Копинг-стратегии современных студентов-первокурсников

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.923

Лабынцева Ирина Сергеевна – кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии и безопасности жизнедеятельности Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению особенностей копинг-стратегий современных студентов, которые они используют при столкновении с различными жизненными и учебными трудностями. Представлены особенности современных студентов цифрового поколения, а также результаты эмпирического изучения трудностей, которые испытывают студенты в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности. Проведенное исследование показало, что студенты имеют большой потенциал в использовании конструктивных копинг-стратегий, который недостаточно раскрыт на этапе адаптации к вузу.

Ключевые слова: учебно-профессиональная деятельность, трудности студентов, копинг-стратегии, адаптация к вузу.

Студенчество – это особая пора в жизни молодого человека. С одной стороны – это новые знания, возможности, перспективы, личностный и профессиональный рост. С другой – это изменение всей прежней системы связей и отношений, освоение новых социальных ролей, для многих – изменение всей жизни, переезд в другой город, отрыв от семьи, столкновение с новыми требованиями и трудностями, преодолевать которые необходимо самостоятельно. Таким образом, изучение способов совладания с трудными жизненными ситуациями всегда являлось актуальной проблемой для студенчества, как особой социальной группы. Особенно это актуально в современный исторический период, который, по мнению одного из мировых мыслителей Джамиаса Кашио, можно назвать BANI-мир: хрупкий, тревожный, нелинейный, непостижимый [2]. Нестабильность, тревожность, неуверенность в завтрашнем дне, информационные перегрузки, нарушение базовых потребностей в безопасности, характерные современному периоду, повышает уровень стресса, что усугубляет и без того сложный период вступления в студенческую жизнь. Специфические социальные и экономические условия, сложившиеся в текущий исторический период способствовали формированию особых психологических особенностей современных студентов, пришедших в стены высших учебных заведений в начале двадцатых годов. Это так называемое поколение Z или цифровое поколение. Им свойственны с одной стороны стремление к саморазвитию, повышенные притязания, социальный перфекционизм, с другой стороны боязнь неудачи, инфантилизм, трудности целеполагания и планирования собственного будущего, динамичность личностных смыслов. Они характеризуются высокой скоростью восприятия информации, способностью работать в многозадачном режиме, но при этом отмечается клиповость, одномерность, стереотипность мышления, раздерганность сознания, иллюзия всезнайства и повышенное доверие к информации из интернета [1, 2]. Данные психологические особенности порождают большое количество различных жизненных и учебных трудностей. Успешное преодоление возникающих трудностей способствует личностному развитию, но многим студентам еще только предстоит научиться эффективным способам или стратегиям преодоления трудных жизненных ситуаций.

Стратегии преодоления трудных жизненных ситуаций, стрессовых воздействий являются неотъемлемой частью адаптационных процессов личности и представляют собой форму поведения, отражающую готовность человека решать жизненные проблемы. Эта проблема активно изучается как в зарубежной (Р. Лазарус, С. Фолкман и др.), так и в отечественной психологии (Грановская Р.М., Гордеева Т.О., Крюкова И.М., Никольская И.М., Е.И. Рассказова, Сирота Н.А., Ялтонский В.М. и др.). Совладающее поведение – это поведение, позволяющее субъекту справиться с трудной жизненной ситуацией путем осознанных целенаправленных действий, направленных на преобразование проблемной ситуации, либо приспособления к ней, если она неподвластна контролю [4]. Владение конструктивными копинг-стратегиями дает возможность человеку успешно преодолевать трудности, расти на этом, обеспечивает эффективность деятельности и психологическое благополучие [3]. Доказана учеными и обратная связь в отношении учебной деятельности: хорошая успеваемость и ощущение субъективного благополучия способствуют выбору активных стратегий преодоления трудностей [5].

В нашем исследовании в качестве базовой была выбрана транзактная модель копинг-поведения R.S. Lasarus и S. Folkman. Данные исследователи выделяют два вида копинг-поведения: проблемно-ориентированный (направлен на изменение ситуации) и эмоционально-ориентированный (направлен на регуляцию эмоционального состояния, вызванного проблемной ситуацией) [7]. И, соответственно 8 копинг-стратегий: конфронтация, дистанцирование, самоконтроль, поиск социальной поддержки, принятие ответственности, избегание, планирование решения проблемы, положительная переоценка. Копинг рассматривается как поддержка стабильности психосоциальной адаптации личности во время стресса. Предложенное Р. Лазарусом понимание копинга в контексте адаптации акцентирует внимание на стремлении человека решить проблему, «если требования имеют огромное значение для его хорошего самочувствия (как в ситуации, связанной с большой опасностью, так и в ситуации, направленной на большой успех), поскольку эти требования активируют адаптивные возможности» [6]. Таким образом, изучение копинг-стратегий преодоления трудностей современными первокурсниками является важной задачей в контексте адаптации студентов к вузу, что и явилось целью нашего исследования.

Исследование проводилось на базе Южного федерального университета в 2023 году. В исследовании приняли участие 180 человек (юношей и девушек) в возрасте 17-19 лет, все студенты первого курса IT- направлений подготовки. В исследовании были использованы следующие методики: опросник «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман), опросник «Трудности студентов» (Лызь Н.А., Лабынцева И.С.) и методика «Индикатор копинг-стратегий» (Д. Амирхан, в адаптации В. М. Ялтонского и Н. А. Сироты), которая позволила изучить копинг-стратегии студентов для преодоления трудностей, возникающих в процессе обучения.

Результаты проведенного исследования представлены в таблицах 1-6. Для начала нами были изучены копинг-стратегии, которые используют юноши и девушки при столкновении с различными жизненными проблемами с помощью опросника «Способы совладающего поведения» (Р. Лазарус, С. Фолкман). Результаты отражены в таблице 1.

Таблица 1 – Способы совладающего поведения студентов

Шкала

Среднее значение

1

Конфронтация

7,8

2

Дистанцирование

8,04

3

Самоконтроль

11,89

4

Поиск социальной поддержки

9,3

5

Принятие ответственности

8,01

6

Бегство-избегание

8,72

7

Планирование решения проблемы

12,65

8

Положительная переоценка

11,63

Анализ средних значений по всем копинг-стратегиям, представленный в таблице 1, показал умеренный адаптационный потенциал использования каждого копинга. Стоит отметить, что чаще всего студенты-первокурсники прибегают к конструктивной стратегии планирования решения проблемы, путем всестороннего анализа сложившейся ситуации, имеющихся ресурсов и объективных условий. Также им свойственно использовать стратегию, направленную на высокий контроль поведения благодаря развитому самообладанию путем минимизации влияния эмоций на оценку проблемы и выбор соответствующего способа решения данной проблемы. На третьем месте по частоте использования стратегия положительной переоценки проблемы и рассмотрения ее как стимула для личностного роста. В меньшей степени у данных респондентов наблюдается стратегия конфронтации через попытки преодоления проблемы за счет нецелесообразной поведенческой активности или выражение отрицательных эмоций.

Таблица 2 – Анализ уровней копинг-стратегий студентов в процентном соотношении

Шкала

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

1

Конфронтация

46,8

14,4

38,8

2

Дистанцирование

12,6

52,25

31,15

3

Самоконтроль

43,2

50,45

6,35

4

Поиск социальной поддержки

30,6

48,6

20,8

5

Принятие ответственности

7,2

66,6

26,2

6

Бегство-избегание

18,01

48,6

33,39

7

Планирование решения проблемы

52,25

47,75

0

8

Положительная переоценка

37,8

54,05

8,15

Анализ таблицы 2 говорит о том, что более половины опрошенных студентов чаще всего используют адаптивную стратегию планирования решения проблемы. Уже в студенческом возрасте данные молодые люди умеют анализировать сложившуюся ситуацию и выбирать наиболее конструктивные способы разрешения трудностей. Чуть меньше половины (43% студентов) склонны при столкновении с трудной жизненной ситуацией к сверхконтролю поведения, что может говорить о чрезмерной требовательности к себе и стремлению скрывать свои переживания от окружения. Почти трети студентов характерны сформированное на высоком уровне умение переосмыслить сложную ситуацию и использовать ее как стимул дальнейшего саморазвития, а также использование внешних ресурсов для разрешения ситуации через привлечение информационной, эмоциональной либо действенной помощи. Более половины студентов характеризуются умеренным использованием стратегии принятия ответственности, что говорит о понимании взаимосвязи между собственными действиями и их последствиями, умении взять ответственность на себя за собственные неудачи, но без необоснованной, чрезмерной самокритики. Принятие чрезмерной ответственности с самообвинительным поведением свойственно 7% опрошенных респондентов. Вызывает опасение чрезмерная подверженность 46% респондентов стратегии конфронтации, что может говорить о недостаточной рациональности и целесообразности поведения в стрессовой ситуации.

Исследуя копинг-стратегии современных студентов-первокурсников, мы не могли обойтись без изучения того, с какими трудностями и как часто они сталкиваются в процессе осуществления учебно-профессиональной деятельности. Результаты исследования данного вопроса представлены в таблицах 3 и 4. Средние значения частоты встречаемости трудностей показали (таблица 3), что респонденты испытывают все виды исследуемых трудностей, но чаще всего встречаются с мотивационными и регулятивными трудностями, в меньшей степени присутствуют трудности социально-психологические.

Таблица 3 –Частота встречаемости учебных трудностей студентов

 

Шкала

Среднее значение

1

Операциональные

0,87

2

Мотивационные

1,02

3

Регулятивные

0,92

4

Социально-психологические

0,32

5

Бытовые

0,7

6

Трудности дистанционного обучения

0,63

Таблица 4 – Анализ частоты встречаемости учебных трудностей студентов (в %)

 

Шкала

Часто (%)

Редко (%)

Никогда (%)

1

Операциональные

9.09

77,27

13,64

2

Мотивационные

23,63

56,36

20,01

3

Регулятивные

21,81

50

28,19

4

Социально-психологические

1,8

23,63

68,57

5

Бытовые

8,18

50,9

40,92

6

Трудности дистанционного обучения

6,3

56,36

37,34

Анализируя частоту встречаемости различных трудностей студентов, мы выяснили, что почти четверть студентов часто испытывают мотивационные трудности, которые отражают нехватку познавательной мотивации, преобладание внешней мотивации, отсутствие интереса к выбранной профессии. Данные трудности также испытывают, но редко 56% студентов. Данные трудности возможно объясняются недостаточной осмысленностью жизни, несформировавшейся позицией субъекта своего профессионального выбора. Регулятивные трудности часто испытывают 22% студентов и испытывают, но редко половина опрошенных студентов. Студенты отмечают нехватку времени, неоптимальность расписания, перегрузки, что, скорее всего, является следствием недостаточно развитой системы саморегуляции деятельности и самоконтроля. Более 70% хоть и редко, но испытывают операциональные трудности в процессе осуществления учебной деятельности, что может быть обусловлено недостаточной сформированностью навыков самостоятельной работы, несоответствием уровня стартовых знаний студентов уровню сложности учебного материала. Более половины студентов редко испытываю бытовые трудности, связанные с материальными проблемами, неумением организовать быть в новых для себя реалиях, и трудности смешанного обучения, отражающие неудовлетворенность недостатком общения и саморегуляции в процессе онлайн-занятий.

Для изучения способов преодоления студентами трудностей, встречающихся в процессе обучения, нами была выбрана методика «Индикатор копинг-стратегий» Д.Амирхан, которая позволила акцентировать внимание на проблемах, связанных с учебной деятельностью. Результаты изучения способов преодоления студентами учебных трудностей представлены в таблицах 5 и 6.

Таблица 5 –Копинг-стратегии студентов, используемые для преодоления учебных трудностей

 

Шкала

Среднее значение

1

Стратегия разрешения проблем 

26,48

2

Стратегия поиска социальной поддержки 

21,23

3

Стратегия избегания

20,03

Анализ средних значений показал, что для преодоления учебных трудностей, студенты так же используют чаще стратегию разрешения проблем, реже стратегию поиска социальной поддержки и редко уходят от решения учебных трудностей.

Таблица 6 – Анализ уровней копинг-стратегий студентов для преодоления учебных трудностей (в %)

 

Шкала

Высокий уровень (%)

Средний уровень (%)

Низкий уровень (%)

1

Стратегия разрешения проблем 

27

54,1

18,9

2

Стратегия поиска социальной поддержки 

7,22

68,46

24,32

3

Стратегия избегания

17,13

11,7

71,17

Анализируя степень выраженности у данной выборки той или иной стратегии, можно сказать, что почти треть студентов, участвующих в исследовании имеют высокий уровень выраженности активной поведенческой стратегии решения проблем, когда студент использует все имеющиеся у него возможности для эффективного преодоления встречающихся учебных трудностей. Средний уровень выраженности данной стратегии наблюдается у половины опрошенных студентов. Стратегия поиска социальной поддержки характерна на среднем уровне практически 70% студентов, однако почти четверти студентов не свойственно обращаться за помощью к окружающим. Возможно, это объясняется тем, что у первокурсников еще не сложился доверительный круг общения, они пока стесняются обращаться за помощью к одногруппниками или преподавателям, что может свидетельствовать о недостаточной социально-психологической адаптированности к образовательной среде у данных студентов. Стараются уйти от решения учебных проблем лишь 17% студентов Большая часть студентов (более 70%) стремятся решать возникающие учебные трудности.

Таким образом, проведенное исследование показало, что как для преодоления жизненных трудностей, так и для преодоления учебных трудностей студенты чаще используют активную адаптивную стратегию разрешения проблем, они прибегают к анализу ситуации и имеющихся в их распоряжении ресурсов, чтобы эффективно справляться с трудностями. Однако высокий уровень использования данной стратегии практически в два раза чаще встречается при решении общих жизненных проблем, чем для преодоления учебных трудностей, так же, как и в случае использования стратегии поиска социальной поддержки. Это может свидетельствовать о недостаточной адаптированности студентов к вузу, учебной группе, условиям обучения в конце первого года обучения. Они еще не в полной мере готовы контактировать с сокурсниками и преподавателями для получения помощи и поддержки, не до конца освоили эффективные способы преодоления учебных трудностей и нуждаются в поддержке адаптационного процесса.

Данное исследование показало большой потенциал студентов в использовании конструктивных копинг-стратегий для преодоления проблем, при этом продемонстрировало необходимость оказания студентам первокурсникам психолого-педагогической и организационной поддержки процесса адаптации к вузу. С одной стороны, в плане развития их субъектных качеств, способствующих успешному преодолению трудностей, навыков саморегуляции, с другой, активизации работы администрации вуза, кураторов учебных групп по организации организационно-педагогического сопровождения первокурсников в образовательной среде вуза.

Список литературы

  1. Лызь Н.А., Лабынцева И.С. Цифровое поколение: трудности студентов и пути их преодоления / Педагогика. 2022. Т. 86. № 6. – С. 86-94
  2. Радаев В. В. Преподавание в кризисе / В. В. Радаев; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». — М.: Изд. дом Высшей школы экономики. 2022. — 200 с.
  3. Рассказова, Е.И., Гордеева, Т.О. Копинг-стратегии в психологии стресса: подходы, методы и перспективы [Электронный ресурс] // Психологические исследования: электрон. науч. журн. – 2011. – N 3(17). – Режим доступа: URL: http://psystudy.ru (дата обращения: 15.05.2024).
  4. Совладающее поведение: Современное состояние и перспективы Под ред. А. Л. Журавлева, Т. Л. Крюковой, Е. А. Сергиенко. – М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2008. – 474 с
  5. Шепелева, Е.А. Особенности учебной и социальной самоэффективности школьников: автореф. дис. … канд. психол. наук. – М., 2008.
  6. Lazarus R.S. Psychological stress and the coping process / R.S. Lazarus. – N.Y.: McGraw-Hill Book, 1966. – 466 p.
  7. Lazarus R.S. Transactional theory and research on emotion and coping / R.S. Lazarus, S. Folkman // Eur. J. Pers. – 1987. – Vol. 1. – P.141-169
Автор: Лабынцева Ирина Сергеевна