Особенности развития региональных экономических систем

"Научный аспект №6-2024" - Экономика и менеджмент

УДК 332.1

Коняхин Илья Евгеньевич – аспирант Татарского института содействия бизнеса Университета управления «ТИСБИ».

Аннотация: В статье рассматриваются вопросы развития и функционирования региональных экономических систем. В течении более двух лет российская экономика испытывает отрицательное воздействие, в виде рестрикционных мер со стороны недружественных стран и, как дальнейшее следствие, сталкивается со значимыми внутренними проблемами. В статье также проводится анализ теоретической и методологической базы по вопросам регионально развития в рамках взаимодействия на основе региональных экономических систем. Результатами исследования являются предложения комплекса мер по формированию развития региональных экономических систем.

Ключевые слова: региональная экономика, регион, экономические системы, региональные экономические системы, управление экономическим развитием.

Регион является неотъемлемой частью государства, который создает, развивает и поддерживает свои стратегические направления на основе комплекса экономических и социальных программ, а также проектов. При этом без создания необходимой и развитой инфраструктуры невозможно поддерживать актуализацию для движения непрерывного роста экономики и социальной сферы. Так же немаловажен фактор создания ресурсных возможностей, без которого явно невозможно проводить процесс реформирования региональных экономических систем.

Региональные экономические системы (РЭС) – это подсистемы народнохозяйственной системы производительных сил, мощностей и отношений, ориентированной на формирование, поддержание и развитие специфических по содержанию ресурсов и имеющей сложную структуру социальных и культурных отношений между различными экономическими субъектами [1, 2].

На настоящий момент РЭС на этапах своего развития испытывают значительные сложности и противоречия, а конкретнее связанные с неимением парадигмы регионального управления в рыночных экономических условиях [3]. Наличия методологических инструментов, показывающих эффективность также вызывает сложности, а конкретнее отсутствие в большинстве случаев. Так же в большинстве регионов имеется потребность в расширении количества инструментов синхронизации действий администраций региона различных уровней с широкими слоями населениями. Предпринимательские структуры и научные учреждения зачастую тоже страдают от острой нехватки инструментов консолидации взаимодействий.

Становится явно, что необходимость создания и использования новых методологических инструментов реформирования и формирования системных структур выходит на лидирующие позиции. Поиск инновационных форм содержания регионального управленческого пространства, в том числе научных, имеет приоритет в потребности. Укрепление производственного потенциала через формирование моделей поддержки всех видов ресурсного обеспечения, а также обеспечение создания потенциала для благоприятного климата жизнедеятельности региона – важная задача.

На мой взгляд, недостаточно используется процессный подход для формирования и поддержания различных отраслевых субъектов регионального пространства. Применение системного подхода, при обозначении различных частей системы и связей между ними – дает возможность оценить методы привлечения свежих средств реформирования объектов сферы производства, управленческих структур, социокультуры и инфраструктуры. Все это дает нам шанс правильно оценить условия для жизнедеятельности региона, но использование системного подхода в частности требует высокой компетенции [4].

Одновременное использование системного и процессного подхода позволит узконаправленно создавать и доводить до конца инновационные программы и проекты в рамках РЭС. Это даст возможность увеличить управляемость и конкурентоспособность территории. К тому же региональная ориентированность приоритизации на участие в национальных программах позволит значительно повысить качество жизни регионов Российской Федерации, и отдельных регионов РФ в частности.

Проблематика экономического моделирования, моделирования социального развития отражены в трудах отечественных и зарубежных авторов. Например, таких как А.Г. Аганбегян, Ф. Белл, Е. Домар, П. Дуглас, Н.С. Зияндуллаев, У. Изард, Ч. Кобб, Ф. Кушнирский, Т. Лэнгфорд, В.С. Немчинов, Р. Раяцкас, Г. Хойт, Р. Харрод и других ученых. В этих трудах отражен отечественные и зарубежные подходы исследования, разработки и использования моделей развития региональных экономики страны. В научных работах начала ХХI в. также отражены стремления российских ученых [5, 6, 7] исследовать и смоделировать процессы, протекающие в РЭС.

В состав РЭС входят подсистемы (процессы), которые, в свою очередь, делятся на составные части, чаще всего, подпроцессы. Основными подсистемами (процессами) РЭС, влияющими на эффективность её деятельности, являются производственная, социальная, культурная, институциональная, экологическая, рекреационная, трудовая, научно-техническая и информационная [3]. Однако управлять представленными выше подсистемами (процессами) напрямую практически невозможно.

Очевидно, в этих условиях необходимость разделения подсистем (процессов) РЭС на отдельные подпроцессы и даже более мелкие структурные единицы (задачи, операции) для удобства последующих структурных преобразований и технологизации её атрибутов [8].

На рисунке 1 представлена предлагаемая информационно-логическая модель развития структуры РЭС.

Рисунок1

Рисунок 1. Предлагаемая информационно-логическая модель развития структуры РЭС

Оценка инвестиционного климата помогает выявить барьеры или возможности для роста бизнеса и предпринимательства. Кроме того, понимание государственной политики и инициатив, таких как программы регионального развития и поддержка инноваций, позволяет заинтересованным сторонам соответствующим образом согласовывать свои стратегии [9].

Рассмотрение тенденций мирового рынка помогает определить потенциальные возможности или проблемы, такие как изменения глобального спроса или технологические достижения, которые могут определить перспективы роста региональных экономик [10].

Отмечу, что экономическое взаимодействие регионов способствует укреплению хозяйственных связей между субъектами РФ, в перспективе оптимизирует территориальное размещение инфраструктуры, на основе кооперативного взаимодействия минимизирует неэффективные финансовые траты, объединяет экономический потенциал сотрудничающих регионов для достижения наибольших результатов. Очевидно, что межрегиональные связи между субъектами РФ, городами, организациями должны регулироваться взаимовыгодными соглашениями по обмену товарами и услугами [11].

При этом государству принадлежит ведущая роль в организации процесса межрегионального взаимодействия. Так, органами государственной власти формируется система управления субъектами межрегиональных связей, юридические условия ведения сотрудничества, кооперации и миграции населения. В то же время в процессе межрегионального взаимодействия интересантами создаются общественные организации, например, «Северо-Запад», «Возрождение Урала», «Северный Кавказ» и другие, которые выполняют совещательные и консультативные функции, позволяющие субъектам взаимодействия сформировать позицию региона по основным социально-экономическим вопросам его развития.

Самостоятельность принятия решений относительно рационального применения имеющихся ресурсов, полученная регионами от федерального центра, увеличила значение межрегиональных связей для экономики страны. Право свободного выбора экономического развития позволяет регионам вырабатывать собственный тип экономического поведения: на мировой экономический рынок выходят регионы, обладающие богатыми природными ресурсами; регионы со слаборазвитым сельским хозяйством, но с доминированием добывающей отрасли промышленности стремятся организовать бартер, как с индустриальными, так и с аграрными государствами или регионами для ликвидации нехватки ресурсов, товаров и услуг; депрессивные регионы, развивающие сферу услуг (финансовых, туристических и пр.).

Особенность функционирования региональной экономики заключается в том, что ее работа осуществляется одновременно на мезо- и макроуровне. На мезо-уровне функционируют региональные предприятия, регулируются нормы хозяйствования в данном регионе, определяется наличие материальных ресурсов, уровень развития инфраструктуры. Региональные предприятия принимают участие в финансово-кредитных отношениях, тем самым пополняя местный бюджет. На макроуровне происходит формирование социально-экономической политики, устанавливаются связи между федеральным центром и представителями региональных властей, взаимодействие между регионами, в том числе и в кластерной форме. хозяйственной модели их экономики.

Подводя итог можно отметить, что элементная база функционирования РЭС многогранна. Она включает в себя производственно-экономическую и социально экономическую комплексы, а также бюджетно-финансовую сферу. Взаимодействие между регионами приводит к максимальным результатам только при грамотном использования способов взаимодействия, а именно, социально-экономических в рамках функционирования административно-территориальных единиц. Наиболее лучшие показатели удается получить при использовании таких взаимодействий регионов как: межотраслевое и по межрегиональным отраслевым кластерам.

Список литературы

  1. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах / пер. с англ. – М.: Сов. радио, 1974. – 272 с.
  2. Волкова В.Н., Денисов А.А. Устойчивость социально-экономических систем // Системный анализ в экономике: сб. материалов межвуз. конф. Таганрог, 2000. С. 4-12.
  3. Закинчак А.И. Концептуальное проектирование управления социальноэкономическим развитием региона: методические аспекты: дис. канд. экон. наук. Иваново: ИГАСУ, 2008. 21 с.
  4. Гуияр Ф.Ж., Нелли Д.Н. Преобразование организаций / пер. с англ. М.: Дело, 2000. 370 с.
  5. Аралбаева Г.Г. Методология и организация мониторинга региональной социальноэкономической системы: дис. докт. экон. наук. Оренбург: ОГУ, 2009. 342 с.
  6. Иваненко Л.В. Управление регионом на основе концепции мегакластерной организации: дис. докт. экон. наук. Оренбург: ОГУ, 2008. 356 с.
  7. Семёнова Т.Ю. Региональная социально-экономическая политика развития инновационной деятельности: дис. докт. экон. наук. Оренбург: ОГУ, 2008. 350 с.
  8. Герасимов Б.Н. Управление изменениями в организациях на основе креативных технологий // Креативная экономика и социальные инновации. 2017. Т. 7. № 3(20). С. 95-107.
  9. Кузнецова Е.В. Методология основ сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации / Е.В. Кузнецова // Региональная экономика: теория и практика. – 2020. № 1
  10. Аралбаева Ф.З., Кузаева Т.В. ИННОВАЦИОННЫЕ ФАКТОРЫ РАЗВИТИЯ РЕГИОНАЛЬНЫХ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ СИСТЕМ // Экономика и социум. 2011. №1 (1). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-faktory-razvitiya-regionalnyh-sotsialno-ekonomicheskih-sistem (дата обращения: 14.06.2024).
  11. Лаврова А. В. Устойчивое развитие промышленности: межотраслевое взаимодействие и занятость // Фундаментальные исследования. 2014. № 12. Ч. 5. С. 1047–1051.
Автор: Коняхин Илья Евгеньевич