Особенности проведения анализа личности осужденного для дальнейшего отбывания наказания

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.9

Самолдина Диана Алексеевна – лейтенант внутренней службы, инструктор по боевой и специальной подготовке отдела кадров и работы с личным составом ФКУ ИК-2 ФСИН России по Ленинградской области.

Аннотация: В данной статье рассматривается вопрос о том, как психологические особенности личности влияют на дальнейшее отбывание наказания заключенного, а также факторы учета данных особенностей. Криминальное поведение и наказание являются центральными вопросами в системе уголовного правосудия. Цель работы - изменение негативных стереотипов мышления и поведения, развитие социально-положительных качеств и навыков. Как и любая другая система, уголовно-исправительная система должна учитывать различные факторы, в том числе криминологические особенности личности осужденных, чтобы разработать и применить наиболее эффективные меры наказания. Со временем в ходе отбывания наказания психика осужденного претерпевает изменения. Результатами анализа личности осужденных являются рекомендации по разработке программы реабилитации и ресоциализации, которые включают психолого-педагогическую работу.

Ключевые слова: криминология, осужденные, наказание, психология, адаптация.

Криминальное поведение и наказание являются центральными вопросами в системе уголовного правосудия. Как и любая другая система, УИС должна учитывать различные факторы, в том числе криминологические особенности личности осужденных, чтобы разработать и применить наиболее эффективные меры наказания. Со временем в ходе отбывания наказания психика осужденного претерпевает изменения. В данной статье рассматривается, какие психологические особенности личности влияют на дальнейшее отбывание наказания, а также факторы учета данных особенностей.

В первую очередь, необходимо отметить, что принудительная изоляция от общества оказывает травмирующее влияние на психику осужденных. Изменение социально-психологической среды, влияние криминальной субкультуры, личные переживания вызывают сильное психологическое напряжение. Под действием вышеперечисленных и иных стрессоров у человека развивается невротическое расстройство. Данный фактор влияет на формирование состояния, в котором человек теряет контроль над собой и своими эмоциями, что вызывает склонность к различным видам деструктивного поведения, из которых наиболее опасны суицидное и антисоциальное.

Как отмечает в своей работе Луговой А.С., выделяется три основных этапа пребывания осужденного в ИУ. На каждом из этапов ведется соответствующая психологическая работа.

1 этап – «Адаптация» продолжительностью от 4-6 месяцев до 1 года с начала отбывания наказания в ИУ.

2 этап – «Социальная интеграция» начинается после 1 года пребывания в ИУ.

3 этап – «Ресоциализация» за 6-8 месяцев до окончания срока заключения [1, c. 22].

Начальный этап работы психологической работы с осужденным имеет определяющую роль. На данном этапе психологу необходимо стабилизировать эмоциональный фон подопечного, а также изучить его личностные особенности, расположить к воспитательному воздействию, таким образом формируя положительную направленность личности.

Основные критерии анализа личности осужденного можно разделить на три группы:

  1. Психологические особенности;
  2. Социальные факторы;
  3. Криминальная история.

При составлении психологического портрета осужденного, помимо основных особенностей личности (интеллект, темперамент, характер, способности), необходимо также учитывать специальные психологические особенности подопечного, непосредственно связанных с его статусом осужденного к лишению свободы. Мы приводим следующий перечень данных факторов:

1. Психологическая готовность к отбыванию наказания.

Перед отбыванием наказания осужденные могут пройти психологическую диагностику, что позволяет оценить их психологические особенности и потребности. Это помогает разработать индивидуальные программы ресоциализации с учетом особенностей каждого осужденного.

2. Агрессивность и склонность к насилию. Одной из основных психологических особенностей осужденных является повышенная агрессивность и склонность к насилию. Это может быть связано с различными факторами, такими как семейная ситуация, образ жизни, а также множеством других социально-психологических факторов.

3. Низкая самооценка и чувство беспомощности. Многие осужденные имеют низкую самооценку и чувство беспомощности. Это может быть связано с прошлыми травмами, негативным жизненным опытом и недостаточной поддержкой окружающих. Отбывание наказания должно включать работу над повышением самооценки и развитием чувства собственной ценности.

4. Низкая мотивация к изменению.

Одной из основных проблем при отбывании наказания является низкая мотивация осужденных к изменению своего поведения и образа жизни.

Многим осужденным свойственна ситуативная обусловленность поведения, то есть ситуация стимулирует поведение. Так отмечает в своих исследованиях Трофимова М. В., ситуация нахождения в условиях колонии относится к разряду экстремальных и вызывает психическую дезадаптацию (снижение способности к переадаптации в изменяющихся условиях), которая непосредственно проявляется в обострении негативных личностных качеств и реакций [5, c. 81].

Психологическая работа должна включать стимулирование интереса к личностному росту, формирование мотивации к получению образования, профессиональному развитию и иным формам позитивного самовыражения. Проводиться она должна путем регулярного мониторинга. Это позволит предотвратить либо своевременно выявить предрасположенность к негативному ситуативно обусловленному поведению и принять меры по исправлению осужденного.

Работа с данными психологическими аспектами помогает повысить эффективность отбывания наказания и способствует успешной реабилитации осужденных. Психологические особенности личности у осужденных должны рассматриваться в контексте разработки индивидуальных программ ресоциализации, направленных на их полноценное возвращение в общество.

Влияние социально-психологических факторов на личность преступника в исправительных колониях весьма существенно. Данные факторы, влияющие на положение и состояние осужденного, часто являются причинами действующего психологического состояния осужденного, и, соответственно, проблем, с ним связанных – от психологических расстройств до формирования детерминантов совершения преступлений в процессе отбывания наказания [2, c. 90].

Первоначальная социальная ситуация осужденных часто тесно связана с их социальным статусом. Лица, причастные к преступности, часто находятся в неблагополучных средах, где отсутствует доступ к основным социальным ресурсам. Это могут быть низкий уровень образования, безработица, отсутствие стабильного дохода, а также наличие алкогольной или наркотической зависимости. Эти факторы существенно влияют на способность осужденных адаптироваться в обществе и отбывать наказание.

Другой важный аспект – социальные связи осужденного. Они могут быть как поддерживающими, так и потенциально негативно воздействующими. Наличие поддерживающих связей, таких как семья или друзья, может существенно помочь осужденному в процессе отбывания наказания. Социальная поддержка в форме эмоциональной и практической поддержки может укрепить мотивацию осужденного к легализации и социальной реинтеграции. Однако, если социальные связи осужденного связаны с криминальной средой или лицами, связанными с преступной деятельностью, это может представлять риск для успешного отбывания наказания и повторной интеграции.

Также важными социальными особенностями осужденных являются здоровье и психологическое состояние. Многие осужденные страдают от различных физических или психических проблем. Это могут быть хронические заболевания, нарушения психического здоровья, а также проблемы, связанные с насилием или травматическими событиями в прошлом.

Все вышеописанные факторы влияют на то, что многие осужденные имеют проблемы с социальной адаптацией, что может сказаться на эффективности отбывания наказания и последующей реабилитации.

Учитывая социальное окружение, связи, здоровье и психологическое состояние осужденных, психологическая работа должна направляться на помощь в освоении навыков социального взаимодействия, улучшении коммуникативных навыков подопечного, его участии в общественных программах.

Важным фактором анализа личности осужденного является его так называемая криминальная история – накопленный опыт участия в преступной деятельности и контакты с правоохранительными органами.

Одним из главных факторов негативного влияние на исправление осужденного является его присоединение к тюремной субкультуре. Ввиду длительного нахождения в местах лишения свободы осужденный вынужден приспосабливаться к существующим там обычаям и нормам поведения, со временем становясь их носителем, что создает проблемы с его исправлением и дальнейшей реинтеграцией в общество.

Таким образом, на основании вышеприведенного можно сказать, что для составления максимально полного портрета личности осужденного необходим анализ его психологических, социальных и преступных особенностей. На основании данных, полученных в ходе анализа, можно оценить склонность осужденного к исправлению, положительное и негативное влияние его социальных связей и статуса с возможностью использовать их для исправления подопечного, а также спрогнозировать вероятность рецидива преступления.

Результатами анализа личности осужденных являются рекомендации по разработке программы реабилитации и ресоциализации, которая должна включать психолого-педагогическую работу с осужденными. Основная цель этой работы – изменение негативных стереотипов мышления и поведения, развитие социально-положительных качеств и навыков. Для этого используются групповые и индивидуальные психологические тренинги, коррекционно-развивающие программы и другие методы.

Список литературы

  1. Луговой, А.С. Личность заключенного на различных этапах отбывания наказания в виде лишения свободы - г. Уфа: Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы. Психология и педагогика: методика и проблемы. – 2014. – С. 22–26.
  2. Минкова, Е.А. Социально-психологические факторы, детерминирующие совершение осужденными насильственных преступлений в условиях отбывания наказания в виде лишения свободы: Преступление – Наказание – Исправление. Рязань. – 2015. – С. 90.
  3. Нуждин А.А. Личность пенитенциарного преступника // Наука и образование в жизни современного общества: сб. научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. В 14 томах. – 2015. – С. 105–106.
  4. Сочивко, Д. В. Некоторые психологические особенности осужденных за разные виды преступлений: анализ эмпирического исследования / Д. В. Сочивко, В. С. Клименко. – Прикладная юридическая психология. – 2018. – № 1 (42). – С. 41–45.
  5. Трофимова, М.В. Влияние условий изоляции от общества на личность и поведение осужденных на разных этапах процесса отбывания наказания. Психология. Вестник КемГУ. – 2009. – С. 81.
Автор: Самолдина Диана Алексеевна