Основные тенденции в стратегиях развития рынка готовой кулинарии в России

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 339.13

Устыменко Мария Андреевна – магистрант Экономического факультета Института цифровых технологий Марийского государственного университета.

Научный руководитель Кренева Светлана Геннадьевна – кандидат экономических наук, доцент кафедры Экономики и маркетинга Марийского государственного университета.

Аннотация: В статье рассматриваются основные тенденции в стратегиях развития рынка готовой кулинарии в России. Проанализирована статистика за последние годы в области увеличения спроса на готовую еду, а также факторы, влияющие на рост рынка, такие как увеличение спроса на здоровую пищу, изменение образа жизни потребителей. Особое внимание уделяется вопросам конкуренции и трендам в производстве готовых кулинарных изделий, а также перспективам развития рынка в ближайшие годы.

Ключевые слова: рынок готовой еды, кулинария, стратегия развития, тренды.

С каждым годом спрос на готовую еду стремительно набирает обороты. Покупка готовых блюд уже не является роскошью, а это средство экономии личного времени и средств. Именно поэтому крупные федеральные ритейлеры активно развивают это направление, а также открывается множество магазинов кулинарии и доставок в этом направлении.

Аналитики АО «Россельхозбанк» утверждают, что в ближайшие два года рынок готовой еды в России может вырасти почти в четыре раза. Для этого они опираются на показатели прошлых лет – с конца 2017 года объемы производства готовой еды увеличиваются в среднем на 55% в год, и если эти темпы сохранятся, то в 2025 году компании должны выпустить 800 тысяч тонн готовой еды.

Как уже было сказано ранее, ни один крупный федеральный ритейлер, как «Магнит» и «Перекресток» не открывается без собственной пекарни или же кухни, на которой производится свежая готовая еда. Такое поведение крупных сетевиков свидетельствует о реальном спросе покупателей на готовую еду. Помимо этого, в последние годы они много инвестировали в собственные производства готовой продукции и технологии доставки. Это помогло масштабировать направление и снизить себестоимость готовых блюд.

Почему же растет спрос на готовую еду? Люди все меньше хотят тратить свое свободное время на готовку, сделав выбор в пользу отдыха, хобби, встреч с друзьями. Также, немногим удобно закупаться продуктами и готовить на несколько дней вперед, так как еда может испортиться. Поэтому, такие сегменты потребителей, а в основном это студенты, люди-одиночки, молодые семейные пары, делают выбор в пользу готовой еды. В связи с тем, что количество участников рынка в этой области стремительно увеличивается, данные целевые группы клиентов обращают внимание не только на наличие готовой еды у ритейлера, но и на качество блюд, их цену, удобство упаковки, доступность магазина. Хорошая упаковка гарантирует свежесть и сохранение качества блюда. Поэтому, собственникам бизнеса активно следует уделять внимание качественному маркетингу, который повышает доверие у покупателей.

Согласно проекту Tinkoff Data, который проводился для анонимных пользователей – 25 миллионов розничных клиентов «Тинькофф», по итогам июня-августа 2023 года совокупные траты российских потребителей в кулинариях выросли на 15-20%.

Продажи всех основных видов готовых блюд в России растут двузначными темпами. Но больше всего увеличились продажи хлебобулочных изделий (35,9%), блюд на основе риса (30,5%), супов и бульонов (29,6%), макаронных изделий (27,8%), а также комплексных блюд (15,6%). По данным ЕГРЮЛ, в 2022 году на российском рынке было зарегистрировано 30 тысяч пищевых производств.

В среднем житель России тратит на покупку готовой еды около 9% из общего объема расходов (не считая посещения кафе и ресторанов – доля расходов на них занимает еще 4-5%).

В магазинах кулинарии наибольшей популярностью пользуются салаты, выпечка, готовые завтраки, а также готовые блюда, которые в основном приобретают на обед или ужин: мясные или овощные блюда с рисом или макаронами.

К крупным игрокам среди представителей рынка готовой кулинарии в 2023 году в России относятся:

  1. Сеть супермаркетов «Азбука вкуса» - специализируется на предоставлении премиум продуктов и гастрономических изделий. В ассортименте можно найти различные фрукты и овощи, напитки, мясо и рыбу, продукты для здорового питания, а также различные готовые блюда, кулинарные продукты и деликатесы. Одним из ключевых преимуществ «Азбуки Вкуса» является высокий уровень обслуживания и внимание к деталям.
  2. Торговая сеть «Вкусвилл» - популярная сеть магазинов здорового питания. «Вкусвилл» уделяет много внимания развитию ассортимента готовых блюд. При этом в отличие от конкурентов, компания не имеет собственного производства. Вся кулинария производится на площадках партнеров и поставщиков «ВкусВилл». Каждую неделю сети появляется пять-семь новых блюд, команда делает ставку на быструю ротацию ассортимента и удовлетворение потребностей разных групп покупателей.
  3. Розничная сеть супермаркетов продуктов «Перекресток» - особенностью этой сети является широкий ассортимент разнообразных продуктов питания, напитков, бытовой химии, а также готовой продукции, и высокий уровень сервиса. Именно сервис заставляет покупателей возвращаться за повторными покупками и приобретать что-то еще, сопутствующие товары.
  4. Сети супермаркетов «Пятерочка», «Магнит» - наиболее популярные и распространенные сети магазинов, в которых в том числе продается готовая еда и выпечка. Разнообразие этих позиций не такое масштабное, как в кулинариях, но этого достаточно, чтобы удовлетворить потребность группе людей, которая закупается в сетевых супермаркетах готовой едой и выпечкой.
  5. Сеть гипермаркетов «Лента» - отличается отличной клиентской сервисом, привлекательными акциями и скидками, а также широкой географией своих магазинов. Сеть «Лента» представлена во многих регионах России, что позволяет ей быть доступной для большого числа потребителей.
  6. Компания «Лента» также активно развивает свою сеть онлайн-закупок и доставки продуктов, чтобы удовлетворить потребности современных покупателей. Все это делает «Ленту» одной из самых популярных и успешных сетей гипермаркетов в России.

Существует также множество небольших магазинчиков кулинарии как сетевых, так и розничных. Они пользуются спросом вблизи учебных заведений, офисных районов, а также в спальных районах. Но такие кулинарии гораздо сложнее раскрутить, завоевать доверие у покупателя и превратить его в лояльного.

На 2024 год уже разработаны основные тренды развития магазинов кулинарии в России. К ним относятся:

  1. Эмоциональный сервис – и это не только про еду и напитки, а в целом про уровень обслуживания. Чем больше положительных эмоций получает гость от посещения заведения, тем быстрее он будет к вам расположен. Но, в России, эмоциональный сервис находится пока еще на такой стадии, когда многие о нем говорят, но мало кто делает. Сервис в заведении нужно выстраивать так, чтобы к вам захотелось вернуться снова, с покупателем нужно выстроить доверительные отношения. Для этого необходимы дружелюбные и креативные кадры и грамотная их мотивация.
  2. Растительная еда – уже несколько лет подряд наблюдается интенсивное увеличение спроса на растительные продукты – молоко, йогурты, мясо, фруктовые снеки и овощи. Отсюда проистекают сразу два продуктовых тренда: на местные продукты и на сезонные продукты.
  3. Адаптивное меню – это касается веганов и вегетарианцев, гостей, не употребляющих продукты с глютеном и прочими аллергенами. С каждым годом все больше людей задумываются о вопросах питания, и избирательных гостей становится всё больше.
  4. Эко-сладости – тенденция, что все больше людей начали разбираться в еде, привела к тому, что многие отказываются от сладкого, или хотя бы предпринимают попытки это сделать. Отсюда и новый тренд – сладости без добавления чистого сахара. Для «эко-сладостей» используют сироп из агавы, фруктозу и прочие натуральные подсластители.
  5. Дары природы – в 2024 году продолжится мода на обильное применение даров природы при приготовлении блюд. Речь идет о натуральных ягодах, грибах и ароматных травах.

Все эти тренды довольно несложно внедрить в бизнес крупных федеральных ритейлеров, а вот с малым и средним бизнесом есть трудности из-за ограниченности ресурсов – кадров, производственных мощностей, финансирования. Хотя, в большей степени более мелкие производители предлагают наиболее разнообразный ассортимент, высокое качество продукции. Именно поэтому, им необходимо грамотно выбрать верную стратегию развития бизнеса, бизнес-модель.

Список литературы

  1. 5 трендов в общепите на 2024 год [Электронный ресурс] – URL: https://kontur.ru/market/spravka/48230-5_trendov_v_obshepite (дата обращения: 29.01.2024).
  2. Акимова, Р. А. Анализ состояния и тенденции развития рынка общественного питания в России / Р. А. Акимова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 10 (352). — С. 51-53. — URL: https://moluch.ru/archive/352/78997/ (дата обращения: 02.02.2024).
  3. Покупатели переключились на кулинарию [Электронный ресурс] – URL: https://www.kommersant.ru/doc/5900609?ysclid=ls8wb8afgx17021030 (дата обращения: 30.01.2024).
  4. Рейтинг продуктовых ритейлеров России 2023 [Электронный ресурс] – URL: https://kafebochka.ru/reiting-produktovyx-riteilerov-rossii-2023 (дата обращения: 17.01.2024).
  5. Тренды общепита 2024 [Электронный ресурс] – URL: https://5armia.ru/news/962/?ysclid=ls9nmw9l7x193937947 (дата обращения: 29.01.2024).
  6. Что будет с рынком общепита в 2023 году [Электронный ресурс] – URL: https://strategy.ru/research/expert/119?ysclid=ls6mwqz4rq503956379 (дата обращения: 27.01.2024).

Интересная статья? Поделись ей с другими:

Автор: Устыменко Мария Андреевна