Трансформация канонов китайского искусства в начале двадцатого века

"Научный аспект №6-2024" - Культура и искусство

УДК 7.01

Сунь Байжу – магистр Санкт-Петербургского государственного университета.

Аннотация: Начало двадцатого века стало свидетелем кардинального изменения канонов китайского искусства, перехода от ортодоксальной школы к индивидуалистической. Первоначально преобладал ортодоксальный пейзажный стиль "Четырех вангов", но затем влияние этой традиции начало ослабевать, особенно в южных регионах, таких как Шанхай, где художники черпали вдохновение по-разному. Сторонники династии Мин, такие как Шитао и Бада Шанжэнь, приобрели известность, бросив вызов господству Четырех Ванов. Такие критики, как Тэн Гу и Пань Тяньшоу, критиковали ортодоксальную школу за косность и ограниченность, выступая за индивидуалистическую школу как средство правовой защиты. Несмотря на некоторые попытки объективного подхода, интеллектуалы в основном отстаивали индивидуалистическую школу, отражающую более широкие культурные преобразования, происходившие по мере того, как Китай сталкивался с современностью и переосмысливал свое художественное наследие.

Ключевые слова: искусствоведение, живопись, Китай, ХХ век.

Начало двадцатого века ознаменовалось значительным изменением художественных канонов Китая, переходом от ортодоксальной школы к индивидуалистической. Эта трансформация повлияла как на художественную практику, так и на искусствоведческую литературу. Во времена поздних династий Мин и ранняя династия Цин школа Лоудун, основанная Ван Шиминем и Ван Цзянем, стала знаменосцем ортодоксальной китайской живописи. История этой школы, восходящая к Дун Цичану, получила императорское одобрение, когда император династии Цин Канси назначил Ван Юаньци, внука Ван Шиминя, придворным советником по искусству. Маньчжурские правители, как отмечает искусствовед Джеймс Кэхилл, поддерживали ортодоксальный пейзажный стиль как официальный метод живописи при дворе династии Цин, закрепляя его доминирующее положение в художественном дискурсе той эпохи.

Ортодоксальная школа, особенно стили "Четырех ванов" (Ван Шиминь, Ван Цзянь, Ван Хуэй и Ван Юаньци), доминировали в практике живописи китайской элиты вплоть до начала двадцатого века. Например, пейзажные картины чиновника У Дачжэна, как правило, были выполнены в манере Ван Цзяня и Ван Юаньци. Однако с конца XIX века влияние Четырех Ванов начало ослабевать, особенно в южных районах вокруг Шанхая. Этот упадок был вызван появлением художников из Аньхоя, Янчжоу и Шанхайской школы, которые начали расширять сферу своего вдохновения, выходя за рамки Четырех Вангов, и включать в нее других древних мастеров.

Одновременно современники Четырех Ванов, сторонники династии Мин, известные как "иминь", такие как Шитао и Бада Шанжэнь, начали привлекать внимание ученых и художников. К концу 1920-х годов, как вспоминает Ю Цзяньхуа, многие художники переняли стили Шитао, Бада Шанрена и других ранних сторонников династии Мин, таких как Гун Сянь и Куньцан. Цены на произведения искусства, созданные этими сторонниками династии Мин, резко возросли, и интерес коллекционеров к Четырем Ванам снизился.

Во времена правления Маньчжуров ортодоксальная школа приглушила влияние художников-лоялистов династии Мин, сделав их репутацию достоянием узких местных кругов. Однако к концу правления династии Цин и началу республиканского периода ученые заново открыли этих художников, которых теперь называют индивидуалистами. Они переняли стили и приемы индивидуалистической школы, рассматривая это как средство от застоя, вызванного доминированием ортодоксальной школы. Такие ученые, как Кан Ювэй и Чэнь Дусю, критиковали ортодоксальную школу за пропаганду культуры повторяющегося копирования, которая, по их мнению, привела к упадку китайской живописи.

В 1925 году Дэн Гу подверг резкой критике узкий подход ортодоксальной школы и даже допустил существенную ошибку в своем историческом исследовании, неверно указав на родственные связи между Ван Цзянем, Ван Шиминем и Ван Юаньци. Эта ошибка подчеркнула его пренебрежительное отношение к ортодоксальной школе. Пань Тяньшоу поддержал Тэн Гу и повторил его ошибку в своей собственной истории китайской живописи. Юй Цзяньхуа также преуменьшил вклад четырех Вангов, в то же время горячо восхваляя работы индивидуалистической школы, особенно Шитао.

Несмотря на некоторые попытки объективно отнестись к ортодоксальным и индивидуалистическим школам, например, к школам Чжэн Учана, большинство интеллектуалов начала XX века отстаивали индивидуалистическую школу. Это движение стремилось возвысить индивидуалистическую школу до канонических позиций, заменив давнее господство ортодоксальной школы. Этот сдвиг представлял собой более широкую культурную и интеллектуальную трансформацию в Китае, поскольку страна столкнулась с современностью и переосмыслила свое художественное наследие.

Список литературы

  1. Cheng F. Empty and Full: The Language of Chinese Painting. Shambhala, 1994.
  2. Fong W. C. Why Chinese painting is history // The Art Bulletin, 2003. № 85(2). Р. 258-280.
  3. Janicot É. L’art moderne chinois (Chinese Modern Art). Paris: Librairie You Feng, 2007.
Автор: Сунь Байжу