История русской живописи середины XIX века

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 7.035

Лю Минцзу – магистрант Белорусского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные направления живописи в России середины XIX века. Автор описывает достижения художников данного периода времени. Описаны особенности творчества известных художников середины XIX века. Автором рассмотрены процессы и явления, происходившие в русской живописи середины XIX века.

Ключевые слова: живопись, интерьер, искусство классицизм, пейзаж, портрет, реализм, романтизм.

Российское искусство середины XIX века ознаменовалось проявлением новых мотивов. Его внимание сосредоточено на социальных проблемах, основной из которых была необходимость отмены крепостного права. В искусстве того времени началось четкое формирование направления реализма.

При этом, все еще сильным оставалось влияние традиций на изобразительное искусство России. В исследуемом периоде весомое значение уделялось исторической живописи. Библейская, мифологическая, историческая тематика позволяла показать различные человеческие черты в разных ситуациях, что сильно привлекало художников. На каноны классицизма – построение перспективы и композиции, расположение предметов в пространстве, еще не обращали значительного внимания.

Ярким представителем исторических живописцев в России середины XIX века был Федор Антонович Бруни (1801-1875).

Его ранняя работа «Смерть Камиллы, сестры Горацио» написана на античную тематику. В данной картине наблюдается борьба романтизма и классицизма. Особенностями этой картины является наличие строгой выверенности композиции, скульптурная пластика фигур и глубокая эмоциональная и нравственная противоречивость. Сюжет ярко демонстрирует эмоции римского героя, который убивает сестру.

Одним из ярких представителей романтизма в русской живописи является Н. П. Ломтев (1816-1859). Для его картин «Аутодафе», «Проповедь Савонаролы во Флоренции» характерны высокая динамика и выразительный колорит. Поздние картины автора отличаются преобладанием мистического восприятия мира.

П. В. Басин (1793-1877) сочетает в своем творчестве черты классицизма и романтизма. Его работы представлены пейзажными этюдами. «Землетрясение в Рока ди Папа, близ Рима» - произведение искусства, выполненное в стиле романтизма, в котором правдиво передается время суток, освещение и цветовое отношение. Роспись Исаакиевского собора стала итоговой его работой. Автор выполнил наибольшее количество работ из всех художников, участвовавших в росписях.

В русской живописи XIX века пейзаж только начинал завоевание места самостоятельного жанра. Здесь мог свободнее выделятся романтизм, с его композиционными и цветовыми контрастами и сложной игрой настроения и эмоций. Довольно рано становятся заметными в русской пейзажной живописи и реалистические тенденции.

В творчестве братьев Чернецовых, Григория (1802-1865) и Никанора (1805-1879), прослеживается синтез реалистичного подхода и романтических настроений. Вдохновленные русской природой, они создали множество картин во время своего путешествия по Волге.

Никанор Чернецов тяготел к пейзажному жанру, о чем свидетельствуют его работы «Вид на Волге», «Вид Юрьевца-Повольского», «Нижний Новгород», «Крымское побережье лунной ночью» и «Вид Тифлиса». Его кисть с любовью фиксировала красоту природы, городские пейзажи, руины, бытовые сценки, костюмы и этнические типы.

Григорий Чернецов обладал более широким творческим диапазоном. Помимо пейзажей, он писал портреты, интерьеры и масштабные многофигурные композиции. Его magnum opus - монументальное полотно «Парад по случаю окончания военных действий в Царстве Польском 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Петербурге». Небо с плывущими по нему облаками занимает больше половины картины. Яркое солнце освещает огромную площадь, заполненную бесчисленными фигурками солдат, сливающихся в единую массу. Центральную и первую часть полотна занимает коллективный портрет современников. Художник запечатлел образы 223 известных деятелей того времени, написав их с натуры.

История русской живописи середины XIX века была бы не полной без А. А. Иванова (1806-1858), наполнившего жизнью уходящий классицизм, соединив его с романтизмом и реализмом. В трудах автора встречается естественное соединение характеристик разных жанров. Художника увлекала история религии, священные писания в следствие чего он создавал знаменитые библейские эскизы и обращения к образу Христа. Ученые характеризируют его творчество как этический романтизм, то есть романтизм, в котором главный акцент перенесен с эстетического на нравственный.

В середине XIX века Россия переживала период бурных преобразований, и от бытовой живописи ждали не просто запечатления повседневности, но и социальной остроты. В этой атмосфере жанр бытовой картины стремительно демократизировался, делая акцент на сатирическом обличении действительности [2].

Одним из ярчайших представителей этого направления стал П. А. Федотов (1815-1852). Его первые работы, появившиеся во второй половине 30-х годов, еще не блистали композиционной цельностью и глубиной характеров, но со временем художник преобразился из беспристрастного бытописателя в беспощадного критика нравов. Он умел не только сочувствовать своим героям, но и безжалостно высмеивать их пороки. Персонажи и ситуации, созданные П. А. Федотовым, отражали злободневные проблемы того времени, но при этом не теряли актуальности и по сей день.

В середине XIX века искусство портрета эволюционировало медленно. Социальная направленность проявлялась менее явно, чем в жанровой живописи, оставаясь лишь тенденцией. Тем не менее, портретный жанр сохранял свою популярность. Традиционные жанры парадного и камерного портрета продолжали существовать, при этом стал набирать популярность групповой портрет. Возникали и малые его формы или интимные, часто исполнялись акварелью. В портретной живописи начали проявляться жанровые черты, соединяясь с пейзажем и бытовыми сценами [1].

В то время парадные портреты создавались такими художниками, как И. Макаров и Т. А. Нефф. Последнему особенно удавались женские образы, отличавшиеся изяществом, грациозностью и утонченностью колорита. Художник иногда идеализировал своих моделей, благодаря чему мы теперь имеем представление о внешности таких исторических фигур, как великие княгини Марии Николаевны и Елены Павловны, а также императрицы Александры Федоровны и других выдающихся личностях середины XIX века.

XIX век является началом особого жанра перспективной живописи – изображения интерьеров. Для данного жанра обязательным было: соблюдение точной перспективы, фиксация всех деталей в соответствии с натурой, а также использование высокой техники исполнения и гармоничного колорита [3, c. 50].

Рассматривая процессы и явления, происходившие в русской живописи середины XIX века, можно отметить, что в этом аспекте закономерно выглядит начало сбора Павлом Михайловичем Третьяковым (1832-1898) своей знаменитой коллекции в 1850-е годы и его решение в 1860 году завещать ее Москве.

Русская живопись того времени прошла через яркий и драматический этап развития: утвердился реалистический подход и социальная критика, происходила напряженная борьба различных направлений, расцветали новые жанры и осваивались новые темы. Для живописи середины XIX века характерны были доминирующие направления, сфокусированные на правдивом изображении жизни людей и общества. Художники отошли от идеализации и академизма, стремясь к достоверности и критическому взгляду на действительность. Этот период вошел в историю русского искусства как переходный и был отмечен стремительным взлетом великих русских мастеров.

Список литературы

  1. Ильина Т. В. История отечественного искусства. От крещения Руси до начала третьего тысячелетия: учебник для вузов / Т. В. Ильина, М. С. Фомина. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 370 с.
  2. Никольский В. А. История русского искусства / В. А. Никольский; под редакцией П. П. Муратова. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 227 с.
  3. Палагина Т.А. Основы русского искусства XIX века: Учебное пособие. – Саратов, 2015. – 88 с.
  4. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. М. Сокольникова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва: Издательство Юрайт, 2024. – 405 с.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Лю Минцзу