Биохимия борьбы со стрессом школьников путём физической активности

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159.91

Стрюков Павел Владимирович – студент факультета экономики, управления и информационных технологий Ухтинского государственного технического университета.

Герберт Денис Владимирович – студент факультета экономики, управления и информационных технологий Ухтинского государственного технического университета.

Аннотация: Статья посвящена изучению роли физической активности в управлении стрессом у школьников через анализ вовлеченных биохимических процессов. Основная цель исследования – определить биохимические аспекты стресса у школьников и предложить решения через определенные виды физической активности.

Ключевые слова: биохимия стресса, активные формы кислорода, аэробная активность, школьная тревожность, периоды стресса, борьба с тревожностью.

Биохимия управления стрессом у школьников привлекла значительное внимание в последние годы. Педагоги и исследователи признают пагубное воздействие стресса на самочувствие учащихся и успеваемость в учебе. В условиях растущих требований и давления, предъявляемых к детям школьного возраста, поиск эффективных стратегий, помогающих им справляться со стрессом, имеет решающее значение для их общего развития и успеха. Одним из многообещающих подходов к управлению стрессом является физическая активность. Давно известно, что физическая активность обладает многочисленными преимуществами для физического здоровья, но новые исследования показывают, что она также может играть жизненно важную роль в смягчении последствий стресса на биохимическом уровне. Понимание сложной взаимосвязи между биохимией и управлением стрессом у школьников имеет важное значение для разработки эффективных мероприятий и стратегий, направленных на улучшение их самочувствия.

Основная цель данной работы – определить биохимическую проблему стресса на основании научных данных и социальных опросов, а также исходя из полученной информации, предложить решение проблемы при помощи определенных видов физической активности.

Согласно исследованиям, проведенным The Harris Poll, самая уязвимая для стресса часть населения – школьники в возрасте 14-18 лет. Это связано с целым рядом факторов таких как: гормональные бури, связанные с переходным возрастом, повышение школьной нагрузки, отсутствие явного стремления к изменениям.

В первую очередь необходимо определить, какие проблемы приносит с собой состояние стресса. С точки зрения биохимии стресс вызывает излишнюю выработку адреналина и кортизола, которые негативно влияют на психическое состояние, а также таких гормонов, как цитокины и прооксиданты, которые повышают риски воспаления тканей [1].

Известно, что состояние стресса определенным образом зависит от времени года. Согласно опросам, проведенным по всему миру крупными исследовательскими центрами (в опросах в общей сложности участвовало более 4 млн человек) чаще всего стрессовое состояние наступает весной или осенью (Исследования проведены аналитиками Preti pavasarim и Magnenst) (Рисунок 1) [2, 3]. Это связано как с появлением в это время дополнительной физической и психологической нагрузки (различные экзамены у школьников, проверки на работе у взрослых и т.д.) так и с биохимическими изменениями. Последняя взаимосвязь объясняется так: Одним из самых важных химических компонентов стресса являются вещества, связанные с воспалительными процессами. А именно – прооксиданты и цитокины. Именно с ними связано повышение стресса в осенне-весенний период. Известно, что в этот период увеличивается число заболевших, и даже у людей, которые не чувствуют каких-либо признаков заболевания может повыситься тревожность и раздражительность (Рисунок 2). Это как раз один из первых признаков того, что в организме повышены какие-то цитокины и прооксиданты [4].

Рисунок1

Рисунок 1. Диаграмма зависимости стресса от времени года

Рисунок2

Рисунок 2. Диаграмма зависимости стресса от состояния здоровья

Бороться с повышенной концентрацией вышеупомянутых соединений можно с помощью таких гормонов как интерлейкин-6 (IL-6) и теперциты (также известных как Тирозинкиназа ZAP-70) Они возникают при воздействии определённых активных форм кислорода, которые могут быть получены в результате умеренных аэробных активностей (Рисунок 3) [5]. Иными словами, подобные вещества могут оказывать химические эффекты, которые помогают справиться со стрессом.

Рисунок3

Рисунок 3. Эффект воздействия активных форм кислорода

Как уже было упомянуто, школьники – самая уязвимая для стресса часть населения. Поэтому, при выборе системы активностей, корректирующих данное биохимическое состояние, совершенно необходимо убедиться, что она подходит школьникам. Основная проблема для людей этого возраста заключается в отсутствии стремления к изменениям и не очень гибком графике дня. Для достижения реального эффекта необходимо, чтобы активность была не сложной и интересной [6].

Для того, чтобы убедиться в правильности наших предположений, мы провели опросы среди школьников в возрасте от 14 до 17 лет. В общей сложности в опросе участвовали 349 человек. Первый опрос был для определения уровня тревожности (Рисунок 4).

Рисунок4

Рисунок 4. Результаты уровня тревожности до методики

Второй опрос посвящался способам, которыми респонденты борются со стрессом (Рисунок 5).

Рисунок5

Рисунок 5. Методы борьбы со стрессом до методики

В 1962 году 6 чемпион мира по шахматам Михаил Моисеевич Ботвинник основал шахматную школу, где практиковал целый ряд методик, являвшихся на тот момент новаторскими. Он стал одним из первых, кто применил прогулки в качестве методики борьбы с детской тревожностью. Его методикой борьбы с тревожностью были 40 минутные прогулки на свежем воздухе [7].

Нами предлагается система снижения стресса, основанная на умеренной аэробной активности. С учётом того, что наша целевая аудитория школьники, мы предлагаем улучшение метода Ботвинника: прогулка 40 минут, включающая в себя 4 подхода подряд. Один подход равен 5 минут ходьбы и 30 секундам максимально быстрого шага. Данный подход с дозированной ходьбой эффективнее борется со стрессом, относительно метода Ботвинника. Всё дело в биохимии. В нашем методе, распространение по клеткам тела необходимых нам активных форм кислорода происходит гораздо быстрее, и в целом его выработка стимулируется значительно оптимальнее.

Спустя полгода после предложения нашей методики, контрольной группе мы провели повторный опрос для определения её эффективности (Рисунок 6). Согласно результатам, общий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности снизился (Рисунок 7).

Рисунок6

Рисунок 6. Результаты уровня тревожности после методики

Рисунок7

Рисунок 7. Борьба со стрессом после методики

Важно заметить, что в данном исследовании мы не применяли деление контрольной группы на придерживающихся и не придерживающихся нашей методологии. Мы не сделали это по причине того, что нам необходимо было получить реальные результаты того, насколько много человек по своей инициативе будут придерживаться нашей методики.

На основе полученных статистических данных можно седлать вывод, что методика, предложенная в данной работе, удовлетворяет критерию легкости по внедрению в жизнь школьников, а также достаточно эффективно снижает уровень как ситуативной, так и личностной тревожности.

Список литературы

  1. Щербатых Ю.В. Психология стресса и методы коррекции. Изд. Питер, 2012.
  2. Pavasara nogurums un stress. [Электронный ресурс]. URL: https://www.ventasbalss.lv/zinas/sabiedriba/19494-pavasara-nogurums-un-stress (дата обращения 06.06.2024).
  3. Шлапакова Т.И., Костин Р.К. Активные формы кислорода: участие в клеточных процессах // ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова Министерства здравоохранения Российской Федерации (Сеченовский Университет). 2020.
  4. Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности.//Ж., Психологическая наука и образование. 1996.
  5. Confidence in Learning Poll. Executive Summary. [Электронный ресурс]. URL: https://www.electricbricks.com/images/lego_education_site_bootstrap/WE-Lego-Exec-Summary-4.1.19-1.pdf (Дата обращения 06.06.2024).
  6. Микляева А. В., Румянцева П. В. Школьная тревожность: диагностика, профилактика, коррекция. Речь, 2004. – 248 с.
  7. Ботвинник М. М. Советская шахматная школа. // Государственное издательство «Физкультура и спорт». 1951. № 2.
Автор: Стрюков Павел Владимирович