Исследование влияния аудиовизуальной стимуляции на уровень стресса студентов

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 740

Катулин Андрей Алексеевич – магистрант Челябинского государственного университета.

Аннотация: В данной работе рассматривается проблематика развития стрессового состояния среди студентов, снижение жизненных показателей и успеваемости на фоне этого. Так же исследуется влияние аудиовизуальной стимуляции на стресс. Выдвигается гипотеза о снижении стресса на фоне применения аудиовизуальной стимуляции. В данном исследовании приняли участие студенты-психологи Челябинского государственного университета.

Abstract: This paper examines the problems of the development of stress among students, a decrease in vital signs and academic performance against this background. The effect of audiovisual stimulation on stress is also being investigated. A hypothesis is put forward about stress reduction against the background of the use of audiovisual stimulation. Psychology students from Chelyabinsk State University took part in this study.

Ключевые слова: стресс, стрессовые состояния, аудиовизуальная стимуляция, исследование, студенты.

Keywords: stress, stressful conditions, audiovisual stimulation, research, students.

Стресс является довольно распространённой и актуальной проблемой для всех возрастных групп. Студенты подвержены этому явлению не меньше остальных. Связано это с рядом фактов, к ним относятся и напряжённый график, и высокие требования со стороны родителей, и переживания, вызванные межличностным общением со сверстниками. В случае, если стресс не проходит, причины, его вызывающие, не решаются, стресс переходит в состояние хронического. Для любого человека это состояние является крайне тяжёлым, так как фактически вводит его в порочный круг, из которого нет выхода.

Понятие стресса в концепции разных авторов представлено обширно и многогранно. В данной работе рассматриваются взгляды В. В. Суворова, который определяет стресс через негативное воздействие исключительно внешних факторов [3, с.112], Р. Лазаруса, который характеризует стресс как психическое состояние, осложнённое попытками адаптации к внешней среде [1, с. 226], Г. Селье, описывающего стресс как неспецифический ответ организма на стимул [2] и т. д. В рамках данной работы мы будем придерживаться позиции Г. Селье.

Длительное воздействие стресса на организм может привести к истощению организма, повышенному артериальному давлению, учащённому сердцебиению, тревожности, ухудшению памяти и внимания. Последствия не самые приятные, тем более, если речь идёт о студентах – наиболее активной категории населения. Молодые люди только начинают открывать для себя взрослый мир и, столкнувшись с сильным стрессом при отсутствии достаточных навыков саморегуляции, они рискуют впасть в состояние более опасное с точки зрения своих последствий – депрессию.

Чтобы этого не произошло предлагается такой метод решения, как аудиовизуальная стимуляция, которая оказывает прямое воздействие на биоритмы головного мозга, принудительно меняя их на те, которые наиболее релевантны на данный момент. Биоритмы организма подвержены изменениям в зависимости от состояния человека в пределах от активный (бета-вольны) и более спокойных (альфа-волны). Во время стрессовых состояний у человека наблюдается недостаток альфа-волн, что приводит к усталости, подавленному, истощенному состоянию.

Во время воздействия аудиовизуаьной стимуляции происходит выработка нового состояния, при котором человек как бы погружается в медитативное состояние. Далее он привыкает к данному состоянию и в дальнейшей жизни ему становится несколько проще поддерживать уравновешенное состояние в периоды стресса.

В данной работе проводилось исследование на группе студентов, переживавших на тот момент стрессовое состояние. Им предлагалось проходить процедуре воздействия аудиовизуальной стимуляции в течение 15 дней. Перед и после проведения воздействия проводился опрос, позволяющий определить текущий уровень стресса. Так же была создана контрольная группа, состоящая из студентов, которые не проходили аудиовизуальную стимуляцию. Их показатели уровня стресса так же были замерены.

Методики, которые были использованы в исследовании:

  • опросник нервно-психического напряжения Т. А. Немчина;
  • методика шкала психологического стресса – PSM-25.

Целью данной работы является изучить влияние аудиовизуальной стимуляции на уровень стресса. Выдвигаемая гипотеза заключается в том, что воздействие аудиовизуальной стимуляции снижает уровень стресса.

В ходе работы применялся аппарат аудиовизуальной стимуляции закрытого типа Luma 10 –майнд машина фирмы Photosonix. Использовалась программа № 4 «Волны спокойствия».

Выборка состояла из пяти человек в возрасте от 22 до 43 лет. В неё входили студенты факультета психологии Челябинского государственного университета.

Помимо экспериментальной группы была набрана контрольная группа, состоящая так же из студентов факультета психологии. Отличием являлось то, что к ним никаких требований не было, они не должны были проходить курс аудиовизуальной стимуляции.

Условия, в которых находились участники обеих групп, с точки зрения учебной нагрузки были одинаковыми. Из этого следует, что внешнюю валидность скорректировать удалось на уровне университетской среды.

Участникам эксперимента необходимо было 15 дней проходить процедуру, которая заключалась в том, что испытуемый надевал специальные наушники, в которые подавались звуковые волны, направленные на тонкое воздействие на биоритмы, и тёмные очки со светодиодами, мерцание которых создавало определённый цветовой эффект. После процедуры участники могли немного отдохнуть и настроиться. Спустя уже пару процедур испытуемыми было отмечено, что общее состояние изменилось в лучшую сторону – они стали более спокойными и внимательными.

Статистические расчёты проводились при помощи статистических критериев (критерий знаковых рангов Уилкоксона для связанных выборок) программы IBM SPSS Statistics версия 23.

Рассмотрим средние показатели по методике PSM-25, представленные на рисунке 1.

1

Рисунок 1. Средние показатели по методике PSM-25 экспериментальной и контрольной группы.

На данной диаграмме наглядно представлены результаты замеров уровней стресса у экспериментальной и контрольной группы до прохождения аудиовизуальной стимуляции и после.

Показатели замеров, сделанные до начала эксперимента, в обеих группах максимально приближенные друг к другу, что может говорить об объективности дальнейшего исследования.

Показатели по методике PSM-25 у обоих групп испытуемых высокие, что свидетельствует о наличии сильных стрессовых состояний.

Показатели после проведения курса аудиовизуальной стимуляции у экспериментальной группы значительно снизились (на 39,57%). В то время, как показатели контрольной группы, которая не участвовала в эксперименте и не испытывала на себе воздействие аудиовизуальной стимуляции, остались примерно на том же уровне.

Из представленных результатов видно, что уровень стресса снизился благодаря аудиовизуальной стимуляции. У участников ощутимо улучшились показатели: согласно результатам PSM-25, стали более спокойными, легче адаптируются к ежедневным нагрузкам, продуктивно и экологично справляются с негативными эмоциями, которые не вызывают сильных эмоциональных переживаний, вытекающих в соматические патологии.

Что касается испытуемых из контрольной группы, то их состояние характеризуется тревожностью, низкой адаптивностью, несдержанностью. Также они испытывают чувство усталости и загнанности.

Результаты опросника нервно-психического напряжения Т. А. Немчина представлены на рисунке 2.

2

Рисунок 2. Средние показатели по методике НПН экспериментальной и контрольной группы.

Из представленных данных на диаграмме можно видеть, что показатели стресса у экспериментальной и контрольной группы до аудиовизуальной стимуляции примерно равны, что опять же свидетельствует о том, что результаты объективны.

Показатели по методике нервно-психического напряжения Т. А. Немчина в каждой группе высокие. Это говорит о наличии сильных стрессовых состояний.

После проведения курса аудиовизуальной стимуляции у испытуемых экспериментальной группы заметно снизились средние показатели стресса (на 45,81 %). Согласно полученным данным, испытуемые практически не испытывают физического дискомфорта, вызванного стрессовым состоянием. Существенно снизились жалобы на физическое состояние: сократились головные боли и боли в области сердца. Также респонденты отмечают, что общее состояние организма улучшилось, прошла тревожность и появилось ощущение спокойствия и комфорта.

По результатам, полученным в ходе опроса контрольной группы, средние показатели стресса снизились на 10,32 %. Данные изменения могут быть обусловлены личностными особенностями респондентов, изменившимися внешними обстоятельствами или иными причинами. Однако столь незначительное изменение даёт нам основания предполагать, что эффект от воздействия аудиовизуальной стимуляции ощутим и заметен.

Далее рассмотрим различия между показателями методики PSM-25 и методики НПН. Для начала произведём проверку на нормальность распределения выборки (таблица 1).

Таблица 1. Проверка на нормальность распределения.

 

PSM-25(до)

PSM-25(после)

НПН(до)

НПН(после)

N

Допустимо

5

5

5

5

Асимметрия

-0,330

0,064

0,307

-0,383

Стандартная Ошибка асимметрии

0,913

0,913

0,913

0,913

Эксцесс

-0,878

-1,119

-1,544

-0,898

Стандартная ошибка эксцесса

2,000

2,000

2,000

2,000

По результатам проверки можно сделать вывод, что распределение ненормальное, так показатели асимметрии и эксцесса выходят за рамки диапазона от + 1,000 до - 1,000. Из этого следует, что в дальнейшем для поиска различий между выборками будет использоваться критерий знаковых рангов Уилкоксона для связанных выборок. Результаты представлены в таблице 2.

Таблица 2. Поиск различий между показателями методик.

Статистические критерии

 

PSM-25(до) - PSM-25(после) (Экспериментальная)

НПН (до) - НПН (после) (Экспериментальная)

PSM-25(до) - PSM-25(после) (Контрольная)

НПН (до) - НПН (после) (Контрольная)

Z

-2,023b

-2,032b

-0,365b

-2,023b

Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

0,043

0,042

0,715

0,043

a. Критерий знаковых рангов Вилкоксона

b. На основе положительных рангов.

На основании полученных статистических расчётов можно сказать, что есть статистически значимые различия между показателями методик до и после проведения аудиовизуальной стимуляции в экспериментальной группе, так как р-уровень значимости соответствует стандартным критериям (p-уровень <0,05).

Для оценки различий между двумя независимыми выборками, а именно повторного замера в экспериментальной и контрольной группах мы будем использовать U-критерий Манна-Уитни. Результаты представлены в таблице 3.

Таблица 3. Поиск различий между повторными замерами в экспериментальной и контрольной группах.

 

PSM-25(2)

НПН(2)

U Манна-Уитни

0,000

0,000

W Вилкоксона

15,000

15,000

Z

-2,611

-2,619

Асимптотическая значимость (2-сторонняя)

,009

,009

Точная знч. [2*(1-сторон. знач.)]

,008b

,008b

Результаты исследования были статистически значимыми, р-уровень значимости соответствует стандартным критериям (p-уровень <0,05). Данный факт указывает на то, что полученная разница в уровнях стресса между двумя группами испытуемых является не случайной. Вследствие чего можно утверждать, что воздействие аудиовизуальной стимуляции действительно благотворно влияет на эмоциональное состояние человека.

Благодаря ней снижается психоэмоциональное напряжение, которое вырежется в соматических проявлениях таких, как головные боли, боли в области сердца, проблемы со сном и настроением, общий упадок сил и жизненной энергии. Так же аудиовизуальная стимуляция успешно влияет на биоритмы мозга, меняя их на более спокойные, что даёт возможность человеку во время стрессовых состояний вернуться в более уравновешенное состояние, так как в ходе проведения процедуры врабатывается условный рефлекс, который и влияет на дальнейшую нормализацию состояния во время стресса.

Список литературы

  1. Занковский А. Н. Профессиональный стресс и функциональные состояния / А. Н. Занковский // Институт психологии Российской академии наук. Организационная психология и психология труда. – 2019. – Т. 4, № 1. – С. 222-243. – EDN ZDDJLF.
  2. Селье Г. Стресс без дистресса : [перевод с английского] / Г. Селье ; общ. ред. Е. М. Крепса. – М. : Прогресс, 1982. – 124 с.
  3. Суворова В.В. Психофизиология стресса. - М.: Педагогика, 1975. – 208с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Катулин Андрей Алексеевич