Образ тела в сознании студенческой молодежи

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 37.013.46

Кисляков Владислав Викторович – студент факультета Общественного здоровья Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Емец Екатерина Дмитриевна – студентка факультета Общественного здоровья Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Сафаров Сирач Шамаддин оглы – студент факультета Общественного здоровья Тихоокеанского государственного медицинского университета.

Аннотация: Цель исследования заключается в изучении теоретических аспектов отношения к телу у студентов, с учетом различных психологических подходов к понятию "тело". Исследование рассматривает, как различные направления психологии трактуют тело и его влияние на психическое состояние, а также анализирует понятие "образ тела" в сознании студентов. Внимание уделяется различиям в восприятии тела среди студентов разного пола, возраста и направлений обучения, а также их удовлетворенности своим телом и влиянию внешних факторов. Исследование подчеркивает важность саморегуляции и умения владеть своим телом для гармоничного формирования личности и психического благополучия студентов.

Ключевые слова: образ тела, психология, студенты, восприятие тела, удовлетворенность телом, телесное самосознание, телесный опыт, телесность, саморегуляция.

В психологии существует ряд понятий, тесно связанных с телесным опытом и влиянием тела на психическое состояние. Подходы к самому понятию «тело» сильно отличаются в зависимости от различных психологических направлений:

  • С точки зрения психоаналитического подхода, тело играет ключевую роль посредника в выражении бессознательных стремлений и конфликтов, а физические симптомы могут быть интерпретированы как проявление психических проблем.
  • В рамках поведенческой психологии тело рассматривается как объект изучения поведения. Акцент делается на внешних наблюдаемых реакциях, а не внутренних процессах. Тело воспринимается как система реакций на стимулы окружающей среды.
  • В когнитивной психологии тело рассматривается как часть обширной системы восприятия и обработки информации. Процессы восприятия связаны с тем, как человек взаимодействует с окружающим миром через свое тело. Представления о себе и своем теле могут влиять на когнитивные функции, такие как внимание, память и способы решения проблем.
  • С точки зрения гуманистического подхода, тело рассматривается в контексте самовыражения и самопознания личности. Аспекты, такие как телесное самосознание и восприятие своего тела, играют важную роль в самопостижении личности и ее стремлении к самореализации.

Образ тела в сознании человека – это психологическое представление или восприятие собственного тела, которое формируется в мозге на основе сенсорной информации, внутренних ощущений и визуальных восприятий. Этот образ включает в себя не только физические характеристики тела, такие как его форма и размеры, но также ощущения движения, положения в пространстве и внутренние ощущения, такие как голод, усталость или боль.

Образ тела влияет на самосознание, чувство собственной личности и восприятие самого себя в социуме. В психологической науке это понятие порой связывают с такими терминами, как «телесная карта» и «телесное самосознание». Важную роль в формировании поведения человека, его взаимодействия с окружающим миром и в общем психическом благополучии играет способность ощущать и осознавать свое тело [4].

Образ тела и “телесное я”: немного истории

В 1950-е годы антропологом Реймондом Бердом в контексте коммуникации и психологии был введен термин «язык тела», который он использовал для описания невербальных способов общения, таких как жесты, мимика, позы и другие элементы телесного поведения, которые могут передавать эмоциональные и психологические состояния [4].

Фактор исследования - изучение "телесного я":

  • Исследователи различных психологических направлений сделали предметом для своего изучения «Телесное Я». Так З. Фрейд, Барнесс Э. Мур и Бернард Д. Файн, рассматривали «Я» в первую очередь как выражение «телесного Я»; Е.Т. Соколова, Г.Е. Рупчев были сторонниками телесно-структурного направления, в основе которого лежит разграничение понятий «телесное Я», «концепция тела», «восприятие тела» и «телесный опыт».
  • В рамках телесно-рационального подхода, представленного А.Ш. Тхостовым, Д.М. Реутом, Ю.А. Сорокиным, Е.С. Никитиной, И.В. Журавлевым, выделяется сфера телесности, рассматриваемая как проблема устройства человеческого сознания. В контексте исследований, посвященных телесному сознанию и телесному бессознательному, такими авторами как Д. Зиглер, Лари А. Хьелл, К. Юнг, подчеркивается, что именно в области Эго-сознания располагается образ «телесного Я» и способность управлять им. При этом в области бессознательного находятся телесная организация и аффективные переживания.
  • Исследованиями в области «Я-концепции» занимались М.В. Корепанова, В.А. Петровский, И.С. Кон, Р. Бернс, В.С. Агапов. Они рассматривали образ «телесного Я» в качестве её ведущей составляющей [9].
  • В 1935 году П. Шилдер впервые ввел термин «образ тела». Но до этого в 1886 году врачом Морселли было описано искажение образа тела, или дисморфофобия, которая сегодня определяется как синдром, включающий в себя озабоченность дефектом внешности и состояние эмоционального напряжения, нарушения в социальной, профессиональной и других сферах жизни, связанные с дисморфофобией [14].

Понятие «образ тела» П. Шилдер (1985) определяет, как визуальное представление собственного тела, которое формирует человек в своем сознании. Автор также предлагает рассматривать этот термин как то, что находится в состоянии постоянного развития или изменения. То, каким способом соединены части тела человека, как осознаются телесные ощущения, например, дыхание, собственная мышечная деятельность – это лишь пара примеров того, как могут влиять на осознание и развитие «образа тела» кинестетические ощущения. То есть, даже малейшее движение способно вызвать изменения, так как оно само по себе сменяет одни физические ощущения в теле на другие. Образ себя, который имеет человек, влияет на него и изменяется под влиянием восприятий, переживаний и действий [12].

П. Шилдер (2002) считает, что позиционная модель тела одного человека связана с позиционными моделями тела других людей, которые, в свою очередь, связаны между собой. В восприятии образов тела окружающих тесно сплетаются переживание образа собственного тела и собственный опыт, и опыт и переживание тела окружающих [14].

В работах Р. Шонца (1985) термин «образ тела» частично совпадает по смыслу с понятием «внутренняя картина здоровья». Образ тела представляет собой многоуровневую структуру, включающую в себя схему тела, концепцию тела, представление о теле и «Я»-телесное. Понятие «концепции тела» Р. Шонц рассматривает в качестве общепринятых формальных знаний о теле, как о биологическом объекте. Функции все частей тела и принципы их взаимодействия исследованы человеком, обозначены соответствующими понятиями и соотнесены с патологией и нормой. Такой рациональный подход к пониманию тела дает возможность человеку распознавать и бороться с болезнями и поддерживать тело в здоровом функционирующем состоянии [12].

В ходе развития различных научных и философских течений сформировалась понятие «телесность». В контексте философии и психологии, идеи о телесности активно разрабатывались феноменологами, такими как Маурис Мерло-Понти, который в своей работе «Феноменология восприятия» подчеркивал важность телесного опыта и его влияние на восприятие мира. Также, в рамках психоанализа, З. Фрейд и его последователи внесли вклад в понимание телесности, рассматривая влияние бессознательного и психосексуального развития на формирование личности [12].

Понятия «тело» и «телесность» следует разграничивать, поскольку первое из них чаще всего ассоциируется с определенным стабильным анатомо-физиологическим объектом, а «телесность», в свою очередь – это осуществляющийся в социуме результат социокультурного развития и бытия человека, характеризующийся двигательной активностью и проявляющийся в виде психосоматических и психофизиологических реакциях [13].

В изучении телесного фактора в психологии С.Г. Колесовым, в своем диссертационном исследовании, выделено ряд аспектов.

  • Первый аспект представляет телесный фактор как формирование определенной умственной картины (то, что мы понимаем, представляем, думаем, о своем теле).
  • Второй подход рассматривает «образ тела» как модель, создаваемую на основе телесных ощущений (П. Федерн).
  • Наконец, третий подход рассматривает телесность как сложное единство представлений, оценок и установок, связанных с функциями тела и внешностью (Р. Шонц). Этот подход является наиболее распространенным в изучении телесного фактора в индивидуальности [10].

В своей монографии «Психология телесности» А.Ш. Тхостов рассматривает патологию телесности и «нормальную» телесность и говорит о психосоматическом единстве человека. С точки зрения психофизиологического подхода тело должно осознаваться лишь на уровне своих границ, разделяющих субъекта и мир, и должно быть целиком подвластно субъекту. В физиологически здоровом состоянии тело как бы «прозрачно» и не осознается субъектом, а при соматическом заболевании оно сразу же становится собственным объектом сознания. Это же происходит и при столкновении с границами своих возможностей, таких как разучивание новых движений или неспособность осуществить действия [14]. Подобный взгляд на телесность раскрывает суть такого компонента «образа тела» как Я-физического.

Образ тела, подвергается изменениям в процессе социализации и онтогенетического развития, и таким образом, понимается как динамическая структура. Его нарушения могут определяться как проблемы с телесной и двигательной сферой и как когнитивные и перцептивные искажения. Это означает, что физическое и психическое между собой нераздельно связаны. Образ собственного тела, то есть его границы, размеры, контуры, а также средства деятельности, привычные предметы (например, протез), одежду отражает в сознании человека схема тела, которая также является пластичным представлением, которое непрерывно формируется и изменяется в течение жизни человека.

Также в исследовании, проведенном Кадыровым Р. В. и Корнейчуком П. А. было выявлено влияние телесной идентичности на психосексуальную сферу молодых людей, особенно у женщин, где выявляется неудовлетворённость телесностью, вызванная ориентацией на культурные стереотипы и недостатком принятия собственного тела. Важно учитывать эти аспекты при изучении образа тела у студентов различных полов, возрастов и направлений обучения, чтобы более глубоко понять их психологическое состояние и удовлетворённость собой. [6]

Необходимо отметить, что и в настоящее время отсутствует единый целостный подход к пониманию и исследованию феноменов тела и телесности, поэтому до сих пор они остаются важными объектами исследования в психологии. Некоторые исследователи, говорят о невозможности эмпирического познания этих категорий, другие же настаивают на том, что телесность и образ тела относятся к психологическим феноменам и хорошо поддаются эмпирическому исследованию.

Рассматривая термин «образ тела», мы определяем его как «картину нашего собственного тела, которую мы создаем в голове, т.е. то, каким образом тело представлено нам» [7]. Указанное определение нам кажется довольно точным, именно на него мы будем опираться в своей работе.

При рассмотрении вопросов, связанных с представлением о собственном теле, также важно учитывать разнообразные факторы, влияющие на это представление. Среди таких факторов можно выделить: удовлетворенность телом, его внешним видом, точность представлений о размерах собственного тела, беспокойство по поводу внешности, ориентацию на внешность, телесную самооценку, телесную дисфорию, телесную дисморфию, телесную схему, восприятие собственного тела, искажение образа тела, нарушения образа тела и расстройства образа тела [16].

И в отечественной и зарубежной научной литературе проведено множество исследований отношений к образу тела у студентов различного пола, возраста, направлений обучения.

Так, Н.А. Прозорова, А.А. Прозоров в своем исследовании делают вывод о том, что при получении удовлетворения от своего тела, студенты одновременно не оценивают высоко положительное воздействие внешности на качество жизни. Это позволяет сделать вывод о том, что в определенных ситуациях студенты не фокусируют внимание на том, как их внешность воспринимается окружающими. Тем не менее, внешний вид остается важным аспектом для них, и он оказывает влияние на их повседневную жизнь [11].

Е.В. Капитанова (2017) в своем диссертационном исследовании обнаружила, что чем выше уровень удовлетворенности своим внешним видом у студентов, тем выше самооценка. Представления студентов о том, как их оценивают друзья, также напрямую связаны с их удовлетворенностью внешним обликом, хотя наиболее выраженная связь наблюдается между восприятием оценок своего внешнего вида со стороны родителей и уровнем беспокойства по поводу своего внешнего вида [8].

В исследовании А.Н. Хруповой было установлено, что для студенток важны социальные и анатомические параметры, позволяющие сравнивать им себя с окружающими и обращать на себя их внимание. Высокий процент девушек свою приближенность к идеалу высоко оценивают и поэтому стремятся изменять своё тело для того, чтобы приблизить «Я»-телесное к идеалу [15]. К сожалению, подобных исследований юношей в научной литературе нам обнаружить не удалось

А.С. Абдуллаева и З.Г. Гасанова (2023) по результатам исследования определили, что неудовлетворенность собственным телом у студентов младших курсов довольно выражена, они так же проявляют склонность к нарушению здорового поведения, такого как нарушение питания [1]. Исследований данного аспекта в отношении студентов старших курсов в научной литературе мы не нашли.

А.Э. Цымбалюк (2006) считает, что в студенческом возрасте увеличивается объем знаний о собственной внешности, образ тела уточняется и становится более детализированным, в описаниях появляются динамические характеристики (мимика, движения, походка). Образ тела у девушек более детализирован, чем у юношей: объем знаний о собственном теле у девушек выше, чем у юношей – они описывают собственную внешность, используя большее количество категорий (в частности, при описании телосложения). Наиболее высокий процент неудовлетворенных своей внешностью наблюдался среди студенток 1-го курса, а наименьшее количество таких людей было обнаружено на 5-м курсе. Автор предполагает, что физическая привлекательность для студенческого возраста является значимой, так как от этого может зависеть способность вступить в союз с лицом противоположного пола [16].

Е.В. Дайбова (2010) по результатам своего исследования отношения к телу студентов первого курса делает заключение о наличии нарциссических тенденций в отношении к своей телесности. Наличие определенной центрированности на внешности, с точки зрения автора, позволяет говорить о существовании дезадаптивного поведения. Автор обращает внимание на то, что чем больше человек ориентирован на свою внешность, вне зависимости от позитивной или негативной ее оценки, тем охотнее он прибегнул бы, при возможности, к услугам эстетической хирургии [4].

Саморегуляция и умение владеть своим телом являются важными факторами для здорового и гармоничного формирования личности, что в повседневной жизни отражается в ощущении своего собственного тела, в походке, осанке и других параметрах тела.

Негативные психическим последствия, такие как депрессия, стресс, с точки зрения Д.Н. Исаевой, обусловлено возникновением тревожности, основанной на неудовлетворенности внешним обликом и собственным телом. Защитные механизмы, призванные сохранить целостность своего «Я», искажают образ «Я», но сохраняют положительное отношение к себе [5].

Р. Бернс (2011) отмечал влияние на отношение к своему телу внешней оценки сверстников. Он утверждал, что девушки и юноши сравнивая свое собственное физическое развитие с развитием сверстников особенно чувствительны к своему телу и внешности. В юношеском возрасте имеет важное значение то, насколько тело соответствует стереотипному образу феминности и маскулинности, при этом чаще всего нереалистичен и завышен именно юношеский эталон красоты [3].

Так же существуют исследования, свидетельствующие о том, что студенты, имеющие отношение к творческим специальностям, чаще выражали свое неудовлетворение телом, поскольку в большей степени склонны рассматривать его как свою внешнюю презентацию, средство коммуникации и источник информации для окружающих, чем студенты – будущие менеджеры. При этом, различия проявляются и в выборе ориентиров – в качестве эталонной телесности выбираются образы людей, занятых публичной сценической деятельностью (актрисы, танцовщики, концертмейстеры и т.п.), во втором случае студенты выстраивают телесную самооценку опираясь на образы ближнего окружения (друзей, однокурсников, знакомых или т.п.) и в меньшей степени ориентируясь на эталонные идеальные образы [2]. Возможно, такое распределение связано с тем, что творчество в целом ориентировано на публику, и самопрезентация в этой сфере играет не последнюю роль, соответственно в качестве эталона используются те образы, которые у других уже доказали свою успешность на публике. Условным менеджерам же важна самопрезентация в кругу референтных лиц, который и составляет ближайшее окружение.

У большей части студентов культура телесности осознается, в первую очередь, как работа над физическим телом с индивидуальной целевой задачей для каждого. Воспринимается только объектное тело, не связанное с внутренним миром человека. Это актуализирует проблему формирования культуры телесности не только в плоскости физического совершенствования тела, но и отношения к телу, как к социально важному феномену в сознании современной молодежи, а также ответственность образовательных структур в формировании этой культуры [11].

Анализируя вышесказанное, обращает на себя внимание разноплановость исследований в сфере отношения к телу у студентов. Одни авторы исследуют определенный курс обучения, другие – пол, третьи акцентируют внимание на конкретном факультете или концентрируются на отдельных аспектах отношения к телу в студенческом возрасте, в связи с чем составить полную картину довольно затруднительно.

В заключение необходимо отметить, что в психологии существует множество исследований, тесно связанных с телесным опытом и влиянием тела на психическое состояние, при этом наблюдается недостаток единства и отсутствие системности в использовании терминологии при описании различных аспектов телесного опыта. Поскольку сходные термины могут использовать разнообразные теоретические концепции и в них могут быть зашифрованы разные эмпирические данные, эта проблема заслуживает большего внимания. Также необходимо отметить, что множество исследований отношения к телу у студентов создают довольно пеструю картину, порой, с противоположными результатами, что так же требует некоторой систематизации.

Список литературы

  1. Абдуллаева А.С., Гасанова З.Г. Оценка образа собственного тела у студенческой молодежи // Психология. Историко-критические обзоры и современные исследования. Т. 12 № 3A-4А. 2023. С. 239-245.
  2. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. СПб.: Питер, 2001. 272 с.
  3. Василенко Т.Д. Жизненный путь личности: время и смысл человеческого бытия в норме и при соматической патологии. Курск: КГМУ, 2011. 426 с.
  4. Дайбова Е.В. Отношение к собственному телу у студентов первого курса вуза // Психологический вестник Уральского государственного университета. Вып. 9. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2010. С. 270-276.
  5. Исаев Д.Н., Каган В.Е. Половое воспитание детей. М.: Медицина, 1988. 160 с.
  6. Кадыров Р.В., Корнейчук П.А. Телесная идентичность в контексте установок к сексу у современных молодых мужчин и женщин с различной родительской семейной системой //Интернет-журнал «Мир науки», 2018 №6.
  7. Каминская Н.А., Айламазян А.М. Исследования образа физического «Я» в различных психологических школах // Национальный психологический журнал. 2015. №3 (19). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovaniya-obraza-fizicheskogo-ya-v-razlichnyh-psihologicheskih-shkolah (дата обращения: 28.11.2023).
  8. Капитанова Е.В. Социально-психологические факторы удовлетворенности студентов своим внешним обликом: автореферат дис. ... канд. психол. наук : 19.00.05. / Капитанова Елена Валерьевна; ЮФУ. Ростов-на-Дону. 2017. 24 с.
  9. Лаврова О.В. Концепция телесности в интегративной психотерапии // Журнал практического психолога. 2006. №1 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://econf.rae.ru.
  10. Леви Т.С. Отношение к телу в структуре самоотношений // Знание. Понимание. Умение. 2008. №3. С. 72-75.
  11. Прозорова Н.А., Прозоров А.А. Образ тела и его влияние на современных студентов // Материалы XIV Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум» Режим доступа: https://scienceforum.ru/2022/article/2018031032 (дата обращения: 11.2023 )
  12. Соколова Е.Т. Исследования «образа тела» в зарубежной психологии / Е.Т. Соколова, А.Н. Дорожевец // Вестник Моск. Ун-та. Сер. 14. Психология. 1985. № 4. С. 39-49.
  13. Стойчева С.С. Образы тела взаимоотношения духовного и реального мира в физическом воспитании европейской культуры // Культура. Духовность. Общество. 2015. №20. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazy-tela-vzaimootnosheniya-duhovnogo-i-realnogo-mira-v-fizicheskom-vospitanii-evropeyskoy-kultury (дата обращения: 28.11.2023).
  14. Тхостов А.Ш. Психология телесности. – М.: Смысл, 2002. 287 с.
  15. Хрупова А.Н. Представления студентов об идеале собственного тела // Вестник МГОУ. Серия: Психологические науки. 2019. №2. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/predstavleniya-studentov-ob-ideale-sobstvennogo-tela (дата обращения: 18.11.2023).
  16. Цымбалюк А.Э. Образ тела как часть Я-концепции в студенческом возрасте. // Научный вестник. Архангельск, С. 233-237.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Кисляков Владислав Викторович