Особенности копинг-стратегий преподавателей высших учебных заведений

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.9

Зайцева Екатерина Евгеньевна – студент Государственного университета просвещения.

Аннотация. Статья посвящена особенностям совладающего поведения и психологическим особенностям личности преподавателей высших учебных заведений. В эмпирическом исследовании, проведенном нами с применением гугл-форм, приняло участие 62 преподавателя с разным стажем работы. По итогам диагностики были выявлены копинг-стратегии поведения преподавателей, используемых в ходе педагогической деятельности.

Ключевые слова: копинг-стратегия, высшее учебное заведение, преподаватель.

Копинг-страгегии являются важными составляющими в работе преподавателей высший учебных заведений, охватывают множество стратегий, механизмов, ресурсов, которые преподаватели используют при управлении своим эмоциональным состоянием и поведением в стрессовых ситуациях.

В научных работах Дж. Амирхан [4] разделил базовые стратегии на две группы, в которые входили адаптивные и неадаптивные стратегии. К адаптивным он отнес - решение проблем и поиск социальной поддержки, а к неадаптивным - избегание проблем. Стоит отметить, что педагогическая деятельность относится к стрессовым профессиям, поэтому выбор адаптивных моделей поведения приведет к эффективному выстраиванию коммуникаций между педагогом и обучающимся.

В своих публикациях И.И. Ветрова [1] относит совладающее поведение к саморегуляции и разделяет на когнитивные и эмоциональные стратегии. По ее мнению, благодаря механизму саморегуляции происходит поиск социальной поддержки, переосмысление стрессовой ситуации и решение трудностей на разных этапах профессиональной деятельности.

В диагностике Н.Е. Водопьяновой [2] «Преодоления трудных жизненных ситуаций» представлено три группы, состоящих из двадцати шкал. Первая ориентирована на снижение стресса в трудных жизненных ситуациях, другими словами «позитивные стратегии». К ней относят стратегии: снижение стресса, самоодобрение, самооправдание, отвлечение, замещение, самоутверждение, психомышечная релоксация, контроль над ситуацией, самоконтроль позитивная самомотивация. Вторая группа характеризуется преодолением стресса, то есть «негативной стратегией» и представлена, как бегство от стрессовой ситуации, социальная замкнутость, «заезженная пластинка», беспомощность, жалость к себе, самообвинение. Третья группа нейтральная, основывается на поиске социальной поддержки, антиципирующем избегании, агрессии и приеме лекарств. Данные шкалы невозможно отнести ни к позитивным стратегиями, ни к негативным.

При использовании копинг-стратегий важно учитывать психологические характеристики преподавателей высших учебных заведений, так как взаимодействие с разными возрастными категориями, начиная от студентов первого курса, которые проходят стадии адаптации и заканчивая коллегами по работе с разным стажем работы, оставляют след на психологическом здоровье преподавателя. Так в своих работах Д.С. Лыков [1] отмечал, что важными психологическими особенностями являются коммуникативность, терпение и гибкость. Важно отметить, что именно терпение и гибкость позволит преподавателю эффективно выстроить свою модель и стиль преподавания.

В научных трудах Э.П. Ильин [3] подчеркивал, что за время работы в высших учебных заведениях у преподавателя наблюдается трансформация в эмоциональной составляющей, а также наблюдаются изменения в самооценке и эмпатии.

Важной психологической особенностью преподавателей по мнению Е.М. Пановой выступает сформированный уровень эмпатии. Лишь высокий уровень эмпатии позволяет определять эмоциональное состояние студента и адаптировать свой стиль обучения так, чтобы повысить эффективность образовательного процесса.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что для успешной и эффективной работы преподаватель должен обладать такими личностными качествами как: самооценка, высокий уровень эмпатии, коммуникабельность, развитое терпение, эмоциональная стабильность.

Материалы и методы исследования. Нами было проведено эмпирическое исследование, в котором приняло участие 62 преподавателя с разным стажем работы. При описании результатов респонденты были поделены на пять групп: в первую группу вошли 7 преподавателей со стажем работы до пяти лет, во вторую группу 17 преподавателей со стажем работы от 6 до 12 лет, в третью группу 13 преподавателей со стажем работы от 13 до 19 лет, в четвертую группу 14 преподавателей со стажем работы от 20 до 25 лет, и в пятой группе 11 преподавателей от 26 до 27 лет.

В целях определения особенностей копинг-стратегий мы использовали диагностику, которая предназначена для определения стилей поведения при стрессовых ситуациях: тест «Преодоления трудных жизненных ситуаций» (ПТЖС). Опросник SVF120 (автор Водопьянова Н.Е.). 

Полученные результаты и их обсуждение. Для описания полученных данных мы взяли показатели только по высокому уровню, представленных в таблице 1.

Таблица 1. Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций у преподавателей ВШ с разным стажем работы (данные приведены в %)

 

До 5 лет

От 6 до 12 лет

От 13 до 19 лет

От 20 до 25 лет

От 26 до 27 лет

Снижение значения стрессовой ситуации

72

88

84

35

64

Самоодобрение

58

52

76

72

64

Самооправдание

86

88

60

42

73

Отвлечение

100

76

84

72

82

Замещение

86

70

76

36

40

Самоутверждение

72

88

84

35

64

Психомышечная релаксация

58

52

76

72

64

Контроль над ситуацией

86

88

60

42

73

Самоконтроль/ Самообладание

100

76

84

72

82

Позитивная самомотивация

86

70

76

36

40

Поиск социальной поддержки

86

64

68

79

46

Антиципирующее избегание

58

94

60

79

64

Бегство от стрессовой ситуации

14

40

32

33

36

Социальная замкнутость

14

40

68

51

18

«Заезженная пластинка»

86

70

64

79

55

Беспомощность

72

44

0

51

27

Жалость к себе

14

40

0

36

9

Самообвинение

14

70

16

14

27

Агрессия

72

46

32

35

18

Преподаватели высших учебных заведений со стажем работы до 5 лет чаще всего придерживаются следующих стратегий: снижение значения стрессовой ситуации, самооправдание, отвлечение, замещение, самоутверждение, контроль над ситуацией, самоконтроль, позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки, «заезженная пластинка», беспомощность и агрессия. Такие стратегии, как бегство от стрессовой ситуации, социальная замкнутость, жалость к себе, самообвинение не используют вовсе. Из этого следует, что преподаватели из данной группы чаще используют позитивные стратегии для преодоления стрессовой ситуации.

Преподаватели со стажем работы от 6 до 12 лет применяют такие стратегии, как снижение значения стрессовой ситуации, самоодобрение, отвлечение, замещение, самоутверждение, контроль над ситуацией, самоконтроль, позитивная самомотивация, антиципирующее избегание, «заезженная пластинка», самообвинение. Стратегии бегство от стрессовой ситуации, социальная замкнутость беспомощность, жалость к себе и агрессия для преодоления стрессовой ситуации, как правило, не используют. Из этого следует, что преподаватели из данной группы используют, как и позитивные, так и отрицательные стратегии.

Преподаватели со стажем работы от 13 до 19 лет при преодолении стрессовых ситуаций в основном применяют позитивные стратегии. Исключением являются беспомощность, жалость к себе, самообвинение и агрессия. Негативные стратегии преподаватели из данной группы не применяют, кроме как социальная замкнутость и «заезженная пластинка». Можно сделать вывод, что данным преподавателям в ситуации стресса прибегают к стратегии уединения.

Преподаватели со стажем работы от 20 до 25 лет применяют стратегии: самоодобрения, отвлечение, психомышечная релоксация, самоконтроль, поиск социальной поддержки, антиципируещее избегание, «заезженная пластинка». Из этого следует, что преподаватели из этой группы не применяют, как и позитивные, так и отрицательные стратегии, что может говорить о внутренней усталость в профессиональной деятельности педагога и применение с его стороны импровизационного поведения в стрессовых ситуациях.

Преподаватели со стажем работы от 26 до 27 лет применяют все «позитивные стратегии» за исключением: замещение, позитивная самомотивация, поиск социальной поддержки. «Негативные стратегии» не применяют вовсе, что говорит об профессионально-поставленной личности. Антиципируещее избегание, которое характеризуется умением продумывать действия с последующих ситуаций также часто применяется.

Заключение. Таким образом, можно сделать вывод, что преподаватели с более высоким стажем работы все чаще применяют «позитивные стратегии», что лишь на экваторе своей профессиональной деятельности приходят к импровизации своего поведения, для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Список литературы

  1. Ветрова И.И. Соотношение контроля поведения и стратегий совладания развивающейся личности // Психологические исследования. Вып. 1 / Под ред. А. Л. Журавлева, Е. А. Сергиенко. М.: Изд-во ИП РАН, 2006. –63–76.
  2. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса / Н.Е Водопьянова/ М. - СПб., 2009. – 336 с.
  3. Ильин Е.П. Дифференциальная психология профессиональной деятельности / Е.П. Ильин //. – СПб: Питер. – 2008.
  4. Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. – СПб: Питер. – 2004.
  5. Лыкова Н.М. Теории стресса и копинга [Текст]: учебнометодическое пособие / Н.М. Лыкова. – М.: МАИ:МОСУ, 2019. – 14 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Зайцева Екатерина Евгеньевна