Эволюция акробатического танца и его специфика

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 7

Бай Чжилинь – бакалавр факультета искусств кафедры театрального искусства Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова.

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы, связанные с историей развития акробатического танца и его спецификой. Разработан алгоритм по повышению эффективности спортивной подготовки по спортивной акробатике, который поможет не только повысить эффективность спортивной подготовки в акробатике, но и достичь высоких результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях. В заключении автор статьи делает вывод о том, что требуется комплексный подход в решении задачи стратегического развития и совершенствования акробатического танца.

Ключевые слова: эволюция, акробатический танец, специфика, понятие, виды, эффективность.

Введение

Актуальность темы исследования заключается в том, акробатический танец является популярным видом спорта на сегодняшний день. В переводе с греческого языка термин акробатика означает «ходить на цыпочках». Она представляет собой ответвление
гимнастики и включает различные виды упражнений на гибкость,
ловкость, прыгучесть спортсменов. В настоящее время растет интерес к занятиям акробатическими танцами со стороны различных групп населения, особенно среди молодежи. Красота данного танца состоит не только в том, чтобы умело двигаться под определенный музыкальный ритм, но и показать сочетание искусства с элементами спорта.

Выполнение упражнение на гибкость, выносливость и пластику дарит поистине яркие и незабываемые впечатления зрителям.

Процесс спортивной подготовки акробатов должен быть нацелен на получение,
прежде всего, практических навыков и умений с последующей их
реализаций в спортивном мастерстве.

Следует отметить, что возникновение акробатического танца имеет длительную эволюцию развития, отголоски которого наблюдались еще в древних культурах и традициях. Отдельные элементы акробатического танца использовались в актерском мастерстве, театральных и музыкальных сценах и постановках.

Основная часть

Акробатический танец (АКРО) представляет собой уникальное искусство, основанное на сочетании элементов танца и акробатики. Такой танец требует специальной подготовки от исполнителей на выносливость, плавность движений, технику исполнения отдельных элементов акробатики, выполнения трюков. Специфика акробатического танца заключается в том, что через движения танцоры передают свои эмоции, чувства, переживания и настроение. Кроме того, акробатический танец может включать в себя несколько стилей исполнения, начиная от балета, заканчивая хип-хопом или джазом [9, с.34].

Акробатический танец имеет очень богатую и красочную историю. Эволюция акробатического танца начинается с Древнего Китая и Древней Греции, где танцоры исполняли сложные движения, трюки, прыжки в музыкальном сопровождении. Нередко акробатические танцы использовались при проведении различных ритуалов. В средние века очень часто по улицам ходили бродячие артисты (гимнасты) и показывали трюки с элементами акробатики. В дальнейшем такой танец стал использоваться в цирках, развлекательных учреждениях, а далее уже появился на танцевальных сценах.

Акробатический танец в цирке существовал в виде целого произведения, созданного на сцене, который выполнялся в виде элементов балета. Следует отметить, что прежде чем, организовать выступление проводилась тщательная подготовка исполнителей, сопровождающееся хореографической подготовкой. Элементы акробатики и в настоящее время являются актуальными в цирковом искусстве. Например, прыжки, подкидывание напарника, умение его поймать и другие. Кроме того, акробаты выполняли уникальные движения, использовали различные специфические предметы и принадлежности для своих зрелищных выступлений (снаряды, канаты и др.).

Широкое распространение акробатические танцы получили в США и Канаде. Изначально их начали вводить в программы варьете. Первоначально акробатический танец был в одной из постановок водевиля. Спад популярности водевиля стал толчком к развитию акротанца [7, с.15].

Шерман Коутс (1872–1912), выступавший с Арбузным трестом с 1900 по 1914 год, был отмечен другими танцорами как первый акробатический танцор, которого они когда-либо видели. Другим из самых ранних задокументированных исполнителей акробатических танцев был Томми Вудс, который стал хорошо известен своим акробатическим танцем в замедленном движении в Shuffle Along, в котором он выполнял акробатические движения точно в такт музыке. В 1914 году акробат Лулу Коутс сформировал Crackerjacks, популярную водевильную труппу, которая включала акробатические танцы в свой репертуар вплоть до роспуска группы в 1952 году. Многие другие популярные водевильные компании объединили акробатику и танец в своих шоу, в том числе Братья Гейнс [4, с.70].

Можно отметить, что акробатический танец широко использовался в различных странах. Его проявления зафиксировано в Древнем Египте, где использовались отдельные приемы акробатики. В Китае также использовались акробатические элементы танца для проведения ритуалов и народных праздников. Особенностью китайского акробатического танца является с одной стороны элегантность исполнения движений, а с другой стороны, их детальная отточенность. В Индии акробатические танцы использовались в театральных представлениях. Особенностью индийского акробатического танца является гибкость и плавность совершаемых движений, их координация и динамичность. Таким образом, эволюция акробатического танца преобладала в различных странах и культурах, что внесло определенный вклад в его развитие. Например, в западной культуре акробатический танец содержит в себе элементы гимнастики, балетного искусства и современного танца. Он отличается своей эмоциональностью, яркостью, выразительностью, грацией исполнения движений.

В начале 20 столетия акробатические танцы все более чаще стали использоваться в театрализованных представлениях. Особенно популярной в то время стала восточная тематика, касающаяся ведения гладиаторских боев, боевого искусства. Использование акробатических танцев позволяет раскрыть и наглядно показать картину того времени, заставить зрителя испытать захватывающие чувства и испытать яркие эмоции. В это же время акробатические танцы стали широко использоваться в телевизионных сценах, что принесло широкую популярность среди зрителей.

Постепенно акробатические танцы выделились в отдельное направление танцевального искусства. К специфическим особенностям акробатического танца можно отнести следующие:

1) выкая выразительность танца и его исполнения;

2) сочетание произвольных комбинаций движений;

3) возможность создавать эмоциональные, творческие, художественные образы;

4) особый стиль исполнения;

5) присутствие уникальной хореографии;

6) наличие плавных движений между акробатическими приемами и танцевальными движениями;

7) тщательно продуманное музыкальное сопровождение;

8) количество танцевальных движений должно превосходить количество акробатических приемов;

9) особая техника исполнения танца (основанная на балете, джазе, лирике и т.д.);

10) обязательное наличие акробатических элементов и т.д.

В настоящее время акробатический танец проявляет себя в полной красоте движений, технике их исполнения, музыкальном сопровождении. Посредством этого танца люди могут выразить свои эмоции, настроении, передать чувства. Акробатический танец входит в перечень спортивных дисциплин в различных странах. Например, в Южной Африке он считается официальным видом спорта уже на протяжении 9 лет [6, с.303].

Современный акробатический танец реализуется в сочетании с популярными музыкальными тенденциями в соответствующем аспекте моды. Это придает ему особую актуальность и внимание со стороны зрителей. В отдельных случаях исполнение акробатического танца осуществляется с элементами формата щоу.

Композиция акробатических танцев основывается на использовании общей идеи, которую исполнители должны продемонстрировать зрителю, донести до него основной смысл и чувственные образы восприятия. Одежда для исполнения таких танцев должна быть удобной, привлекательной, обладать высокой эластичностью. Такие композиции сопровождаются ярким музыкальным и световым сопровождением (Рис.1).

Рисунок1

Рисунок1. Композиция акробатических танцев

К основным элементам акробатического танца относятся: ручная ходьба, соскальзывание, передняя антенна, иллюзия поворота и другие элементы.

В акробатическом танце существует несколько основных стилей, которые также имеют свои специфические особенности и черты, к которым можно отнести следующие:

1) лирический акробатический танец – данный стиль основан на плавности и гибкости движений танцора, основная идея выражения которых заключается в передаче чувственного образа зрителю;

2) динамический акробатический танец – данный стиль характеризуется ритмичными, энергичными движениями выстроенными в такт звучания музыки. В данном случае танцор может использовать повороты, прыжки и другие элементы;

3) хип-хоп акробатический танец – данный стиль танца предполагает сочетание элементов акробатического танца и хип-хопа. Его основные черты - это энергичность, выразительность, резкость движений;

4) контемпопари акробатический танец – данный вид танца сочетает в себе контемпопари и акробатику. Здесь большое внимание уделяется эмоциональности, передаче чувств через движения [10, с.47].

Таким образом, каждый вид акробатического танца имеет свою специфику и отличительные черты. Кроме того, акробатический танец также подразумевает хорошую подготовленность танцоров, высокую степень их мастерства и сноровки.

Следует отметить, что акробатический танец используется не только в развлекательной сфере, но и медицине, когда он является инструментом для восстановления здоровья больных пациентов, улучшении их физического и психического самочувствия.

В данной статье разработан алгоритм по повышению эффективности спортивной подготовки по спортивной акробатике, наглядно представленный на Рисунке 2.

Рисунок2

Рисунок 2. Алгоритм по повышению эффективности спортивной подготовки по спортивной акробатике [Авторская разработка]

Представленный алгоритм поможет не только повысить эффективность спортивной подготовки в акробатике, но и достичь высоких результатов на региональных и всероссийских официальных спортивных соревнованиях. Данный алгоритм также будет способствовать дальнейшей эволюции акробатического танца в «духе» современном времени.

Заключение

Акробатический танец является одним из элементов культуры различных народов на протяжении многих лет. В этом танце отразились традиции и манера исполнения движений соответствующих определенной эпохе развития. По мере эволюции акробатический танец приобрел современные черты, которые отражают современные взгляды и уклад общества. В таких танцах сочетаются различные стили исполнения, например, хип-хоп, лирика и т.д. Акробатические танцы в настоящее время рассматривают, как целое искусство, привлекающее внимание широкий круг зрителей. Считаем, что требуется комплексный подход к разработке стратегии дальнейшего развития акробатического танца, заключающийся в совершенствовании техники его исполнения, музыкального оформления, использования различных стилей и т.д.

Список литературы

  1. Бусарев С.В. Физкультура и спорт // Российское предпринимательство. 2018. № 6-2. С. 181-188.
  2. Игнашенко, А.М. Акробатика. М.: ЁЁ Медиа. 2018. 171
  3. Коркин В.П. Акробатика. М.: ЁЁ Медиа. 994 c.
  4. Коркин В.П. Акробатика. М.: Физкультура и спорт. 2015. 143 c.
  5. Мочалова Я.В. Влияние образования на формирование личности // Актуальные проблемы развития науки и современного образования. Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ». 2017. С. 246-247.
  6. Сосина В.Ю. Акробатика для всех. М.: Олимпийская литература. 2019. 847
  7. Садыкина Д.А. Эволюция танца в современной культуре // Омский научный вестник. 2020. № 4. С.15-27.
  8. Соколов Е.Г. Акробатическая подготовка гимнастов. М.: Физкультура и спорт. 2020. 450 с.
  9. Тишанский А.В. История акробатических танцев. М.: Наука. 2022. 189 с.
  10. Шишкина Ю.П. Использование акробатической подготовки в танцевальных программах // Наука и образование. 2019. № 4. С. 47-58.
Автор: Бай Чжилинь