Особенности социокультурной адаптации подростков в условиях временного детского коллектива

"Научный аспект №6-2024" - Педагогика

УДК 37.013

Рындина Ольга Сергеевна - магистрант Гуманитарно - Педагогического Института Севастопольского Государственного Университета.

Аннотация.В статье рассмотрена проблема успешности социокультурной адаптации подростков в новой среде. Выявлено влияние новой среды на развитие и становление личности подростка. Определено, что в эффективном процессе адаптации подростков в инокультурной среде важное место занимает понятие интегративного ассертивного поведения. Охарактеризована сущность социокультурной адаптации.

Ключевые слова: социокультурная адаптация, интеграция, социализация, ассертивность, подростки, среда.

Социокультурная адаптация индивида является объектом изучения многих учёных. Процессы личной адаптации становятся необходимыми, когда меняются социальные условия жизни, и привычное поведение оказывается невозможным или малоэффективным.

Проблема адаптации является междисциплинарной и занимает важное место среди исследований отечественных и зарубежных ученых. В работах отечественных исследователей представлены различные подходы к определению социокультурной адаптации (Эндрюшко А.А., Апанович М.Ю., Сокольская Л.В. и Валентонис А.С., Хухлаев О.Е. и др.), анализируется процесс социокультурной адаптации (Смолина Т. Л., Константинов В.В., Рязанцев С.В.).

Невзирая на многочисленные исследования адаптации, остается еще много пробелов в понимании сущности, видов и структуры этого феномена, а также факторов, которые ее предопределяют.

Исследование проблемы социокультурной адаптации подростков в условиях временного детского коллектива требует, на наш взгляд, решения следующих задач: во-первых, установление сущности процесса адаптации как биологического, социального и психологического феномена; во-вторых, анализа общих закономерностей адаптации подростков в условиях временного детского коллектива, обусловленных определенным «временем-пространством» и требованиями детского центра.

Цель статьи – выявить особенности влияния новой среды на становление личности подростка, исследовать факторы успешной социокультурной адаптации подростков в новой среде.

Эффективная и успешная интеграция подростков зависит от многих факторов, в частности от их психологического состояния и как следствие, стрессоустойчивость и интеллектуальная активность. Становление личности как субъекта социализации становится еще более сложной задачей, когда изменяются условия проживания, окружения и языковая среда. Подростку приходится быстрее взрослеть, учиться отстаивать свои позиции в новом коммуникативном пространстве, формировать такие психологические свойства, которые позволили бы полноценно и быстрее войти в социальную сферу новой среды.

Адаптация к новой среде – это наиболее общий термин, описывающий процесс взаимодействия адаптанта с новой культурной средой. Важно понимать, что в современных исследовательских подходах адаптация не рассматривается как однозначно положительный процесс, наоборот, она объединяет все возможные варианты взаимодействия: от ситуации, когда подростки вполне успешно приспосабливаются к новым условиям, так и к ситуации, когда они оказываются несостоятельными вписаться в новую среду.

Ученые выделяет два компонента адаптации: психологический и социокультурный, а также их называют внутренний и внешний. Психологическая адаптация относится к личностным психоэмоциональным реакциям индивида, выражающимся в чувстве удовлетворенности и полноте жизни в новых условиях. Социокультурная адаптация касается усвоения социальных навыков, интеграции в социальную структуру, включая участие в социальных взаимодействиях. Два вида адаптации имеют разную временную динамику изменений. Для социокультурной адаптации характерно интенсивное первоначальное освоение навыков и умений с последующим спадом. Психологическая адаптация менее предсказуема, однако начальный период представляется исследователями как наиболее напряженный этап [2; 5].

Культурная среда – это явление общественное, для его формирования нужна социальная ситуация, которая создается только в результате контактов между людьми. То есть культурная среда – это культура, но рассматриваемая в ее пространственном воплощении, это комплекс специфических особенностей и черт этнического населения, сосредоточенных в пределах определенного пространства и активированный в социальном поведении людей.

Проблема интеграции и социализации подростка приобретает особую актуальность, учитывая их причины в целом или подростка лично.

Анализируя специфику адаптации подростка к новой среде, выделяются следующие условия:

  1. Культурная дистанция. Ряд исследований показывает, что культурная дистанция является одним из важных факторов адаптации. Чем меньше культурная дистанция между коллективом и адаптантом, тем легче проходит процесс адаптации [4].
  2. Языковые компетенции. Многие исследователи в первую очередь относят их к факторам, определяющим культурную дистанцию [3].
  3. Контекст принятия. Как сама инокультурная среда настроена к субъекту. Не смотря на то, что подавляющее количество исследований направлено на стратегию адаптации, но именно принимающая сторона формирует поле, существенно влияющее на уровень стресса и чувство дискомфорта, которое могут испытывать подростки [2].

В период старшего школьного возраста и студенческое время, которое характеризуется изменением ведущей деятельности подростка, изменением его социального статуса и новой социальной роли, одной из наиболее важных черт личности становится ассертивность. Она особенно важна, поскольку рассматривается, с одной стороны, как устойчивая социально-психологическая характеристика, базовым фундаментом которой является уверенность в себе, а с другой – как процесс самоутверждения, содержащий в себе использование стратегии уверенного поведения и высокой самооценки.

В исследовании процессов адаптации подростков в инокультурной среде важное место занимает понятие интегративного ассертивного поведения. В подростковом возрасте в обычной системе социализации ассертивность проявляется в таких качествах, как настойчивость, решительность, сила воли и уверенность в себе. Исследования также свидетельствуют о том, что любой подросток, где бы он ни проживал и учился, проявляет свой познавательный опыт, способности и интересы. То есть процесс социализации в культурной и инокультурной среде одинаков по механике, но различен по эмоциональной нагрузке.

Если подросток обычно должен проявлять избирательность в познании мира, эмоционально личностное отношение к учебным предметам, то в условиях инокультурной среды больше зависит не от его выбора и желания, а от возможностей речевого восприятия предмета и коммуникации со сверстниками. Необходимо подчеркнуть субъект-субъектную детерминацию ассертивности подростка. Среди субъектных качеств важны рефлексия, самоанализ, принятие ответственных решений, способность учить себя, инициативность, стремление к сотрудничеству, саморегуляция, контроль и самокоррекция. Проявление и актуализация этих характеристик напрямую зависит не только от личности в целом, но и от ее интеллектуального уровня.

Культурный процесс – это сознательная работа человека над собственным усовершенствованием, составлением мнений, формированием окружения и поиском социально-полезного дела. Если продолжать размышления в этом контексте, то другая культура, в которую интегрируется молодой человек, активнее способствует его всестороннему развитию и накоплению опыта, реализации коммуникационных навыков и социальной деятельности.

Успешность социокультурной адаптации подростков к инокультурной среде проявляется в следующих показателях:

  • положительные взаимосвязи с новой окружающей средой;
  • активное участие в социальной и культурной жизни общества;
  • адекватность в общении и межкультурных взаимоотношениях;
  • целостность и интегрированность личности.

Интеграция в инокультурную среду также может являться детерминантой раскрытия личности подростка, открывающей его сильные стороны, но при прохождении трех фаз личного становления личности.

Первая фаза (адаптация) заключается в восприятии и изучении подростком ценностей, норм сообщества, в котором он сейчас находится.

Вторая фаза (индивидуализация) характеризуется внутренним конфликтом ребенка.

Третья фаза (интеграция) детерминируется противоречием между стремлением индивида сохранить индивидуальность и быть принятым в группу.

При успешном прохождении фазы интеграции и преодолении внутреннего конфликта у индивида формируются такие качества как гуманность, доверие к людям и уверенность в собственных силах. А преодоление внутренних конфликтов способствует мобилизации ресурсов личности для преодоления существующих барьеров ее развития; способствует адаптации и самореализации в сложных условиях и повышению стрессоустойчивости; конфликты помогают самопознанию и адекватной самооценке; положительно разрешенные конфликтные переживания закаляют характер, формируют решительность в поведении личности.

В связи с тем, что ситуация адаптации, индивидуализации, интеграции при последовательном или параллельном вхождении индивида в разные группы на протяжении жизни воспроизводится, закрепляются соответствующие личные навыки, в результате чего формируется крепкая невротическая психическая структура.

Обобщая все вышесказанное, можно отметить, что существует два компонента адаптации: психологическая и социокультурная, а также четыре способа интеграции подростка в инокультурную среду.

Ассимиляция – полное принятие правил и способов существования определенной инокультурной среды.

Интеграция – сбалансированное сочетание собственных культурных традиций и образов жизни с нормами, приемлемыми в инокультурной среде.

Сепарация – непринятие норм и особенностей инокультурной среды, ригидность психологических и когнитивных реакций.

Маргинализация – непринятие новых норм и правил и утрата собственных культурных ценностей и смыслов.

На способы интеграции влияют культурная дистанция, языковые компетенции, контекст принятия, возраст и фенотипические характеристики. Главная проблема, с которой встречаются подростки в инокультурной среде – это культурный шок, то есть разносторонность двух культур и их конфликт на индивидуальном уровне подростка в инокультурной среде.

Можно утверждать, что категория подростков может рассматриваться как наименее проблематичная с точки зрения адаптации, поскольку подразумевает вхождение в новую культуру молодых людей с четко поставленными целями и желаниями личного роста. Одновременно именно подростки рассматриваются как нестабильная и потенциально конфликтогенная категория, учитывая саму специфику возраста и особенности формирования взрослого человека. Активный процесс адаптации подростков к новым реалиям может вызвать фрустрацию, депрессию, агрессивность, но психосоциальный кризис является закономерным этапом на пути саморазвития личности к обретению ее новой идентичности.

Развитие коммуникативных и организаторских способностей у подростков может существенно повлиять на использование более адаптивных стратегий преодолевающего поведения, формирование лидерских качеств, повышение показателей социального и вербального интеллекта. Эффективная и успешная интеграция подростков зависит от многих факторов, в частности, от их психологического состояния, а как следствие, стрессоустойчивости и интеллектуальной активности. Становление личности как субъекта социализации становится еще более сложной задачей, когда изменяются условия обитания, окружения и языковая среда. Подростку приходится быстрее взрослеть, учиться отстаивать свои позиции в новом коммуникативном пространстве, формировать такие психологические свойства, которые позволили бы полноценно и быстрее войти в социальную сферу инокультурной среды.

Для успешной адаптации важную роль играет ассертивность. Она особенно важна, поскольку рассматривается, с одной стороны, как устойчивая социально-психологическая характеристика, базовым фундаментом которой является уверенность в себе, а с другой – как процесс самоутверждения, содержащий в себе использование стратегии уверенного поведения и высокой самооценки.

Список литературы

  1. Аркатова, О. Г. Специфика социокультурной адаптации / О. Г. Аркатова // Диагностика и прогнозирование социальных процессов : материалы международной научно-практической конференции: в 2 частях, Белгород, 27–28 октября 2016 года. Том Часть 1. – Белгород: Белгородский государственный технологический университет им. В.Г. Шухова, 2016. – С. 60-66.
  2. Боттаева, М. Ж. Адаптация человека в социокультурной среде / М. Ж. Боттаева, А. Ф. Кушхова // Социальная работа в современном мире: теория и практика : сборник статей I Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Майкоп, 06–08 апреля 2023 года. – Майкоп: Адыгейский государственный университет, 2023. – С. 81-83.
  3. Вислова, А. Д. Межличностная коммуникация как фактор социокультурной адаптации подростков / А. Д. Вислова // Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2018. – № 5(813). – С. 111-125.
  4. Ковшикова, О. Ф. Социально-педагогические средства адаптации детей и подростков к социокультурной среде образовательного учреждения / О. Ф. Ковшикова // Педагогическая наука и современное образование: доклады секционных заседаний VIII научно-практической конференции с международным участием, посвященной Дню российской науки, Санкт-Петербург, 10–11 февраля 2021 года. – Санкт-Петербург: Издательство Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена, 2021. – С. 140-144.
  5. Макаров, И. Л. Социокультурная адаптация к процессам современной модернизации / И. Л. Макаров // Kant. – 2022. – № 4(45). – С. 145-149.
Автор: Рындина Ольга Сергеевна