Особенности управления системой качества на промышленном предприятии

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Тарасов Вадим Александрович – магистрант Московского политехнического университета.

Аннотация: В статье раскрыта специфика управления системой качества на предприятиях промышленности. Актуальность исследования связана со сложностью хозяйственной деятельности и производства на объектах промышленных предприятий. Поэтому их система качества требует больших усилий по соблюдению нормативов, стандартов и правил. Вдобавок, учитывается высокая степень влияния эффективности управления системой качества на конкурентоспособность продукции, определяя ее полезные свойства и ценность для потребителей.

Ключевые слова: система качества, управление качеством, управление системой качества, промышленные предприятия, промышленность.

Актуальность научного исследования обусловлена высокою ролью качества в обеспечении экономической безопасности организаций промышленности. Поэтому применяется системный подход к управлению качеством.

Под качеством подразумевается та характеристика продукта, которая позволяет полноценно и эффективно удовлетворить потребности клиента. Управленческие решения, направленные на совершенствование качества, изначально могут вызывать сомнения и дискуссию среди руководства промышленного предприятия. Однако итоговый результат, вероятнее всего, окажется положительным [1].

Система управления качеством (СМК) на промышленном предприятии – это организация процесса конкретных действий, где в совокупности осуществляется систематическая работа по созданию необходимых условий организационного, технического и экономического характера, гарантирующих то, что бизнес-процессы производственной деятельности будут реализованы на высоком уровне качества.

В рамках стандартизации СМК на промышленных предприятиях России используются следующие национальные стандарты:

  1. ГОСТ Р ИСО 9000-2015. Справочник управления качеством, в котором определяются термины основных понятий, используемых при контроле качества за продукцией и производственными процессами. Целью стандарта является повышение осведомленности руководителей и собственников предприятия о том, как удовлетворять потребности клиентов и заказчиков через управление качеством.
  2. ГОСТ Р ИСО 9001-2015. Нормативный документ, в которым определяются основные принципы, методы и модели управления качеством продукции и производственных процессов, чтобы они соответствовали указанным критериям и показателям. Представлены инструменты, которые позволяют обеспечивать стабильность производства, удовлетворенность заказчиков и совершать усилий по устранению производственных и технологических рисков, влияющих на качество продукции.

Главным отличием управления системой качества на промышленном предприятия выступает ее сложность. Относительная продолжительность производственного цикла требует, чтобы выявленные несоответствия в технологических операциях устранялись не только в технологических процессах, по которым ведется работы и где они обнаружены, но и в тех, которые будут использоваться в предстоящих этапах производства продукции.

СМК предприятия в современной практике сталкивается со следующим рядом актуальных проблем и сложностей, таких как:

  • работа СМК имеет формальный характер, не влияя на принятие управленческих решений в области производства;
  • менеджмент не мотивирован на решение проблем СМК, что ухудшает результаты производственной деятельности;
  • руководство не видит положительного воздействия СМК на экономическую эффективность производственной деятельности предприятия, что снижает мотивацию руководителей соблюдать его стандарты и правила.

Поэтому промышленные предприятия проводят регулярный анализ СМК, результатом которого является протокол, к которому прилагается перечень планируемых мероприятий по улучшению системы. Эти мероприятия должны быть нацелены на устранение причин выявленных несоответствий, предупреждение рисков и реализацию выявленных возможностей.

В основе анализа СМК на промышленном предприятии используются сертификаты ИСО 9001:2015 п.9.3 и ISO 9001:2008 п. 5.6 [4].

Первый стандарт качества предполагает требование к менеджменту, который должен проводить анализ качества на предприятии через определенные временные интервалы для того, чтобы поддерживать устойчивость системы качества, чтобы производимая продукция соответствовала указанным нормативам.

Второй стандарт качества предполагает требование к менеджменту, который должен проводить анализ качества на предприятии через определенные временные интервалы для того, чтобы совершенствовать систему качества, дополнять ее новыми инструментами, обеспечивая результативность и достаточность.

Ряд экспертов считает, что главным направлением совершенствования СМК современных предприятий промышленности России является продолжение цифровизации и автоматизации в управлении бизнес-процессами. В 2024 г. практическая роль и актуальность внедрения информационных технологий при повышении качества бизнес-систем организаций не уменьшается, а наоборот, увеличивается.

Это обусловлено тем, что внутренние затраты организаций экономики России увеличиваются и составляют уже 2,947 трлн руб. При этом практические примеры крупных компаний демонстрирует влияние цифровых технологий на повышение экономической эффективности хозяйственной деятельности. Наиболее популярным является использование облачных технологий и сервисов. Примерно 27,1% российских организаций пользуются данной цифровой технологией. На втором месте технологии больших данных (25,8% организаций) [2].

Схематически переход системы менеджмента качества промышленных предприятий к цифровизации можно отобразить на рис. 1.

Рисунок2

Рисунок 1. Задачи системы менеджмента качества промышленного предприятия в рамках цифровизации

Без системы менеджмента качества многие компании рискуют потерять лидерские позиции и конкурентоспособность. Опросы показывают, что 80% потребителей ставят качество на первое место при принятии решения о покупке, а в 40% случаев качество является приоритетным фактором при выборе поставщика. При этом за 85% проблем качества отвечает система качества, а за остальные 15% – исполнители [3].

Таким образом, для руководителей компаний промышленности первоочередной задачей является управление качеством. И важно проводить внутренний анализ СМК, что позволяет объективно оценить эффективность принятия решений, направленных на совершенствование качества бизнес-процессов, продукции и производственных работ. Благодаря грамотно сформированной системе качества производство промышленной продукции проводится на высоком уровне, имея конкурентоспособность по свойствам и ценности для потребителей. Это увеличивает шансы компании на успешную конкурентную борьбу, охватывая свою долю на рынке в условиях повышенной конкуренции.

Список литературы

  1. Мордовкина А.Ю. Качество как объект управления. Основные методы управления качеством // Вестник науки. 2023. №12 (69). С. 149-156.
  2. Цифровая экономика: 2023: краткий статистический сборник / Г.И.Абдрахманова, С.А.Васильковский, К.О.Вишневский и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». - М.: НИУ ВШЭ, 2023. – 120 с.
  3. Бузов П.А., Жихарев А.Г., Маторин С.И. Функционально-стоимостный анализ для системы менеджмента качества // Научный результат. Информационные технологии. 2022. Т. 7. № 2. С. 35-41.
  4. Савина А.Д., Салдаева Е.Ю. Анализ системы менеджмента качества на примере промышленного предприятия // Синергия Наук. 2021. № 66. С. 478-486.
Автор: Тарасов Вадим Александрович