Особенности жизнестойкости и диспозиционного оптимизма у подростков
"Научный аспект №6-2024" - Психология
УДК 159.9.07
Куцувил Стефания Анатольевна – студент магистратуры института дефектологического образования и реабилитации Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена.
Аннотация: В статье исследуется различия между жизнестойкостью и диспозиционным оптимизмом у подростков мужского и женского пола. Исследование рассматривает характеристики жизнестойкости, включая способность справляться со стрессом, адаптироваться к изменениям и сохранять положительный взгляд, а также диспозиционный оптимизм, который предполагает общее ожидание положительных результатов от будущего.
Ключевые слова: жизнестойкость, диспозиционный оптимизм, подростки, стресс, позитивное мышление, психическое здоровье.
Подростковый возраст — это критический период развития, характеризующийся значительными физическими, эмоциональными и социальными изменениями. В это время индивиды сталкиваются с большим количеством вызовов, включая академические нагрузки, социальные отношения, проявления буллинга и будем учитывать, что благодаря проживанию подросткового периода, у человека формируются психологические и личностные новообразования, которые видоизменяют его бытие, в том числе происходит становление Я-концепции: формируется персональная идентичность, представление о личностных изменениях и отличиях от других людей. В основе лежит рефлексивное поведение, самоопределение; 3) развитие интересов и ценностных ориентаций; 4) чувство взрослости [2]. Эти испытания могут привести к увеличению стресса, тревожности и уменьшению благополучия, делая подростков уязвимыми к проблемам психологического благополучия личности. подростковый возраст мы будем рассматривать как кризисный, с бурным протеканием и сложностью для окружения и для самого подростка. Мы будем рассматривать первую фазу подросткового возраста (12–15) лет, ибо в этот момент происходит установление жизненных принципов, установок и ценностей [1]
В последние годы наблюдается растущий интерес к концепции жизнестойкости, которая была внедрена и адаптирована в условиях российской действительности Д. А. Леонтьевым. В данном исследовании, изучаемый феномен был измерен с помощью методики диагностики жизнестойкости, разработанного американским психологом Сальваторе Мадди. Личностная переменная hardiness (жизнестойкость) характеризует меру способности личности выдерживать стрессовую ситуацию, сохраняя внутреннюю сбалансированность и не снижая показатели успешной деятельности. Она представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Автор включает в данную диспозицию три сравнительно самостоятельных компонента: вовлеченность, контроль, принятие риска. Утверждается, что выраженность данных компонентов в целом препятствует возникновению психологического напряжения в стрессовых ситуациях за счет стойкого совладания со стрессами и восприятия их как менее значимыми. По мнению автора методики, жизнестойкость формируется в детском и подростковом возрасте [4].
Диспозиционный оптимизм, который определяется как ожидания человека относительно будущего. Оптимисты имеют тенденцию ожидать положительных исходов, в то время как пессимисты – отрицательных [5]. В исследованиях диспозиционного оптимизма была выявлена связь с психологическим благополучием личности, включая такие феномены как уровни депрессии, тревоги и удовлетворенностью жизни [3]. Психодиагностическим инструментарием для изучения феномена «диспозиционный оптимизм» является «Тест диспозиционного оптимизма» в адаптации Гордеевой Т. О. [3].
Несмотря на важность жизнестойкости и диспозиционного оптимизма, существует недостаток исследований по этим конструктам у подростков. Это исследование направленно на то, чтобы заполнить этот пробел, исследуя взаимосвязь между жизнестойкостью и диспозиционным оптимизмом у подростков. В частности, мы исследуем характеристики жизнестойкости и диспозиционного оптимизма в этой возрастной группе и изучаем, как эти конструкты взаимодействуют и влияют друг на друга. Результаты этого исследования имеют важные последствия для разработки интервенций, направленных на продвижение психического здоровья.
Выборку составили 57 подростков 12-14 лет, где 29 подростков мужского пола и 28 — женского, которые обучаются в МОУ «СОШ №44 им. С. Ф. Бароненко» г. Копейска.
Результаты первичной статистической обработки, в виде средних данных отображены в таблице 1.1.
Табл. 1.1. Результаты средних результатов в выборке подростков женского пола
Описательные статистики |
|||||
|
N |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Среднекв.отклонение |
вовлеченность |
28 |
23,00 |
45,00 |
32,1786 |
7,63061 |
контроль |
28 |
19,00 |
49,00 |
31,5357 |
5,87198 |
принятие_риска |
28 |
9,00 |
26,00 |
16,6429 |
4,50690 |
жизнестойк |
28 |
59,00 |
109,00 |
80,3571 |
15,24179 |
дисп.оптим |
28 |
10,00 |
20,00 |
15,3214 |
2,48035 |
N валидных (по списку) |
28 |
Полученные данные свидетельствуют нам о том, что у подростков-девочек по всем шкалам главенствуют средние показатели исследуемых феноменов, что может нам говорить о том, что личностный потенциал девочек в целом препятствует порождению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет применения адаптивных копинг-стратегий и в последующем воспринимая стрессогенные ситуации как менее значимые. На будущее у девочек в целом смешанные чувства, что можно назвать реалистичными. Они ожидают от будущей жизни как позитивные, так и негативные моменты, осознавая, что жизнь может состоять из различных ситуаций.
Рассмотрим первичные результаты у подростков мужского пола, которые отображены в таблице 1.2.
Таблица 1.2. Результаты средних результатов у подростков мужского пола
Описательные статистики |
|||||
|
N |
Минимум |
Максимум |
Среднее |
Среднекв.отклонение |
вовлеченность |
29 |
17,00 |
47,00 |
29,8276 |
7,78767 |
контроль |
29 |
19,00 |
51,00 |
27,8621 |
7,26402 |
принятие_риска |
29 |
7,00 |
27,00 |
14,6207 |
4,81377 |
жизнестойк |
29 |
52,00 |
111,00 |
72,3103 |
16,75688 |
дисп.оптим |
29 |
5,00 |
19,00 |
12,3448 |
3,78225 |
N валидных (по списку) |
29 |
Полученные результаты говорят о том, что у мальчиков несколько снижены показатели шкал, по сравнению с группой девочек. Средние результаты по шкале «Диспозиционный оптимизм» находятся практически у верхней границы сниженных показателей, что может свидетельствовать о том, что мальчики более склонны ощущать от будущего больше плохого. Но в целом, хоть и мальчики обладают сниженными показателями, нежели девочки, средние значения показывают умеренную выраженность по всем шкалам.
Перейдем к сравнению групп подростков, используя метод математической статистики t-Стьюдента. Было выявлено, что группы различаются лишь по шкалам «Контроль» (р=0,04) и «Диспозиционный оптимизм» (р=0,01). Полученные данные позволяют нам говорить о том, что подростки-девочки действительно ощущают от будущего больше положительных исходов, нежели мальчики. В противоположность мальчики склонны быть более пессимистичными, ожидая негативных исходов и имея более отрицательное отношение к будущим событиям. Это различие может быть обусловлено различными факторами, включая социализацию, когнитивное развитие и эмоциональную регуляцию в подростковом возрасте.
Различия между подростками по шкале «Контроль» может нам свидетельствовать о том, что девочки склонны иметь более высокий уровень контроля над своей жизнью по сравнению с мальчиками, они чувствуют себя более способными влиять на события и исходы. В противоположность мальчики склонны чувствовать себя менее в состоянии контролировать, испытывая более сильное чувство беспомощности и безнадежности, что в дальнейшем может приводить к снижению психологического благополучия личности, возможно увеличение психосоматических заболеваний и снижения качества жизни у мальчиков. Опасение вызывает то, что в данный период формируются основные взгляды на жизнь, определяются ценности и установки. Формирование негативных установок насчет будущего, отсутствие ощущения влиять на то, что происходит вокруг, в последующем может формировать дезадаптивные формы поведения, повышению тревожности и депрессивной симптоматики.
Таким образом, изучив различия между подростками, данное исследование может способствовать развитию психологических мероприятий, направленых на продвижение психического благополучия у подростков. Данные психологические мероприятия могут быть адаптированы для удовлетворения конкретных потребностей мальчиков и девочек, выстраивая более эффективные формы психологических мероприятий.
Список литературы
- Божович Л. И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды [Текст] / Под ред. Д. И. Фельдштейна. — Москва; Воронеж: Ин-т практической психологии, 1995. – 376 с.
- Эльконин Д.Б. Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков [Электронный ресурс] / Д. Б. Эльконин // Вестник практической психологии образования. 2012. Том 9. № 4. С. 73–75. URL: https://psyjournals.ru/journals/bppe/archive/2012_n4/Elkonin (дата обращения: 20.01.2023)
- Гордеева Т.О., Сычев О.А., Осин Е.Н. Разработка русскоязычной версии теста диспозиционного оптимизма (LOT) [Текст] / Т. О. Гордеева [и др.] // Психологическая диагностика. - 2010, No. 2. - 36–64.
- Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест жизнестойкости. — М.: Смысл, 2006. — 63 с.
- Гордеева, Т.О. Оптимистическое мышление личности как составляющая личностного потенциала [Текст] / Т. О. Гордеева. - Психодиагностика, 2007, No. 1. – С. 23–27
- Долгов, Ю.Н. Субъективное благополучие личности в контексте жизненных стратегий [Текст] / Ю. Н. Долгов // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. 2013. № 32. С. 75-79.