Тенденции развития игровой индустрии в России

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Суханов Александр Денисович – студент программы «Маркетинг и цифровые коммуникации» Санкт-Петербургского государственного экономического университета

Аннотация: В данной статье рассматривается потенциал и возможные точки роста российского видеоигрового рынка.

Ключевые слова: видеоигры, видеоигровой рынок, потенциал роста, тенденции рынка, поддержка государства.

В последнее время внутренний рынок видеоигр в России переживает настоящий взлет, несмотря на все трудности, с которыми приходится сталкиваться. Институты, такие как АНО «ИРИ», вкладывают огромные ресурсы в создание игр национального уровня. Примечательные примеры – это «Смута», игра, воссоздающая события Смутного времени, которая получила финансирование в размере 260 миллионов рублей, и «Спарта» – проект о частной военной компании, на который выделено 90 миллионов рублей. Также не остались без внимания «Поезда» с бюджетом в 180 миллионов рублей и стратегия «Денис Давыдов», посвященная войне 1812 года, на которую выделено около 50 миллионов рублей [1].

При этом существует сомнение, что только внутренний рынок сможет покрыть эти затраты, поэтому разработчики стремятся выйти на международный рынок, в частности, на китайский рынок. Китай обладает огромным потенциалом и является вторым по доходу во всей игровой индустрии, немного уступая лишь США - 44 миллиарда долларов против 46,4 [2]. При текущих темпах роста к 2029 году игровой рынок Китая вырастет до 95 миллиардов долларов [3]. Однако для успешного проникновения на него необходимо преодолеть барьер в виде строгой цензуры. При этом и китайские разработчики заинтересованы в нашем рынке. Глава издательского подразделения китайского издателя Tencent назвал рынок России «одним из крупнейших в мире», оценив его в 3 миллиарда долларов [4].

Таким образом, перед российской игровой индустрией стоят серьезные вызовы, но в то же время открываются новые перспективы. Успех в преодолении этих препятствий и эффективное использование возможностей определит будущее отечественной разработки игр и ее место на мировом рынке. 

В 2022 году была создана АНО «Организация развития видеоигровой индустрии». Ее главной целью является поддержка значимых видеоигровых проектов в стране, их продвижение, а также соединение всех участников рынка в единую сеть. В организацию были приглашены эксперты отрасли и представители местных студий-разработчиков [5].

В феврале 2024 организация представила дорожную карту для развития игровой индустрии, в которой изложены меры по поддержке российских видеоигр, развитию технологий и выходу на новые рынки, а также подготовке квалифицированных специалистов.

Реализация дорожной карты рассчитана на ближайшие пять лет – с 2024 по 2029 год. В ее рамках планируется выпустить несколько игровых движков, отечественную консоль, проведение киберспортивных мероприятий. Также в стране собираются принять закон о маркировке игр и организовать несколько специализированных выставок индустрии. Эти шаги направлены на стимулирование развития игровой индустрии в России, поддержку отечественных разработчиков, развитие инновационных технологий и укрепление позиций на мировом рынке игр. Дорожная карта разделена на следующие блоки: «Системные элементы поддержки», «Экспорт», «Образование» и «Технологии» [6].

В рамках дорожной карты запланированы следующие мероприятия: 

  • появление российского каталога отечественных игр; 
  • создание отечественных консолей; 
  • запуск акселератора для разработчиков независимых игр;
  • появление фонда, инвестирующего в отечественные студии и проекты;
  • появление региональных хабов для создания игр;
  • появление отечественных игр на киберспортивных соревнованиях;
  • выпуск книг по играм;
  • съемки фильмов, посвященных играм;
  • организация специализированной выставки;
  • открытие игровых направлений в вузах России;
  • открытие отдельного образовательного учреждения, специализирующегося на видеоигровой индустрии;
  • экспорт видеоигр на рынки дружественных стран;
  • привлечение кадров из-за рубежа.

Также корпорация VK предприняла шаги по поддержке отечественных разработчиков, запустив собственную платформу для распространения игр VK Play, которая предлагает особенно привлекательные условия – разработчики получают 95% от доходов от продажи своих игр. Результатом стало увеличение количества пользователей отечественного сервиса цифровой дистрибуции игр до 37 миллионов человек, а количество разработчиков, работающих с платформой, составило 2,5 тысячи [7]. Также, в феврале 2023 года VK Play объявила о запуске «VK Play Инвестиций». Компания инвестировать 300 млн рублей в разработчиков игр в течение 2023 года. Кроме финансовой поддержки, она также пообещала предоставить специальные условия для публикации игр в VK Play, включая дополнительный рекламный инвентарь, индивидуальные условия продвижения и другую помощь в маркетинге. На текущий момент было одобрено порядка 10 заявок на общую сумму в 120 миллионов рублей.

Необходимость поддержки отечественных разработчиков со стороны государства и частного бизнеса становится все более очевидной. Только совместными усилиями можно преодолеть существующие барьеры и создать условия для процветания российской игровой индустрии.

Список литературы

  1. Власти выделили гранты на игры про ЧВК и партизан войны 1812 года [Электронный ресурс] / rbc.ru. – Режим доступа: https://www.rbc.ru/politics/19/10/2022/634f99209a79476f8b97e298.
  2. Исследование потребительского спроса в сегменте потенциальных потребителей игрового контента [Электронный ресурс] / cyberleninka.ru. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/issledovanie-potrebitelskogo-sprosa-v-segmente-potentsialnyh-potrebiteley-igrovogo-kontenta.
  3. Игровой рынок Китая: особенности регулирования, продвижения и перспективы для размещения игр в 2023 году [Электронный ресурс] / dtf.ru. – Режим доступа: https://dtf.ru/u/1277526-asia-pacific-marketing-v-kitae/2266899-igrovoi-rynok-kitaya-osobennosti-regulirovaniya-prodvizheniya-i-perspektivy-dlya-razmesheniya-igr-v-2023-godu.
  4. Россия вошла в десятку самых прибыльных игровых рынков [Электронный ресурс] / gazeta.ru. – Режим доступа: https://www.gazeta.ru/tech/news/2024/03/12/22534717.shtml.
  5. В России учредили объединение представителей видеоигровой индустрии [Электронный ресурс] / kommersant.ru. – Режим доступа: https://www.kommersant.ru/doc/5732206.
  6. В России появилась дорожная карта развития видеоигр [Электронный ресурс] / forgamedev.ru. – Режим доступа: https://forgamedev.ru/v-rossii-poyavilas-dorozhnaya-karta-razvitiya-videoigr.
  7. Статистика VK Play: больше 37 млн аккаунтов игроков и 120 млн рублей инвестиций в разработчиков [Электронный ресурс] / wnhub.io. – Режим доступа: https://wnhub.io/ru/news/other/item-42686.

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Суханов Александр Денисович