Внешняя политика СССР в межвоенный период

"Научный аспект №6-2024" - История

УДК 93

Алешин Иван Константинович – магистр истории, выпускник кафедры истории России новейшего времени Историко-архивного института Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В межвоенный период Советское государство столкнулось с целым комплексом проблем в области внешней политики. В данной статье рассматриваются ключевые этапы и направления внешней политики СССР в 1920–1930-х гг., а также проанализированы особенности установления дипломатических отношений между СССР и другими государствами.

Ключевые слова: внешняя политика Советского Союза, межвоенный период, международные отношения.

В 1920-е гг. одной из ключевых стратегических задач для Советского государства было достижение самостоятельности на международной арене. Власти стремились налаживать отношения с западными странами, расширять влияние путем поддержки национально-освободительных движений и находить новых союзников. Учитывая разрушительные последствия Первой мировой войны, Советское государство активно работало над восстановлением и развитием экономики, а также укреплением своей армии и обороноспособности [1]. Во внешней политике СССР в 1920-х гг. выделяются два основных этапа. Первый характеризовался активной дипломатической работой стран-победительниц Первой мировой войны, направленной на установление и укрепление версальско-вашингтонской системы международных отношений и на изоляцию советского государства. Второй связан с обострением противоречий в версальско-вашингтонской системе, ее постепенным разрушением под воздействием враждебных государств, а также началом процесса дипломатического признания Советского государства со стороны стран Запада [2].

В начальные годы формирования государства РСФСР боролась против вторжения иностранных войск не только силовыми, но и дипломатическими методами, стремясь к мирному разрешению конфликта с другими странами. Важной задачей было преодоление дипломатической и экономической изоляции с помощью обращения к деловым кругам других стран, предложений о прекращении военных действий и установлении отношений с РСФСР, а также готовности к уступкам по спорным вопросам [3].

Советская дипломатия достигла значительного успеха в ослаблении антикоммунистической позиции европейских стран путем привлечения их интереса к возвращению России на мировые рынки и восстановлению разрушенных экономических связей. Эта потребность была основной для РСФСР, поскольку внешняя торговля играла стратегическую роль в восстановлении экономики, обеспечении страны необходимыми промышленными товарами и продовольствием.

До конца 1919 г. попытки СССР начать переговоры об экономическом сотрудничестве со странами Запада заканчивались неудачей. Однако ситуация изменилась после победы Красной армии в Гражданской войне, укрепления советской власти, провала интервенции и экономического кризиса. Эти факторы привели к изменению политики стран Запада и открыли путь к переговорам об экономическом сотрудничестве с СССР. Было важно восстановить промышленность, сельское хозяйство и транспорт. Кроме того, для реализации плана ГОЭЛРО, стране требовались промышленные товары, кредиты и техническая помощь из-за границы [4].

Советское государство заключило более 40 экономических договоров с более чем 20 странами, открывая путь к расширению внешней торговли и сотрудничества с Западом. Это дало советской экономике доступ к новым технологиям, товарам и инвестициям. В свою очередь, западные страны получили новые возможности в реализации своей продукции. Негативное отношение к советской торговле уступило место прагматичному подходу, основанному на взаимной выгоде и сотрудничестве [5].

В начале 1920-х гг. российские дипломаты выступали за концепцию мировой революции и планировали создание советских буферных государств вдоль границ [6]. В то время дихотомия во внешней политике страны проявлялась через различия во взглядах В.И. Ленина и Г.В. Чичерина на содержание внешних действий Советского Союза. Чичерин верил, что основы внешнеполитической стратегии должны опираться на национальные интересы страны. Именно это позволило бы советскому правительству улаживать отношения с западными государствами без стремления к распространению социализма за пределы своих границ. По мнению Ленина, внешнеполитическая стратегия должна определяться превалированием идеологии над национальными интересами за пределами территории страны [7].

Италия была одним из первых государств, которые установили торговые отношения с Россией. Соглашение от 21 декабря 1921 г. помогло преодолеть политическую и экономическую изоляцию России, создав благоприятные условия для развития взаимовыгодных торгово-политических связей между двумя странами. Данное соглашение предусматривало обмен официальными агентами, аккредитованными у правительств, и предоставление им дипломатического иммунитета [8].

Подготовка и проведение международной экономической конференции в Генуе и ее продолжение в Гааге показали, что Советская Россия играла значительную роль в европейской политике и экономике. Представители Советского Союза смогли эффективно защитить интересы молодой республики и успешно завершить сложные переговоры [9].

На Генуэзской конференции Советское государство вступило во взаимодействие с представителями 28 стран. В своих заявлениях как союзники, так и советские делегаты акцентировали внимание на тех аспектах, которые способствовали сближению их позиций [10]. Для Советского государства участие в Генуэзской конференции стало ключевым этапом в улучшении отношений с отдельными государствами и с капиталистическим миром в целом.

В 1920-е гг. СССР начал сближение с Германией для дезориентации враждебного капиталистического окружения. Советский Союз стремился использовать противоречия между Антантой и побежденной Германией, чтобы выйти из экономической и дипломатической изоляции и укрепить оборонные возможности.

После завершения Генуэзской конференции в 1922 г. и подписания договора в Рапалло советско-германские отношения вышли на новый уровень. Рапалльский договор устанавливал дипломатические связи и содержал секретную статью о военном сотрудничестве между Германией и Советской Россией.

Внешнеполитическая стратегия Советского Союза в 1920-е годы была направлена на совмещение принципов мировой пролетарской революции с установлением мирных отношений с другими странами. Дипломаты СССР учитывали особенности партнеров и их политический и экономический статус при заключении соглашений.

Внешняя политика в 1930-е годы определялась двумя ключевыми факторами. С одной стороны, СССР стремился к усилению взаимодействия с другими государствами, а с другой стороны, внешние связи в значительной степени формировались внутренней политикой страны [11]. Желание советского руководства заключить соглашение с Великобританией о нейтрализации агрессивных действий Германии появилось в свете растущей угрозы вооруженного конфликта. Политическая атмосфера того времени побуждала стремиться к мирному урегулированию международных отношений [12]. Советский Союз впоследствии начал осуществлять «политику коллективной безопасности», основной целью которой стало предотвращение агрессии, в первую очередь со стороны Германии и Японии.

Первая половина 1930-х гг. стала сложным периодом. Проводились дискуссии о возможном сокращении вооружений, одновременно происходило перевооружение армий и формирование военно-политических блоков, подготовка к Второй мировой войне. Рост реваншистских настроений в некоторых странах усилил стремление Советского Союза к обеспечению своей безопасности через заключение пактов о взаимопомощи.

Для Советского государства конференции по разоружению обладали особой военно-стратегической важностью, поэтому стали отдельным аспектом его внешней политики. Благодаря участию в международных форумах страна не только получила возможность искать способы обеспечения безопасности и сокращения расходов на вооружение на долгие годы, но также использовала одну из наиболее авторитетных площадок для продвижения принципов советской государственности и политики. Руководство СССР приняло решение о вступлении в Лигу Наций, так как советское правительство видело многостороннее межгосударственное сотрудничество ключевым аспектом стратегии мирного сосуществования. Перед началом Второй мировой войны советское руководство акцентировало внимание на поиске способов укрепления границ, отсрочке начала войны и поиске союзников [13].

В 1930-х гг. СССР отдавал приоритет сотрудничеству с Германией как в политическом, так и в финансовом плане. Значительная часть советской экспортной продукции направлялась в Германию, в то время как из Германии в СССР поступало оборудование для развития промышленности. Советский Союз занимал одно из лидирующих положений в немецком экспорте машиностроительного оборудования. Приход Гитлера к власти заставил Советское руководство разработать новую стратегию отношений с Германией.

В 1931-1932 гг. возникли острые разногласия в отношениях между СССР и Францией. Франция обвинила Советский Союз во вмешательстве в свои внутренние дела. Однако уже к концу 1932 г. отношения между странами улучшились, и важным событием, подтверждающим начало дружеских отношений между СССР и Францией, стало заключение пакта о ненападении [14]. Это событие стало новым этапом в дипломатических отношениях между Францией и Советским Союзом.

Во время внешнеполитического кризиса, возникшего в связи с гражданской войной в Испании, советское руководство старалось найти баланс между поддержкой революционных сил и соблюдением своих международных обязательств. Советский Союз оказывал значительную финансовую, военную и политическую поддержку законному правительству Испании, но, несмотря на усилия, республиканское правительство не смогло удержать власть.

В 1937 г. Япония начала активные военные действия против Китая, что привлекло внимание Советского Союза к этому региону. СССР и Китай заключили пакт о ненападении, в результате чего начались поставки советской военной техники в Китай. Советские инструкторы и летчики также принимали участие в войне Китая против Японии. Помощь СССР продолжалась до 1939 г., однако после подписания пакта о ненападении с Германией в том же году она значительно уменьшилась.

Рост недоверия между СССР и Японией привел к конфликтам, поскольку каждое государство стремилось укрепить свою приграничную территорию. В 1938 г. на границе с Манчжурией, недалеко от озера Хасан, вспыхнули серьезные столкновения между СССР и Японией. После продолжительных боев был подписан договор о прекращении огня. Однако в 1939 г. начались бои у реки Халхин-Гол. Ни одна из сторон не смогла добиться значительных успехов. В 1941 г. советское правительство подписало с Японией пакт о ненападении.

В 1939 г. усилилась агрессия Германии в Западной Европе, что вынудило Великобританию и Францию инициировать переговоры с Советским Союзом. Дипломаты трех государств впервые смогли достичь соглашения по проекту договора, который предусматривал взаимопомощь в ответ на агрессивные действия Германии.

Однако СССР осознавал, что с Германией также необходимо договариваться. При проведении предварительных переговоров между Советским Союзом и Германией было достигнуто соглашение, которое привело к подписанию в Москве в августе 1939 г. договора о ненападении сроком на 10 лет. В этом договоре были засекреченные положения, определявшие «сферы влияния» Германии и СССР в Восточной Европе. В зону влияния Советского Союза попали Латвия, Финляндия, Эстония, Бессарабия и восточная часть Польши. Западная часть Польши и Литва оказались под влиянием нацистской Германии. Германия и Советский Союз договорились не вмешиваться в военный конфликт в случае нападения третьей державы. Подписание этого соглашения привело к существенному ослаблению связей между Великобританией, Францией и Советским Союзом.

Германия готовилась к нападению на Францию, что заставило И.В. Сталина разработать план обороны северо-западных границ Советского Союза. В 1939 г. СССР предложил Финляндии сдать в аренду остров Ханко для военной базы и провести обмен территориями между Финляндией и Восточной Карелией, однако Финляндия отклонила это предложение.

В 1939 г. на границе с Финляндией сосредоточились советские войска. В результате инцидента во время военных учений, где погибли и были ранены советские солдаты, СССР обвинил Финляндию в агрессии и потребовал отвода финских войск от границы с Ленинградом. Финляндия отказалась, и в ноябре 1939 г. советские войска вторглись на ее территорию. Конфликт с Финляндией привел к исключению СССР из Лиги Наций. После тяжелых боев советские войска преодолели сопротивление финской армии и добились перемещения границы на 140–150 километров от Ленинграда. Советский Союз получил территории вдоль Финского залива и арендовал остров Ханко на более чем 30 лет.

Таким образом, изначально Советская Россия стремилась стать опорой для развития мировой революции, используя как поддержку революционных движений, так и военную мощь для изменения установленного порядка. Первоначально большевистские лидеры придавали особое значение революционному характеру своей политики, не уделяя должного внимания международным отношениям. Однако с укреплением власти Сталина увеличилось стремление укрепить позицию СССР на международной арене через принципы мирного сосуществования, даже до того, как был провозглашен курс на построение социализма в одной стране. Это последующее развитие сыграло роль в изменении революционного подхода к внешней политике на авторитарно-государственную линию.

В 1930-е годы СССР изменил свою внешнеполитическую стратегию из-за нарастающих фашистских и милитаристических тенденций в Европе. Изменение баланса сил вызвало напряженность как на Западе, так и на Востоке. Было важно предотвратить вовлечение СССР в военные конфликты и развивать выгодные торговые отношения с Западной Европой.

Список литературы

  1. Андросов А.А. Вторая мировая война: идеологические конструкции постсоветской историографии. М., 2000. 232 с.
  2. Барышников Н.И., Миннинен О.В. Зимняя война 1939–1940. Книга первая. Политическая история. М., 1998. 381 с.
  3. Бурганова И.Н. Курс внешней политики Советского Союза в 20–30 гг. // Modern Science. 2022. № 5–1. С. 374–378.
  4. Гришин А.В. Внешняя политика Советского государства первой половины 1920-х годов. Брянск, 2009. 262 с.
  5. Емельянов Ю.В. Сталин. Генералиссимус Великой Победы. М., 2008. 608 с.
  6. Катасонов В.Ю. Экономика Сталина. М., 2014. 416 с.
  7. Максимычев И.Ф. Дипломатия мира против дипломатии войны: очерки о советско-германских отношениях 1933–1939 гг. М., 1981. 288 с.
  8. Севостьянов Г.Н. Политика великих держав на Дальнем Востоке накануне Второй мировой войны. М., 1961. 559 с.
  9. Сиполс В.Я. Дипломатическая борьба накануне Второй мировой войны. М., 1989. 320 с.
  10. Сиполс В.Я. Тайны дипломатические. Канун Великой Отечественной войны. 1939–1941. М., 1997. 447 с.
  11. Соломон Ф. Европа национальных государств против Европы национальных меньшинств. Версальско-Вашингтонская система: возникновение, развитие, кризис. 1919–1939 гг. М., 2011. 313 с.
  12. Хормач И.А. Формирование внешней политики Советского государства в 1917–1939 гг. // Российская история. 2020. № 6. С. 3–16.
  13. Цыплин В.Г. Поиск новых векторов внешней политики России в Европе в начале 1920-х годов // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: История. Международные отношения. 2013. Т. 13, № 1. С. 75–80.
  14. Шкарубо С.Н. Внешняя политика СССР в 1930-х гг.: особенности и перспективы // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. № 2 (279). С. 117–119.
Автор: Алешин Иван Константинович