Особенности работы департамента информации и печати МИД России в эпоху цифровой трансформации

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 33

Меньшикова Анна Андреевна – магистрант Российского государственного гуманитарного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются вопрос функционирования Департамента информации и печати МИД России (ДИП МИД России) в условиях цифровой трансформации, анализируется эффективность применяемых им инструментов для достижения внешнеполитических целей государства.

Ключевые слова: цифровая дипломатия, внешняя политика, Россия, МИД России, внешнеполитическая деятельность, ДИП, социальные сети.

Согласно Концепции внешней политики 2023 года Российская Федерация намерена уделять приоритетное внимание «совершенствованию инструментов и методов информационного сопровождения внешнеполитической деятельности Российской Федерации, в том числе повышению эффективности использования современных информационно-коммуникационных технологий, включая социальные сети» [3]. Главным фактором в современном мире является формирование за рубежом позитивного восприятия России, дружественного отношения к ней. Неотъемлемым элементом соответствующей работы должны стать целенаправленные усилия по широкому разъяснению за рубежом внутренней политики России, происходящих в стране политических и экономических процессов. Кроме того, все более актуальным становится ускоренное развитие в Российской Федерации собственных эффективных средств информационного влияния на общественное мнение за рубежом [5].

Важно отметить, что традиционные формы работы информационной системы МИД России и сторонних загранучреждений невозможно представить и полноценно развивать без активного использования социальных сетей и интернет-площадок. Данный ресурс является отличной возможностью взаимодействия с гражданами, получения и составления запросов, установления деловых контактов, формирования базы журналистов. На данной площадке также решаются поставленные задачи и цели на международном политическом уровне.

Экономический кризис 2021 года, пандемия коронавируса и проведение СВО в 2022 году продемонстрировали, как важно использовать инструменты цифровых технологий для pr-кампаний, а ухудшение отношений со странами Запада лишь доказывает необходимость адаптироваться под современные реалии и искать новые возможности диалога.

В данном исследовании рассматривается работа пресс-службы МИД России для достижения внешнеполитических целей и дается попытка ответить на вопрос: какие образом современная пресс-служба министерства выстраивает свою работу в эпоху цифровой трансформации и какие инструменты использует в своей работе.

Организация работы Департамента информации и печати МИД РФ

В структуре подразделений МИД России существует Департамент информации и печати (далее – ДИП), а также действующий в рамках него Пресс-центр МИД России. Указанные ведомства отвечают за распространение достоверной информации через различные информационные платформы и ресурсы: СМИ, социальные сети, издательства и медиа.

Важное значение в указанном департаменте имеет Директор, который также является официальным представителем министерства. С 2016 года данную должность занимает Захарова Мария Владимировна, выпускница факультета международной журналистики МГИМО. Еженедельно официальный представитель МИД России участвует в брифингах, дает интервью зарубежным и российским изданиям. Также М.В.Захарова активно ведет свои социальные сети, где делится мнением по актуальным вопросам международной повестки.

Реализацией коммуникационной деятельностью за рубежом, а также трансляцией официальной позиции России по актуальным вопросам занимаются пресс-службы загранучреждений МИД России. Актуальная позиция России по текущим внешнеполитическим вопросам транслируется загранучреждениями для объективного информирования населения страны пребывания.

Площадки для размещения информации, используемые пресс-службой, и их характерные особенности

Основной деятельностью ДИП является:

  • информационное сопровождение визитов высших российских должностных лиц и делегаций в иностранные государства, а также их поездок в Россию,
  • оказание всевозможной визовой поддержки иностранным представителям СМИ и журналистам;
  • принятие решение об аккредитации иностранных журналистов;
  • оказание содействия в решении практических вопросов пребывания в России;
  • помощь в получении доступа к определенным источникам информации в России.

ДИП подготавливает и публикует официальные данные и отчеты по пресс-мероприятиям и брифингам.

Основным инструментом работы пресс-службы МИД является официальный сайт Министерства, ориентированный на граждан, интересующихся внешнеполитической деятельностью страны [4]. Он предоставляет пользователям следующую информацию:

  1. Выступления Президента РФ;
  2. Выступления Председателя Правительства РФ;
  3. Выступления Министра иностранных дел и других официальных лиц Российской Федерации;
  4. Официальные заявления и сообщения МИД России;
  5. Федеральные нормативные акты федеральных органов исполнительной и законодательной власти по внешнеполитическим и внешнеэкономическим вопросам.

Официальный сайт содержит важную информацию о внешнеполитической деятельности министерства. М.В.Захарова оставляет личные комментарии в ответ на провокационные публикации западных СМИ. Количество подписчиков, охваты и вовлеченность аудитории говорят о том, что данный вид общения сегодня наиболее востребован. «Это не вопрос иного стиля, это вопрос расширения диапазона информационной работы — просто мы поняли, что есть разная аудитория и каждая предполагает свой стиль общения» — комментировала М.В.Захарова вопросы журналистов касательно информационной деятельности министерства [7].

Развитие и успехи цифровой дипломатии

Процесс цифровизации в настоящее время является приоритетным для развития МИД России и его внутренних структур, что подразумевает непрерывное размещение информации в официальных аккаунтах структур Министерства в социальных сетях и на различных Интернет-площадках.

В этом процессе ведомство достигло определенных успехов. В 2014 году МИД России был награжден премией Рунета в номинации «Культура, СМИ и массовые коммуникации».

В 2024 году за успешное развитие аккаунта в Rutube МИД России победил в номинации «Каналы государственных структур» в рамках проведения первой национальной премии «Феникс» для заблокированных на западных площадках блогеров.

Также благодаря активной работе в социальных сетях МИД России занял первое место в рейтинге эффективности госструктур Российской Федерации за второй квартал 2024 года (подготовлен телеграмм-каналом «ПУЛ» и платформой «The World Inform»). KPI квартала составил 91%.

Заключение

В настоящее время пресс-служба МИД России достигла больших результатов в информационной сфере, что позволяет заявить, что Россия – один из мировых лидеров в использовании инструментов и методов цифровой дипломатии и процесс цифровизации министерства прошел вполне успешно.

Список литературы

  1. Воронина Д.Е. Развитие российской цифровой дипломатии на современном этапе. // Журнал «Международные коммуникации» Факультета международной журналистики МГИМО. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://intcom-mgimo.ru/2019/2019-11/present-russian-digital-diplomacy
  2. Казаринова Д.Б. Феномен «мягкой силы». Стратегии мягкой силы в политике государств-членов двадцатки // Свободная мысль. – 2011.– No3. – С. 187–200.
  3. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Президентом Российской Федерации В.В.Путиным 31 марта 2023 г.) [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.mid.ru/ru/detail-material-page
  4. Кутинова Т.В. Особенности деятельности МИД России в социальных сетевых коммуникациях. // Коммуникология: электронный научный журнал. Том 3. №1, 2018. С. 75-83.
  5. Мельникова О.А. (2015). Основные задачи информационного обеспечения внешнеполитической деятельности. // Вестник МГИМО Университета. Москва. С. 93-100.
  6. Меньшиков П.В. Информационная политика России. М.: Издательство «МГИМО-Университет», 2017. – 214 стр.
  7. МИД РФ: Захарова Мария Владимировна назначена директором Департамента информации и печати. [Электронный ресурс]. Режимдоступа: http://www.mid.ru/activity/shots/new_appointments//asset_publisher/2TDCzbl45VHK/content/id/1648179
  8. Пантелеев Евгений Александрович, Дипломатическая служба: современныеформы взаимодействия со СМИ. http://pravo.mgimo.ru/razdely/diplomaticheskaya-sluzhba/diplomaticheskaya-sluzhba-sovremennye-formy-vzaimodeystviya-so-s-0
Автор: Меньшикова Анна Андреевна