Удовлетворённость трудом сотрудников в бизнес-организациях: влияющие факторы и последствия

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.9

Мякиев Константин Юрьевич – бакалавр, студент магистратуры Российского экономического университета имени Георгия Валентиновича Плеханова.

Аннотация: В данной статье рассматривается удовлетворённость трудом сотрудников в бизнес-организациях, её ключевые факторы и последствия. Удовлетворённость трудом включает такие аспекты, как корпоративная культура, организация рабочего места, уровень заработной платы, стиль руководства, возможности для карьерного роста и психологический климат. Анализируется, как эти факторы влияют на производительность, текучесть кадров, корпоративную репутацию, инновационную активность и укрепление корпоративной культуры.

Ключевые слова: удовлетворённость трудом, корпоративная культура, организация рабочего места, уровень заработной платы, карьерный рост, психологический климат, производительность.

Удовлетворенность сотрудников — это психологическое состояние, при котором работник чувствует себя удовлетворенным несколькими аспектами своей работы, включая общение в компании, комфорт рабочего места и уровень получаемого материального вознаграждения. Такие сотрудники обычно демонстрируют длительную приверженность и верность основополагающим принципам компании, сохраняют верность ей, даже находясь за её пределами [1, c. 108-113].

Исследование степени удовлетворенности работой играет ключевую роль в выявлении менее эффективных аспектов трудовой активности и в разработке методик для улучшения продуктивности коллектива, что способствует развитию качества выполнения работ в компании. HR-менеджеры и руководители на разных уровнях активно занимаются данным процессом изучения. Связанная с лояльностью сотрудников, преданностью их компании, а также их стремлением проявлять наивысшую степень инициативы ради интересов организации, удовлетворенность работой имеет важное значение. Кроме того, это означает общность ценностей и целей компании среди персонала.

Удовлетворённость трудовой деятельностью охватывает не только характер и содержание работ, условия её проведения, заработную плату, управление, возможности карьерного роста и развитие личности, но и атмосферу на рабочем месте с психологическим климатом. Особая важность центрального положения при этом отводится содержанию и характеру работы, поскольку мотивированное заинтересованное отношение к делу активизирует работника. Работа, приносящая радость и удовольствие, характеризуется внутренней мотивацией, сосредоточенным вниманием, высокой дисциплинарной и функциональной мотивацией, в результате чего сотрудник полностью погружается в процесс, не боясь ошибиться и имея четкое представление о конечных целях [4, c. 214-220].

Индивидуальные потребности сотрудников определяют их чувство удовлетворенности работой: для одних важен высокий уровень развития, для других - результаты работы, третьи стремятся к личному развитию и смыслу своей карьеры. Рабочая среда включает в себя экономические и эстетические аспекты, а также уровень осведомленности сотрудников о том, что происходит в организации. Эффективная коммуникация необходима для предотвращения распространения слухов и недопонимания, которые могут породить негатив и страх в коллективе.

Руководство играет ключевую роль в удовлетворенности персонала, данная удовлетворенность тесно связана с такими аспектами, как корпоративная культура, стиль управления и лидерские качества. Основные задачи руководителя включают в себя умение принимать решения, брать ответственность на себя, организовывать рабочий процесс, выражать благодарность подчиненным, а также делегировать полномочия и обязанности команде. Сотрудники ценят лидеров, ориентированных на поддержку не только процессов, но и межличностных отношений, а также ожидают от своих руководителей не только организаторских способностей, но и высокого уровня профессионализма [2, c. 42-47].

Удовлетворенность карьерой представляет собой значительный аспект. Значительная часть сотрудников стремится к продвижению и карьерному росту; в то же время ограничение этих возможностей может привести к неудовлетворенности и агрессивному отношению. Фактор удовлетворенности окружением имеет немаловажное значение. Взаимодействие с коллегами оказывает значительное влияние на моральное состояние сотрудников и производительность труда. Социальная среда внутри коллектива также играет важную роль и не должна вызывать негативных чувств.

Специалисты в области психологии указывают на обратную зависимость удовлетворенности персоналом от величины ограничений, которые устанавливает организация. Суть правил и предписаний должна быть ясна каждому сотруднику. Находясь в неведении о правилах, которым придется следовать, о лояльности работника говорить еще рано.

В удовлетворении работы у каждого члена коллектива играет значительную роль соответствие его актуальных потребностей, которые касаются ряда уникальных аспектов. Использование методики мотивационного профиля способствует углубленному пониманию этих индивидуальных особенностей для правильного подбора кандидатов на соответствующие должности и улучшения общей удовлетворенности рабочим процессом. Её применение помогает активизировать ключевые мотивы, стимулирующие преданность и вовлеченность работника в деятельность компании [3, c. 48-50].

Выявим влияющие факторы:

  1. Ключевым элементом успеха является корпоративная культура, а также атмосфера поддержки и дружелюбия в коллективе. Способствуя формированию благоприятной рабочей среды, дружественная атмосфера влияет на выработку позитивного отношения сотрудников к их обязанностям. В свою очередь, это стимулирует лояльность и приверженность к целям компании, что является причиной сокращения текучести кадров и повышение производительности труда.
  2. Значительную роль играет оформление рабочего места, подразумевающее эргономически продуманный подход к вопросу удобства, необходимости хорошего освещения и комфортного пространства для работы. Такие физические аспекты трудовой среды улучшают настроение сотрудников, их работоспособность в сфере выполнения задач, минимизацию стрессовых нагрузок, что вносит конструктивный вклад в атмосферу на рабочем месте в целом.
  3. Финансовое вознаграждение, а также заработная плата считаются существенными моментами. В размере зарплат и механизмах премирования заложены основы, играющие существенную роль в процессе формирования чувства удовлетворенности среди сотрудников. Кроме того, конкурентоспособные условия оплаты труда и справедливость в их распределении помогают удержать высокий уровень мотивации и минимизируют риски ухода персонала из организации.
  4. Тип и методы руководства значимо влияют на уровень удовлетворённости работой. Руководители, проявляющие по отношению к своим подопечным заботу, делающие справедливые решения и устанавливающие продуктивный диалог с коллегами, способствуют улучшению общих условий в профессиональной среде. Таким образом, это повышает доверие и уважение к руководству, в результате чего усиливается лояльность работников к компании.
  5. Сотрудников в компании мотивируют и удерживают перспективы повышения квалификации и карьерного роста, что является важными факторами удовлетворённости трудом и личностного развития.
  6. Удовлетворенность сотрудников тесно связана с психологическим климатом и межличностными отношениями в профессиональном коллективе. Формирование благоприятной обстановки осуществляется благодаря отсутствию конфликтов, наличию коллективной поддержки и дружелюбной атмосфере. Таким образом, оптимизация психологического климата и поддержание положительных межличностных связей активно содействует как улучшению внутреннего психологического состояния коллектива, так и минимизации уровня стресса у сотрудников.

Определим последствия удовлетворённости трудом:

  1. Удовлетворённость трудом сотрудников осуществляет неоспоримо положительное влияние на развитие бизнес-структур, став начальным звеном в цепи повышения производительности. В свою очередь, удовлетворённые работники, зачастую проявляя значительную инициативу и мотивацию, вносят существенный вклад в достигнутые организацией успехи.
  2. Кроме того, снижению текучести кадров способствует удовлетворенность трудом. Нахождение сотрудников, довольных деятельностью на своем месте, уменьшает интерес к альтернативным местам работы, что выливается в более продолжительное сохранение персонала, снижает издержки на поиск и обучение новых кадров.
  3. Сотрудники, испытывающие удовлетворение от работы, служат улучшению имиджа компании. Привлечение талантливых работников возможно за счет положительных откликов и рекомендаций от счастливых работников, что укрепляет позиции компании на рынке труда.
  4. Повышение инновационной активности в организации тесно связано с высоким уровнем удовлетворения сотрудников их работой. Сотрудники, чувствующие удовлетворение, проявляют большую склонность к разработке новаторских идей и предлагают инновационные подходы, что, в свою очередь, стимулирует развитие компании и повышает ее конкурентоспособность.
  5. Укрепление корпоративной культуры тесно связано с удовлетворённостью сотрудников своим трудом. Довольство работой между коллегами распространяет позитивные нормы и ценности, что помогает формированию сильного, единого коллектива.

Таким образом, аспект удовлетворённости трудом работников становится ключевым элементом, содействующим преуспеванию бизнес-структур. Влияющие на нее факторы варьируются от корпоративной культуры и оформления рабочих мест до заработной платы, типов и методов руководства, возможностей карьерного роста, а также психологического климата. Повышенная удовлетворенность работой приводит к высокой производительности, сокращению текучести кадров, улучшению корпоративного имиджа, усилению инновационной деятельности и упрочению культуры компании. Руководство должно акцентировать внимание на регулировании удовлетворённости работой с целью обеспечения способности к постоянному развитию и процветанию своей организации.

Список литературы

  1. Базаров Т. Ю., Карпов А. Б. Факторы трудовой мотивации современного работника (на примере российской фармацевтической компании) // Организационная психология. 2020. №1. С.106-120.
  2. Пономарева О. Я., Никитина О. Ю. Инструменты настройки системы мотивации труда персонала: обзор исследований российских ученых и практиков // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2021. №1. С. 41-53.
  3. Пономарева О. Я., Сосновских А. В. От неудовлетворенности трудом к демотивации: как избежать потери кадров // Интеллект. Инновации. Инвестиции. 2022. №1. С. 47-61.
  4. Черных Е. А. Качество трудовой жизни и удовлетворённость занятостью на российском рынке труда // Уровень жизни населения регионов России. 2022. №2. С. 214-226.
Автор: Мякиев Константин Юрьевич