Психологическое благополучие людей в период кризиса среднего возраста

"Научный аспект №6-2024" - Психология

УДК 159

Клищенко Роза Николаевна – аспирант Алтайского государственного университета.

Аннотация: В статье представлен теоретический анализ подходов к изучению психологического благополучия. Данный психологический феномен особую актуальность приобретает для людей в середине их жизни. Эффективное переживание кризиса середины жизни позволяет людям оценивать свою зрелость – как яркий, насыщенный событиями период жизни. Изучение психологического благополучия людей в этот период жизни позволит разрабатывать программы комплексного психологического сопровождения людей в период кризиса середины жизни и средней зрелости.

Ключевые слова: психологическое благополучие, особенности психологическое благополучия, возрастная периодизация, кризис середины жизни.

В последнее время психологическое благополучие часто становится основной темой для исследований в научной и прикладной психологии. Это интерес приведен тем, что важно понять, какие процессы способствуют внутреннему балансу индивида, как формируются эти процессы и как они помогают в управлении эмоциями и поведением, особенно во время кризиса среднего возраста. Изучение эмоционально-оценочных отношений, которые являются ключевыми в этом аспекте, помогает глубже понять суть психологического благополучия. Основатель теории психологического благополучия, Н. Брэдберн, подчеркивает значимость этих исследований.

Он определил его как индивидуальное восприятие счастья и удовлетворения жизнью. По мыслям Н Брэдберна, этот термин включает в себя анализ человеком событий его повседневной жизни, в результате чего формируется комбинация положительных и отрицательных эмоций. Психологическое благополучие, таким образом, достигается, когда положительные переживания преобладают над отрицательными. [1].

Значительное внимание было уделено исследованию психологического благополучия учеными такими как Р. М. Райан, К. Рифф, и другими. Вместе с тем, аспекты психологии в контексте карьеры разрабатывались специалистами вроде А.А. Бодалева, Э.Ф. Зеера и Л.Б. Шнейдера. Важно подчеркнуть, что существует несколько терминов, схожих по значению с психологическим благополучием, включая субъективное благополучие по Э. Динеру и эмоциональное благополучие, предложенное Н.В. Пожиткиной и Г.А. Урунтаевой. В дополнение, исследователи такие как Н.А. Батурин и С.А. Башкатов внесли вклад в изучение личностного благополучия, а понятие общего благополучия также получило развитие.

Особого внимания заслуживают исследования психологического благополучия П.П. Фесенко и Т.Д. Шевеленковой через модификацию опросника К. Рифф. Они характеризуют это явление как глубокое ощущение счастья и удовлетворенности, которое основывается на важнейших человеческих ценностях и потребностях. К ключевым факторам, определяющим состояние психологического благополучия, относятся личностный рост, качество взаимоотношений с окружающими и наличие жизненных целей.

«Отметим, что человек не только может ощущать состояние психологического благополучия, но и способен к его рефлексии. Л.М. Куликов указывает, что ощущение субъективного благополучия является устойчивым переживанием личностью особенностей отношения к себе и окружающему миру, определяя собою доминирующее состояние человека.» [3]

Исследование психологического благополучия во время кризиса среднего возраста является важным направлением, так как данная область до сих пор недостаточно разработана в психологической науке. Кризисы, возникающие в период активной социальной жизни, в том числе и кризисы, связанные с возрастными изменениями, значительно влияют на психологическое состояние человека. Особенно выражено это в среднем возрасте, когда человек может испытать ухудшение психологического благополучия из-за потери смысла жизни и отсутствия четких жизненных целей. Первым ученым, который обратил внимание на этот аспект, был К.Г. Юнг, который, основываясь на своем опыте психотерапевтической работы с пациентами, определил, что такой кризис часто наступает на полпути жизненного пути человека.

Карл Густав Юнг утверждал, что собственная индивидуальность может быть найдена через серьезное переосмысление и духовное созревание, которые становятся особенно ценными во второй половине человеческой жизни, когда присущие ей уникальные цели и значение начинают проявляться [6].

Многие ученые из разных стран изучали личность в среднем возрасте и обсуждали возможные кризисы. Среди них были такие именитые специалисты, как Дж. Левинсон, Э. Джакс, К. Роджерс, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.С. Кон и другие. Э. Эриксон, американский психолог, утверждал, что личностное развитие происходит через преодоление кризисов. Он считал, что человек, переживший кризис во второй половине своей жизни, лишен возможности достижения самореализации. В зрелом возрасте человек сталкивается с серьезными проблемами, возникающими из-за нестабильности в семейных и профессиональных сферах.

Концепция Э. Эриксона об эпигенетическом развитии личности предполагает, что в определённые периоды жизни человек сталкивается с нормативными кризисами. Это моменты максимального напряжения внутренних конфликтов личности, которые возникают под влиянием как генетических факторов, так и социальных институтов.

В процессе развития у личности появляются задачи, которые требуют познания новых форм для их реализации. Меняются межличностные отношения с детьми, которые уже выросли и живут самостоятельно, и с родителями, которые требуют большего внимания из-за возрастных психологических и физиологических изменений.

Характер протекания кризиса зависит от того, насколько успешно личность справляется с новыми задачами. В результате личность может двигаться либо по пути продуктивности, либо по пути застоя, который характеризуется замкнутостью, ригидностью и стереотипностью поведения [5].

В период данного кризиса человек осознает, что многие детские и юношеские мечты теперь недостижимы. Он ищет пути решения, анализирует свой жизненный опыт и переосмысливает свою жизнь. Факт старения становится все более очевидным, а возможности прошлого кажутся утраченными.

Отсутствие продуктивности и инертности, как отмечает Э. Эриксон, могут стать причиной зацикленности на самом себе в процессе самореализации [5]. Попадание в рутину работы, согласно И.С. Кону, может существенно ограничить перспективы и вызвать профессиональное стагнация. Вмешательство эмоционального (или профессионального) выгорания, как отмечает В.В. Бойко, также может стать фактором, оказывающим влияние на данный процесс.

Э. Джакс утверждает, что кризис в жизни человека может проявляться различными способами: например, карьера в сфере творчества может прекратиться из-за потери вдохновения или возможно возникновение новых творческих способностей, или же происходят значительные изменения в процессе творчества. Чаще всего кризис сопровождается рядом характерных признаков, включая апатию, раздражительность, пассивность и склонность к конфликтам. Особенно уязвимы к кризису те, кто пережил психологическую травму, находится в экстремальных условиях или страдает от серьезных заболеваний, особенно после неудач в личной или профессиональной жизни.

В исследовательской работе, проведенной Н.В. Мартыновой, было выявлено, что наличие чётко определённой жизненной миссии и оптимистичный взгляд на мир способствуют психологическому здоровью женщин, переживающих переломный момент среднего возраста. Помимо этого, умение адаптироваться и влиять на окружающую обстановку обозначено как третий по значимости аспект, в то время как самоуважение и независимость не имеют такой же весомости. Ограниченные жизненные ценности, как показывает данное исследование, могут стать препятствием для положительных перемен в этот период [4].

В ходе изучения Ю.Б. Дубовик различных аспектов психологической стабильности в течение жизни человека были выявлены значимые закономерности. Основной вывод работы заключается в том, что с возрастанием человека происходит уменьшение его зависимости от условий, навязанных обществом, и одновременно усиливается общее чувство удовлетворенности жизнью. Кроме этого, отмечается усиление социальной компетентности и самостоятельности человека, особенно заметное при достижении среднего возраста. Вместе с тем, с возрастом склонность к личностному развитию, нахождению смысла и постановке жизненных целей, как правило, уменьшается.

О.А. Идобаева утверждает, что для достижения психологического благополучия важны несколько основных аспектов. Первостепенное значение имеет степень развития психологических структур, соответствующих возрасту индивида и его основной деятельности в данном периоде. Кроме того, значительную роль играет социальная ситуация, связанная с возрастом человека, а также его личные психологические особенности, включая эмоциональную стабильность и способы психологической защиты [2].

В исследовании, проведенном Машовцем А.А., освещены аспекты биографической рефлексии и самосочувствия в контексте их влияния на психологическое благополучие в зрелом возрасте. Анализ выявил двойственную природу самосочувствия: с одной стороны, оно связано с улучшением психологического состояния, а с другой стороны, его негативные аспекты, такие как проблемы с принятием собственных неудач и повышенная самокритика, могут способствовать снижению уровня психологического благополучия. Также стоит подчеркнуть, что глубокий осмысленный взгляд на свою жизнь и опыт, а также на отношения с другими, может способствовать психологическому благополучию. Это отражает, как поиск жизненных смыслов в зрелости влияет на общее благополучие человека. Когда человек сталкивается с нехваткой жизненных смыслов, рефлексия помогает интегрировать и восстановить их, обогащая внутренний мир и улучшая благополучие.

Таким образом, психологическое благополучие человека является ключевым фактором, который формирует его личность и влияет на уровень удовлетворённости жизнью. Оно проявляется через наличие чёткой жизненной цели, готовности к общению и взаимодействию с другими, стремления к саморазвитию и способности адаптироваться к изменениям в окружающей среде. Также это состояние имеет значительное влияние на профессиональное развитие взрослого человека и является основой для его успешной жизнедеятельности.

Период зрелости является самым продолжительным этапом жизненного пути человека, на котором он проявляет максимальную социальную активность. Кризис середины жизни значительно влияет на снижение продуктивности, ухудшение психологического здоровья и снижение удовлетворённостью жизнью.

Исследования, посвящённые выявлению особенностей психологического благополучия людей в середине жизни, показали, что основным фактором эмоционального дискомфорта являются внутренние конфликты и чрезмерная загруженность работой. Наличие семейных уз повышает удовлетворенность жизнью, а ощущение одиночества выступает стресс-фактор. Люди данного возраста испытывают тревогу, потерю радости и целей, утрату способности желать. Интерес к друзьям охлаждается, увеличиваются негативные эмоции.

В кризисный люди применяются разные стратегии преодоления: физическая активность, социальное взаимодействие, имагинативные стратегии.

Список литературы

  1. Брэдберн Н. Структура психологического благополучия. Чикаго: Олдин Паб. Ко., 1969. 320 с.
  2. Идобаева О.А. Психолого-педагогическая модель формирования психологического благополучия личности. Автореф. дис. доктора психологических наук. М., 2013. 39 с.
  3. Куликов Л.В. Психология личности в трудах отечественных психологов. СПб.: Питер, 2009. 283 с.
  4. Мартынова Н.В. Психология и патопсихология среднего возраста. М.: Московский психолого-социальный институт, 2016. 163 с.
  5. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. М.: Издательская группа «Прогресс», 1996. С. 53.
  6. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Труд, 1994. 336 с.
Автор: Клищенко Роза Николаевна