Реализация стратегии устойчивого развития предприятия как ключевой фактор обеспечения его конкурентоспособности в условиях неопределённости

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 338.242

Кусаинов Ренат Рустемович – аспирант Тюменского индустриального университета.

Аннотация: В статье рассматривается актуальность формирования научно обоснованных стратегий развития для предприятий, работающих в условиях высокой степени неопределённости макроэкономической, отраслевой и институциональной среды. Особое внимание уделяется компаниям нефтегазовой промышленности, для которых наличие такой стратегии имеет критическое значение из-за существенной волатильности цен на энергоносители, валютных курсов и других факторов. Также анализируются различные подходы к определению понятия «стратегия», включая теорию игр и науку управления. Авторы приходят к выводу, что стратегия — это комплексный план действий, который учитывает внешние и внутренние факторы, влияющие на деятельность предприятия, и направлен на достижение его стратегических целей.

Ключевые слова: нефтегазовый комплекс, тенденции устойчивого развития, энергетическая стратегия, предприятия нефтегазового комплекса, современное состояние рынка. 

Эффективность развития предприятий различного масштаба и профиля операционной деятельности в современных условиях хозяйствования, характеризующихся высокой степенью неопределенностью макроэкономической, отраслевой и институциональной среды, существенной волатильностью финансового, кредитного, валютного и других рынков, непосредственно зависит от наличия научно обоснованной, комплексной стратегии деятельности.

Вместе с тем, как отмечает, например, А. Кинг для компаний сферы нефте- и газодобычи, переработки и транспортировки энергоносителей наличие такого рода стратегии имеет более актуальное значение, чем, в частности, для ряда малых и средних субъектов предпринимательства сферы ритейла или оказания платных услуг населению, или для компаний ВПК, имеющих стабильное бюджетное финансирование и одновременно характеризующихся сравнительно низким уровнем самостоятельности в части разработки и реализации управленческих решений [1]. Сходной точки зрения относительно особой значимости стратегии для обеспечения эффективного функционирования предприятий нефтегазового комплекса (НГК) экономической системы придерживается и Е.П. Ардашева [2].

Действительно, формирование действенной, научно обоснованной стратегии развития особенно актуально для компаний, действующих в условиях высокого уровня неопределенности внешней финансово-экономической и институциональной среды. К такого рода компаниям относится большинство субъектов хозяйствования нефтегазовой промышленности - в рамках рассматриваемой отрасли экономики существенный уровень неопределенности и, как следствие, предпринимательского риска обуславливается совместным влиянием таких факторов, как крайне значительный уровень волатильности мировых цен на энергоносители, непредсказуемость действий ОПЕК и ОПЕК+, существенная колеблемость валютных курсов, от которых непосредственно зависит эффективность деятельности производителей и экспортеров нефти и газа и т.п.

Высокий уровень неопределенности развития мировой нефтегазовой индустрии, обуславливающий особую необходимость формирования научно аргументированных стратегий предприятий данной отрасли, подтверждается существенной колеблемостью средней рентабельности компаний мирового НГК относительно средней рентабельности продукции, работ, услуг по мировой экономике в целом.

Необходимо отметить, что в настоящее время единого, общепризнанного определения категории “стратегия” не существует. В частности, оно широко используется в теории игр и было дано в книге Фон Неймана и Моргенштерна по теории игр в следующем виде: “стратегия - это полный план, указывающий какие выборы (ходы) будет делать игрок в каждой возможной ситуации”. Очевидно, что данное, приемлемое для теории игр, определение не может быть в чистом виде использовано для верификации сущности стратегии современного промышленного предприятия, поскольку последняя отнюдь не сводится лишь к использованию методологии теории игр.

Достаточно простое и емкое определение предлагает классик науки управления Г. Минцберг: “Стратегия - это модель (образец поведения) в потоке будущих действий или решений” [3]. Сходной позиции придерживается и Дж. Барни: “Стратегия - это модель размещения ресурсов, которая позволяет организации улучшить результаты ее хозяйственной деятельности. «Хорошая» стратегия - это стратегия, которая нейтрализует угрозы, использует рыночные возможности, опираясь на свои сильные стороны и укрепляя свои слабые стороны” [4]. Вместе с тем, представляется не вполне корректным отождествление таких научных категорий как “стратегия” и “модель”. 

А.В. Якимов определяет сущность стратегии следующим образом: “Стратегия - это модель взаимодействия всех ресурсов, позволяющая организации наилучшим способом исполнить ее миссию и добиться устойчивых конкурентных преимуществ” [5]. Тесную связь стратегии с процессами повышения конкурентоспособности, причем в отношении стратегий развития не только отдельных предприятий, но и целых регионов, подчеркивают О.В. Демьянова и А.Р. Сафиуллин [6].

Один из основоположников науки стратегического управления И. Ансофф приводит, в частности, следующее определение: “по своему существу стратегия есть набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей дея­тельности” [7].

К.С. Фиоктистов под стратегией понимает “конкретный долгосрочный план достижения некоторой цели, а выработка стратегии – это процесс нахождения некоторой цели и составление долгосрочного плана. Такой подход основывается на том, что все возникающие изменения предсказуемы, происходящие в среде процессы носят детерминированный характер и поддаются полному контролю и управлению. Кроме того, под стратегией понимается долгосрочное качественно определенное направление развития предприятия, касающееся сферы, средств и формы ее деятельности, системы внутрипроизводственных отношений, а также позиций предприятия в окружающей среде” [8].

На мой взгляд, достаточно емкое и одновременно точное определение рассматриваемого мной экономического понятия предлагает Р. Бойер: ‘Стратегия предприятия - это система объективных наиболее приоритетных направлений развития и реализации всех элементов экономического потенциала субъекта хозяйствования” [9].

Несомненно, в подавляющем большинстве случаев эффективная реализация стратегии промышленного предприятия способствует и росту уровня его конкурентоспособности. Вместе с тем, по моему мнению, не вполне точным является полное отождествление процессов эффективного формирования и реализации стратегий субъектов хозяйствования с усилением их конкурентных преимуществ. Во-первых, разработка стратегии целесообразна и для олигопольных и монопольных структур (например, т.н. “естественных монополий”), повышение конкурентоспособности продукции или услуг которых не является основополагающей целью их деятельности.

С другой стороны, и в условиях интенсивной конкуренции не всегда стратегии могут быть направлены только на повышение уровня конкурентоспособности: например, стратегия интенсивного развития социальной инфраструктуры или экологической модернизации только отвлекает ресурсы от профильных направлений деятельности и несколько снижает уровень текущей конкурентоспособности деятельности субъекта хозяйствования, хотя в долгосрочном периоде с определенной долей условности, посредством повышения его имиджа, может и оказать позитивное влияние на конкурентоспособность.

Список литературы

  1. King A.M. Internal control of fixed assets. NY.: Wiley, 2023. P.64.
  2. Ардашева, Е.П. Частно-государственное соуправление развитием регионального нефтегазохимического комплекса в системе отраслевой политики: дис… д-ра экон. наук: 08.00.05 / Евгения Павловна Ардашева – Казань, 2008. С.31-32.
  3. Mintzberg H., McHugh A. Strategy formulation in adhocracy.- Administrative Science Quarterly, 30, 1985.-p.5
  4. Barney J.B. Gaining and Sustaining Competitive Advantage. - Addison-Wesley Publishing Company, New York, 1996. – з.32.
  5. Якимов А.В. Теория и практика стратегического планирования // инвестиции в России. – 2017. - №5.-с.23.
  6. Демьянова О.В., Сафиуллин А.Р., Хазиахметов Б.З. Подходы к оценке конкурентоспособности на основе методов анализа эффективности. – Казань, ЦПЭИ, 2009. – С.11.
  7. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия. – М.: Армада, 2016. - С.32.
  8. Фиоктистов К.С. Стратегическое планирование: теория и методология//Развитие менеджмента в России. – Красноярск, 2024. – Вып.1 – c.15
  9. Boyer R. The Variety and Unequal Performance of Really Existing Markets: Farewell to Doctor Pangloss // Contemporary Capitalism: The Embeddedness of Institutions / J.R. Hollingsworth, R. Boyer (eds.). Cambridge: Cambridge University Press, 1999. P. 62
Автор: Кусаинов Ренат Рустемович