонтогенеза // АНИ: педагогика и психология. 2017. № 3 (20). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-samootsenki-podrostkov-s-ogranichennymi-vozmozhnoostyami-s-raznymi-urovnem-somaticheskogo-dizontogeneza (дата обращения: 10.07.2022).
  5. Адаханбекова Е.Э., Молчанов С.Н. ДЕПРЕССИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРОСТЕ // DIZWW. 2021. №19-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/depressi-v-podrostkovom-vozroste (дата обращения: 10.07.2022).
  6. Карауш И.С., Куприянова И.Е., Дроздовский Ю.В., Усов Г.М. Дети и подростки с сенсорными нарушениями: проблемы депрессии и суицидального риска // Суицидология. 2017. № 2 (27). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/deti-i-podrostki-s-sensornymi-narusheniyami-problemy-depressii-i-suitsidalnogo-riska (дата обращения: 10.07.2022).
  7. Елькина Н.П., Гиро М.В. Особенности личностного развития подростков с ДЦП // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Наука и социум». 2019. № XII. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-lichnostnogo-razvitiya-podrostkov-s-dtsp (дата обращения: 10.07.2022).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Шаховская Лариса Семёновна