Влияние гаджетов на психическое состояние детей и их социализацию в современных реалиях

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.9

Климова Лилия Сергеевна – магистрант МИРЭА – Российского технологического университета.

Аннотация. В статье рассматриваются различные взаимодействия с современными технологиями и их носителями. Данная исследовательская работа также посвящена изучению влияния различных гаджетов на социализацию и общение со сверстниками. Анализ данной проблематики поможет охарактеризовать современные технологии с положительных и отрицательных сторон. Рассмотрение мнений и исследований психологов станут ориентиром для разбора средств, оказывающих воздействие на психику и внешнее проявление поведения. Анализом также выступит взаимодействие взрослых и представителей более младшего возраста.

Ключевые слова: психология, психика, социализация, социальная психология, гаджеты, современные технологии, детско-родительские отношения.

В современном мире практически каждый человек использует гаджеты. Все эти средства значительно экономят время и помогают в повседневной рутине. Во многих делах появился лучший помощник-Интернет. Глобальная Сеть всегда подскажет лучшие решения, которые придумал уже кто-то другой и поделился своей увлекательной разработкой. К сожалению, все это не только экономит время, но и незаметно похищает. Многие замечают отрицательную динамику, ведь если не контролировать процесс, то за поиском информации можно просидеть катастрофически долго.

На данный момент существует множество исследований о так называемой «дофаминовой зависимости».[1] Взрослые не могут контролировать и дозировать свое времяпрепровождение. Мозг устроен по одному принципу, поэтому человек начинает получать удовольствие и постоянно повторяет свои действия, чтобы стимулировать дофаминовые рецепторы вновь.[2] Ребенку еще сложнее контролировать время, проведенное в компьютерных играх или в ином виртуальном пространстве. Все это также имеет отрицательные последствия и в общении со сверстниками, например, в школе или выйдя на улицу можно у многих заметить устройство в руках.

В 2021 году ученые МГУ имени М.В. Ломоносова и Российской академии образования, провели исследование, согласно которому, результатами должно было стать влияние гаджетов на способность детей контролировать свои эмоции и регулировать собственное поведение. Так, данные опроса показали, что у детей 6-7 лет, которые пользовались гаджетами порядка 2 раз в неделю, наблюдался более положительный показатель гибкости мышления и уровень развития саморегуляции в сравнении с теми детьми, которые пользовались ими каждый день.[3]

Статистика показывает, что в среднем ребенок 2-4 лет проводит в технических устройствах 2,5 часов в сутки, а дети 5-8 лет – более 3 часов в день. Исследователи также замечают, что у более взрослых детей экранной время увеличивается, по причине того, что родители не контролируют досуг своего чада.[3] Родителям необходимо также отслеживать контент, потребляемый детьми, и возрастные ограничения.

В то же время, результаты исследования свидетельствуют о том, что высокий уровень саморегуляции наблюдается у детей 7-10 лет, которые пользуются гаджетами на протяжении 1-2 часов в день, но этот показатель не так высок у тех, кто проводит за ними меньше одного часа.[3]

Стоит заметить, что полный отказ от виртуального пространство негативно сказывается на развитии ребенка. В современном обществе общение и игры детей во многом определяются цифровым контентом. Если ребенок не использует гаджеты, то не обладает знаниями, которые помогут найти общие темы со сверстниками, что, в свою очередь, может негативно отразиться на социализации ребенка, которому не о чем будет разговаривать с ровесниками. В дальнейшем это может понизить его самооценку и привести к отсутствию понимания со стороны окружения.

Во всем необходимо соблюдать меру, любое долгое пребывание в технических устройствах нередко наносит вред ребенку. Разумеется, на данный момент нет однозначного мнения в отношении влияния гаджетов на детей, этот вопрос не изучен до конца. Именно поэтому для большего понимания проблематики необходимо также рассматривать причины обращения современных родителей к психологам и психиатрам.

Например, психологи активно ведущие свои практики с детьми, отмечают, что к ним часто стали обращаться за помощью семьи, в которых есть дети с нарушениями поведения, общения, иногда и аддикциями, возникшими по причине бесконтрольного использования смартфонов.[4] Зависимость, которая проявляется в постоянном нахождении ребенка в цифровой среде, напрямую влияет на его дальнейшую жизнь. Вместо понимания людей вокруг, их эмоций, проявления эмпатии в отношении сверстников, ребенок находится в виртуальном мире и не учится отстаивать свои границы в обществе, защищать, убеждать, проявлять свои наилучшие качества. Отказ от взаимодействия с реальность может, в дальнейшем, негативно сказаться и на взрослой жизни.

Чтобы избежать серьезные проблемы, специалисты рекомендуют:

  1. Со стороны родительского контроля ограничивать время пребывания своего ребенка в виртуальном пространстве.
  2. Смартфон не рекомендован к использованию во время перемен, ведь это дополнительная нагрузка для мозга и глаз.
  3. Гаджеты не следует использовать перед сном, так как излучаемый синий свет оказывает влияние на биологические часы человека, а это приводит к повышенному чувству тревоги и бессоннице [4].

Список литературы

  1. Что такое дофамин, чем он опасен и как применяется в нейромаркетинге [Электронный ресурс] // Интернет портал «prostudio.ru» - Электр. текст. дан. – Режим доступа: https://prostudio.ru/journal/dopamine (Дата обращения 08.06.2024).
  2. Зависимость от удовольствия или Дофаминовая петля [Электронный ресурс] // Интернет портал «artforintrovert.ru» - Электр. текст. дан. – Режим доступа: https://artforintrovert.ru/materials/tpost/uhiv2vxz84-zavisimost-ot-udovolstviya-ili-dofaminov (Дата обращения 08.06.2024).
  3. Ученые МГУ и РАО назвали оптимальное время использования гаджетов для детей 30.12.2021 [Электронный ресурс] // Интернет портал «msu.ru» - Электр. текст. дан. – Режим доступа: https://msu.ru/news/novosti-nauki/uchenye-mgu-i-rao-nazvali-optimalnoe-vremya-ispolzovaniya-gadzhetov-dlya-detey.html (Дата обращения 09.06.2024).
  4. Влияние гаджетов на детскую психику и здоровье: В чем вред? 23.04.2021[Электронный ресурс] // Интернет портал «rskrf.ru» - Электр. текст. дан. – Режим доступа: https://rskrf.ru/tips/eksperty-obyasnyayut/vred-gadzhetov/ (Дата обращения 09.06.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Климова Лилия Сергеевна