Аспекты взаимоотношений семей с детьми с особенностями развития

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.923.2

Плотникова Кристина Владимировна – PhD-докторант факультета гуманитарных знаний Кыргызского государственного университета (Кыргызстан, г. Бишкек).

Научный руководитель Жолдошева Акчач Олмасовна – кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедры психологии Ошского государственного университета
(Кыргызстан, г. Ош).

Аннотация: Статья посвящена отношениям в семьях, особенностям родительских установок и отношениям к детям с проблемами в развитии.

Приведены результаты и анализ эмпирического исследования об отношениях в кыргызских семьях, которое было выполнено с использованием психологической методики «Опросник родительского отношения к детям» (А. Я. Варга, В. В. Столин).

Ключевые слова: внутрисемейные отношения, инклюзия, особенности развития, межличностные отношения, родительские установки, социальная адаптация.

Семья — это фундаментальная часть жизни любого человека. От того, какие именно отношения строятся в семье, зависит вся дальнейшая жизнь ребёнка. Традиционный термин «семья» ввёл британский социолог Энтони Гидденс. С его точки зрения, это группа людей, связанная прямым родством, имеющая общий быт, где взрослые члены семьи берут на себя обязанности по уходу за младшими. [3, 38]

Именно родители собственным примером и отношением к ребёнку закладывают в нём важнейшие черты личности и влияют на формирование характера. Сензитивный период развития ребёнка длится до младшего школьного возраста. Позже повлиять и скорректировать его поведение будет гораздо сложнее, возможно может потребоваться помощь психологов. [9, 77]

Для того, чтобы построить гармоничные и крепкие отношения следует в первую очередь чётко разграничивать роли и обязанности каждого члена семьи. В семейной иерархии отведены свои определённые места, и сдвиг их может приводить к серьёзным последствиям. [1, 233]

Родители занимают главное место в этой иерархии, соответственно они отвечают за отношения внутри всей семьи и за процесс воспитания ребёнка. Очень часто можно встретить семьи, где главную роль играет ребёнок. Проведя наблюдение и диагностическую беседу, мы выявили, в каких семьях и при каких обстоятельствах есть риск нарушения этой иерархической системы:

  • Неполные семьи, где все обязанности лежат на плечах только у одного из родителей.
  • В семьях с детьми с ограниченными возможностями здоровья.
  • Долгожданная или поздняя беременность, тяжёлые роды, трудности с зачатием.
  • Кризисные или возрастные особенности ребёнка.

Усугубляет эту проблему ещё и культурные особенности семей, проживающих в Кыргызстане. Ведь в менталитете заложено уважение и почитание старших. Это имеет место быть, но не в процессе воспитания. Главными для ребёнка должны оставаться его родители, только они диктуют правила. И когда бабушки и дедушки тянут одеяло на себя ребёнок может начать манипулировать более «слабым» членом семьи, следуя образцу старших членов семьи, что приводит к разногласиям, а иногда и серьёзным конфликтам.

По мнению Л.С. Выготского, семья является базовым фундаментом воспитания. «Семья воспитывает семьянина, тогда как воспитание должно быть направлено на формирование гражданина». Не иначе как в семье у ребёнка формируются прочные и глубокие связи, но ограниченного размера. [2, 173]

Каждые члены семьи имеют определённые роли и обязанности и тесно взаимодействуют друг с другом длительное время. Это лежит в основе психологического, физиологического и эмоционального состояния ребёнка.

Огромное значение в процессе воспитания составляют следующие параметры: культура, уровень образованности родителей, личные качества отца и матери, возраст родителей.

Если рассматривать семейные отношения с позиции психологии можно выделить следующие ключевые особенности:

  • Взаимное доверие. Один из важнейших пунктов, налаживающих отношения внутри семьи. Возникновение подозрений приводит к разногласиям и утрате доверия, что в будущем может стать причиной одиночества уже взрослого человека. Необходимо осознавать, что корни этой проблемы могут образоваться в глубоком детстве.
  • Рациональная оценка. Родителям необходимо адекватно оценивать успехи ребёнка. Они должны уделять должное внимание и активно принимать участие в его жизни. Со стороны взрослого может потребоваться оказание помощи, проявление эмпатии и высказывание одобрения. Помните, что только совместными усилиями добиваются эффективного результата!
  • Поддержка и сочувствие. Исходя из прошлого пункта, можно выделить другой важный пункт взаимодействия в семье. Если родители умеют проявлять данные чувства, то ребенок в их обществе чувствует себя комфортно и раскрепощено, ему нечего скрывать от близких, он знает, что будет услышанным и понятым.
  • Адекватные требования. Как мы уже говорили, у всех членов семьи есть свои роли и обязанности. С раннего детства ребёнок должен чётко понимать и выполнять их. Если в семье нет распределения обязанностей, то ребёнку будет сложнее сформировать морально-нравственные понятия и следовать норме поведения в обществе. [4, 71-72]

Взрослые люди обязательно должны четко осознавать, что их взаимоотношения в семье являются образцом для ребёнка. Ведь основные черты характера ребёнка закладываются до семи лет. [7, 63]

С точки зрения Л.Б. Шнейдер психология отношений детей и родителей включает в себя следующие важные пункты: [8, 168]

  • коммуникация. Необходимо поддерживать контакт со всеми членами семьи. Старайтесь не конфликтовать в присутствии детей. Общаясь с ребёнком, учитывайте его пожелания, настроение, не нарушайте личных границ. Общение должно приносить пользу.
  • совместная деятельность. Участие в одном процессе всех членов семьи очень сближает. Учитывайте потребности и интересы каждого, не заставляйте участвовать ребёнка в том виде деятельности, который ему не интересен. Если это необходимо, предоставьте интересные и увлекательные пути решения сообща.
  • влияние родителей на формирование характера ребёнка. Уже не раз было сказано, что ребенок — отражение своих родителей. Родительские отношения, установки, семейные традиции, всё это несёт огромный вклад в развитие и формирование личности ребёнка.
  • влияние ребёнка на отношения между отцом и матерью. Как родители влияют на ребёнка, так и ребёнок влияет на родителей. С появлением ребёнка в семье появляются новые роли, обязанности и высокая ответственность. В период взросления могут возникнуть непредвиденные трудности, к которым родители не были готовы. Сплочённость, поддержка и доверительные отношения помогут справиться с этими обстоятельствами.

Ситуация усугубляется когда в семье рождается ребёнок с особенностями развития. Конечно, ни один родитель не застрахован и не готов к такому варианту событий. В современном Кыргызстане остро стоит вопрос не только о социализации такого ребёнка, но и всей семьи в целом. Только ранняя диагностика и грамотно выстроенная коррекционная работа помогает добиться лучших результатов. [5, 208]

Нами был проведён опрос по диагностике типов родительского отношения Варга и Столина. Его анализ помог нам выявить следующие проблемы:

  1. У родителей не хватает информации по развитию «особого» ребёнка;
  2. Несоответствующее поведение в диаде «взрослый-ребёнок»;
  3. Противоречивое отношение к ребёнку;
  4. Стремление «переложить» ответственность;
  5. Сравнение своего ребёнка с другими детьми;
  6. Игнорирование некоторых потребностей ребенка;
  7. Гипо/гипер-опека.

В данном опросе больший процент респондентов составляют матери. Это говорит о том, что отцы менее включены в воспитательный процесс, вне зависимости от причин. Распределение обязанностей в большинстве семей носит традиционный характер (отцы отвечают за финансовую сторону; матери — за воспитание). Это вызывает большие трудности у матерей, не получающих должного внимания и поддержки со стороны партнёра. Более чем у трети родителей наблюдалась тревожность. В исследуемых семьях высокий показатель непринятия своего ребёнка, отторжение скрытого или явного характера. Низкий уровень социализации ребёнка или всех членов семьи.

Стыд за своего ребёнка вызван негативной оценкой общества. Родителям необходимо включать ребёнка в общество самостоятельно. [6, 208]

Инклюзия в Кыргызстане носит переходный характер. С одной стороны есть все необходимые документы для инклюзивного обучения, подписанные министерством образования; с другой — прерогатива остаётся за образовательным учреждением. Несмотря на то, что сейчас активно функционирует множество центров образования и коррекции, дети с нарушениями развития занимаются обособленно. Чтобы интегрировать наше общество на путь толерантности и эмпатии, необходимо родителям взять инициативу в свои руки. В первую очередь необходимо активное участие обоих родителей в повседневной жизни ребёнка. Постепенно адаптируйте своего ребёнка в социум. Чаще посещайте родных и близких вместе с ребёнком. Не стесняйтесь вступать в диалог с другими родителями на детских площадках. Учите своего ребёнка общаться со сверстниками. Всячески помогайте и поддерживайте его в этом. Посещение парков, скверов, развлекательных центров благоприятно влияет не только на психо-эмоциональное развитие «особого» ребёнка, но и способствует гуманизации общества в целом.

Приоритетной составляющей является включение в общество родителей «особого» ребенка. В настоящее время проводится достаточное количество доступных тренингов, семинаров и психотерапевтических групп для родителей имеющих ребенка с нарушениями в развитии. Это повышает не только компетенцию родителя в вопросах воспитания ребёнка, но и помогает найти единомышленников, что способствует оказанию психологической помощи и поддержки. Важным параметром полноценного благополучного развития семьи является комплексная работа родителей, специалистов и специализированных учреждений, оказывающих поддержку таким семьям.

Список литературы

  1. Боулби Дж. Создание и разрушение эмоциональных связей. – М.: Академический проект, 2014. – 233 с.
  2. Выготский, Л.С. Психология искусства/ Общ. ред. В. В. Иванова. 3-е изд. М.: Искусство, 1986. 173 с.
  3. Гидденс, Э. Социология / Пер. с англ.; науч. ред. В. А. Ядов; общ. ред. Л. С. Гурьевой, Л. Н. Посилевича. — М.: Эдиториал УРСС, 1999. — 38 с.
  4. Долгова В. И., Капитанец Е. Г., Погорелова Н. Б. Влияние детско-родительских отношений// Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 31. – С. 71–72. – URL: http://e-koncept.ru/2015/95521.htm.
  5. Загвязинский В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Загвязинский, Р.Р. Атаханов. – М.: Академия, 2001. – 208 с.
  6. Ковалев С. В. Психология современной семьи. – М.: Просвещение, 1988. – 208 с.
  7. Уоллин, Марк. Это началось не с тебя. Как мы наследуем негативные сценарии нашей семьи и как остановить их влияние / Пер.с.англ.; науч.ред. Г.Д. Поликовский. 2016. 63 с.
  8. Шнейдер, Л. Семья: оглядываясь вперед\ ред. Е. Власова, 2013. 16 с.
  9. Эззо Гарри. Воспитание характера ребенка. Книга серии "Мудрые родители". 2018. 77 с.
Автор: Плотникова Кристина Владимировна